Омск


1. Работа департамента имущественных отношений Администрации города Омска в 2007 году в области земельно-имущественных отношений.

1.1. Земельные отношения

Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (далее - ДИО) в 2007 году была разработана и утверждена Решением Омского городского Совета от 10 октября 2007 года № 56 общегородская целевая Программа «Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения на период до 2009 года».

Целями Программы являются:

1)        обеспечение муниципального образования городской округ город Омск Омской области недвижимым имуществом, необходимым для решения вопросов местного значения;

2)        повышение эффективности управления муниципальным имуществом города Омска.

Задачами Программы являются:

1)        формирование единых объектов недвижимости (земельные участки, здания, строения, сооружения, расположенные на них), необходимых для решения вопросов местного значения;

2)        установление прав на сформированные объекты недвижимости;

3)        обеспечение поступления в бюджет города Омска средств от использования муниципального недвижимого имущества города Омска.

Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих социально- экономических результатов:

  • создание правовых оснований для использования Программы и эксплуатации (включая расходование бюджетных средств на строительство, ремонт и содержание) объектов недвижимости, используемых для решения вопросов местного значения;
  • приобретение в муниципальную собственность города Омска земельных участков в порядке разграничения государственной собственности на землю;
  • увеличение поступлений в бюджет города Омска от платы за землю и использования муниципального недвижимого имущества города Омска;
  • повышение эффективности использования муниципального недвижимого имущества города Омска, полноты и достоверности его учета.

В области земельных отношений в 2007 году ДИО подготовлено большое количество нормативно-правовых документов, связанных с установлением размеров предоставляемых гражданам земельных участков, определением арендной платы, муниципальным земельным контролем, решением налоговых вопросов.

В 2007 году активно велась работа по разграничению государственной собственности на землю. В течение года обеспечены формирование, постановка на государственный кадастровый учет, межевание в отношении 690 объектов землеустройства, подлежащих отнесению к муниципальной собственности.

В 2007 году получены свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на 328 земельных участков суммарной площадью свыше 5 тыс. га. Всего за полтора года получены свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на 802 земельных участка площадью около 6 тыс. га.

ДИО обеспечена четкая работа муниципального земельного контроля. В 2007 году муниципальными земельными инспекторами ДИО проведено 650 проверок, общая площадь обследованных земельных участков превышает 2 тыс. га. По итогам земельного контроля в бюджет города Омска в виде штрафов в 2007 году поступили денежные средства в размере 16,5 млн. рублей.

В 2007 в городе Омске проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов в границах муниципального образования город Омск. Кадастровая стоимость земельных участков, являющаяся налоговой базой, в целом по городу Омску увеличится в 2,06 раза.

В 2007 году ДИО подготовлены и проведены крупнейшие аукционы по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности для комплексного освоения в целях жилищного строительства. По результатам двух аукционов, суммарные поступления в бюджет города Омска от права аренды составят 2,6 млрд. рублей, суммарная арендная плата - 1,4 млн. рублей ежемесячно.

1.2. Имущественные отношения

В сфере имущественных отношений в 2007 году значительное внимание было уделено нормотворческим вопросам. В прошедшем году ДИО был разработан и утвержден один из основополагающих документов: Решение Омского городского Совета № 20 «Об управлении муниципальной собственностью города Омска». Документ упорядочивает данную сферу деятельности, содержит ряд новаций.

В 2007 году ДИО разработана местная нормативная база по реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также полностью переработаны нормативные документы в сфере управления муниципальными предприятиями.

В 2007 году значительное внимание уделено развитию рыночных отношений в сфере управления муниципальным имуществом. От реализации муниципального недвижимого имущества на аукционах в 2007 году в бюджет города Омска поступило более 2 млрд. рублей, при этом продажная цена превысила начальную на 480 млн. рублей. Завершен переход на рыночную арендную плату при предоставлении в аренду муниципальных нежилых помещений.


2.        Достижения коллег из других городов.

В сфере земельных отношений следует отметить высокий уровень организации муниципального земельного контроля в городе Иркутске.

В части имущественных отношений, по имеющейся информации, Администрация города Тюмени завершила подготовку к проведению конкурсов по выбору управляющей организации для многоквартирных жилых домов, собственники которых в установленном порядке не выбрали способ управления. Администрация города Омска, к сожалению, существенно отстает в решении данного вопроса.

Главным достижением прошедшего года считаем действия коллег муниципального района «Читинский район», которыми в Конституционном суде РФ оспорены неправомерные действия территориального органа по управлению федеральным имуществом по односторонней передаче имущества в муниципальную собственность без волеизъявления органов местного самоуправления. Следует отметить, что в 2007 году специалистами ДИО также было подготовлено аналогичное обращение в Конституционный Суд РФ, но Читинский район обратился раньше, в результате чего получено определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2007 № 828-О-П, которое имеет большое значение для всех органов местного самоуправления.


3.        Проблемы, не решенные в прошедшем году.

Как уже было отмечено выше, одной из нерешенных в 2007 году проблем является низкая степень готовности Администрации города Омска к проведению конкурсов по определению управляющих организаций.

В связи с большим объемом, в полной мере не завершена передача из муниципальной собственности в государственную и прием из государственной в муниципальную собственность имущества, отвечающего требованиям Федерального закона № 122-ФЗ. Насколько нам известно, соседним регионам (Новосибирск, Тюмень) также не удалось в установленный законодательством срок 1 января 2008 года в полном объеме завершить процедуру передачи.

В связи с длительностью процедуры оформления землеотводных документов, не на все земельные участки, предоставленные для размещения рекламных конструкций, заключены соответствующие договоры аренды.


4.        Задачи на 2008 год.

Главные задачи ДИО на 2008 год сформулированы в вышеупомянутой общегородской целевой программе «Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения на период до 2009 года». Главным образом это развитие земельно-имущественных отношений. Постоянно стоящей перед ДИО задачей является дальнейшее повышение эффективности использования муниципального имущества. С одной стороны, эта задача решается путем совершенствования нормативно - правовой базы и использования рыночных механизмов предоставления и отчуждения имущества. С другой стороны, особое внимание уделяется практическим действиям в сферах контроля за порядком использования предоставленного по договорам имущества, выявления неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, инвентаризации муниципальных объектов.


5.        Помощь и содействие АСДГ в решении проблем.

Считаем, что АСДГ может оказывать регионам методическую помощь, предоставляя обзорные, аналитические материалы по актуальным вопросам, а также представляя интересы местного самоуправления на федеральном и региональном уровнях.


6.        Целесообразность проведения конференций по актуальным вопросам.

В целом, конференции имеют прогрессивное значение и могут давать практический положительный результат, который становится очевидным в случае принятия на конференции определенных решений, итоговом выпуске материалов, упомянутых в п.5. Считаем целесообразным рассмотрения возможностей проведения конференций с использованием электронных средств связи, так как напряженный график работы руководителей и специалистов не всегда позволяет принимать непосредственное участие в выездных мероприятиях даже по актуальным вопросам


7.        Важные и актуальные вопросы для обсуждения.        

  • Формирование земельных участков под многоквартирными жилыми домами.
  • Практическая реализация положений Жилищного кодекса РФ, разработка законодательных инициатив по внесению изменений в Жилищный Кодекс РФ.
  • Опыт городов в решении проблемы выноса гаражей и автостоянок с территории города и организации новых мест хранения автотранспорта в целом по городу и в том числе обеспечения резервных площадок для установки временных гаражей.