ШЕЛЕХОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН


На период 2008-2012 годы Думой Шелеховского муниципального района от 27.09.2007 №26-рд принята Программа социально-экономического развития Шелеховского района. В рамках данной Программы определены следующие основные задачи:

1) улучшение качества среды проживания;

2) создание системы формирования здоровой, образованной и культурно- развитой личности через совершенствование управления социальным развитием Шелеховского района;

3) внедрение эффективных технологий в управление развитием Шелеховского района;

4) повышение экономического потенциала и конкурентоспособности Шелеховского района.

В решении указанных задач первоочередное значение имеет обеспечение безопасной среды проживания жителей Шелеховского района, развитие сфер здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, повышения культурного, экономического потенциала, инвестиционной привлекательности Шелеховского района.

Также, в целях эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления, в работе Администрации Шелеховского муниципального района на 2008 год обозначены следующие задачи:

1) организация подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, депутатов Законодательного собрания Иркутской области и депутатов Думы Шелеховского муниципального района в рамках полномочий органов местного самоуправления;

2) оказание организационно-технической и методической помощи городским и сельским поселениям Шелеховского района;

3) обеспечение жителей района достоверной информацией о работе органов местного самоуправления района и муниципальных организаций по текущим вопросам жизнеобеспечения населения;

4) повышение эффективности использования муниципального имущества;

5) разработка мероприятий по повышению доходного потенциала района и участие в их реализации, а также укрепление финансовой самостоятельности поселений Шелеховского района;

6) реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса» на территории района;

7) подготовка к утверждение документов территориального планирования района и др.

На сегодняшний день в Шелеховском районе созданы необходимые условия для построения эффективной системы стратегического, среднесрочного и краткосрочного планирования, а также системы выполнения планов и реализации комплексных и целевых программ и проектов на базе межмуниципального сотрудничества. В 2006 году соглашением между главами муниципальных образований Шелеховского района была одобрена Межмуниципальная стратегия социально-экономического развития Шелеховского района до 2015 года. Ежегодно Думой Шелеховского муниципального района утверждается прогнозный план социально-экономического развития на очередной финансовый год.

Кроме того, среди важнейших решений органов местного самоуправления Шелеховского района следует отметить принятие Думой Шелеховского муниципального района следующих муниципальных программ:

1. Муниципальная программа профилактики правонарушений в Шелеховском районе на 2008-2012 годы, принятая решением Думы Шелеховского муниципального района от 29.11.2007 №46-рд, в рамках которой поставлены следующие основные задами:

1) повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и органов местного самоуправления в предупреждении правонарушений;

2) совершенствование взаимодействия правоохранительных органов и органов местного самоуправления Шелеховского района, направленных на обеспечение общественной безопасности на территории района;

3) выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетних, а также правонарушений, совершаемых в общественных местах, преступлений против собственности;

4) формирование позитивного общественного мнения о правоохранительных органах и результатах их деятельности.

2. Муниципальная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Шелеховском районе на 2008-2012 годы, принятая решением Думы Шелеховского муниципального района от 27.09.2007 №27-рд, в рамках которой поставлены следующие основные задачи:

1) предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

2) развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;

3) сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;

4) совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в населенных пунктах района.

3. Муниципальная целевая Программа «Развитие образования в Шелеховском районе на 2007-2011 годы», утвержденная решением Думы Шелеховского муниципального района от 26.04.2007 №14-рд, в рамках которой поставлены следующие основные задачи:

1) повысить качество работы органов самоуправления образовательных учреждений;

2) повысить уровень квалификации руководителей, заместителей руководителей, педагогических работников образовательных учреждений;

3) создать условия для воспитания гражданственности воспитанников, обучающихся;

4) улучшить условия организации трудового обучения и воспитания, профессионального самоопределения обучающихся;        

5) создать условия для широкого внедрения информационных технологий обучения и оптимизации документооборота.

Следует отметить положительный опыт использования правовой базы данных АСДГ при подготовке муниципальных правовых актов Шелеховского района. Совершенствование отдельных муниципальных правовых актов Шелеховского района позволяет обеспечивать эффективное исполнение органами местного самоуправления своих полномочий.

Кроме того, совместные мероприятия, встречи глав муниципальных образований, руководителей и должностных лиц органов местного самоуправления, АСДГ, создают основу для обмена опытом работы по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, обсуждения возникающих проблем и путей их решения.

В прошедшем году органам местного самоуправления Шелеховскою района не удалось решить вопросы по утверждению схем территориального планирования Шелеховского района и строительству детских дошкольных учреждений в городе Шелехове и Шелеховском районе.

Актуальными остаются следующие проблемы в области местного самоуправления:

1) Разграничение полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и поселений, предусмотренных ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В качестве критериев разграничения полномочий между уровнями муниципальных образований законодателем используются указания на территорию осуществления полномочий (поселение или район), а также на получателей соответствующих публичных услуг (население поселений или района). Принимая во внимание, что территория поселений входит в границы муниципального района, а население соответствующего поселения является частью населения всего муниципального района, указанные критерии приобретают оценочный характер.

2)        Информационный обмен между органами местного самоуправления муниципального района и поселений.

Право органов местного самоуправления муниципального района запрашивать у органов местного самоуправления поселений информацию по вопросам местного значения поселений не предусмотрено действующим законодательством. Не установлена также и соответствующая обязанность органов местного самоуправления поселений предоставлять необходимую информацию по запросу органов местного самоуправления муниципального района. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

3) Обязанность органов государственной власти безвозмездно предоставлять органам местного самоуправления информацию (статистическую, налоговую, об основных показателях хозяйственной деятельности предприятий и др.) действующим законодательством не предусмотрена.

Данная информация необходима органам местного самоуправления для разработки планов, программ социально-экономического развития муниципальных образований, а также для составления проектов бюджетов на очередной финансовый год.

4)        В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в населенных пунктах, в которых нет органов внутренних дел, регистрационный учет граждан по месту пребывания осуществляется местными администрациями.

Принимая во внимание, что регистрационный учет граждан не входит в вопросы местного значения, а осуществляется федеральными органами исполнительной власти, наделение органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями должно осуществляться с предоставлением материальных и финансовых средств в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5) Оборот промышленных и бытовых отходов.

Органы местного самоуправления не могут в полной мере осуществлять полномочия в сфере утилизации, переработки бытовых отходов в связи с отсутствием полигонов для их хранения и утилизации, отвечающих установленным требованиям.

6) Обеспечение реализации гражданами прав на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Объем средств, направляемых в соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 18.10.2007 №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, рассчитываемый в 2008 году исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также из норматива финансовых затрат в размере 417 рублей (с 01.04.2008 - 423 рублей) в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде указанной социальной услуги, не соответствует реальной потребности льготополучателей Шелеховского района в лекарственном обеспечении.