Н О В О С И Б И Р С К
В 2007 году работа отрасли здравоохранение предусматривала реализацию двух взаимосвязанных проектов: 1. Реализацию национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения «Здоровье». 2. Реализацию городской целевой программы «Основные направления оптимизации структуры и повышения эффективности функционирования муниципальной системы здравоохранения на 2006-2009 годы».
I. Национальный проект «Здоровье» реализовывался Федеральным центром совместно с субъектом Федерации и Муниципалитетом по следующим направлениям:
По состоянию на 1.01.2008 в Новосибирске работали 525 участковых терапевтов, 301 участковых педиатров, врачей общей врачебной практики 4, 547 участковых медсестры терапевтических и 287 медсестер педиатрических; всего в участковой службе муниципального здравоохранения города трудятся 1664 человека. Увеличение числа работников участковой службы на 01.01.2008 г. в сравнении с 2006 г. составило: - участковых врачей - на 77 человек. - участковых медицинских сестер - на 113 человек. Число врачей скорой помощи (физических лиц) на 01.01.2007 составило 332 человек, на 01.01.2008 г. – 337 человек. Укомплектованность врачебных участков физическими лицами врачами-терапевтами возросла с 87,8% в 2006 г. до 89 % на 01.01.2008 , участковыми врачами-педиатрами с 97,0% до 96,0 %, участковыми медицинскими сестрами с 90,8 % до 92,5 %. Коэффициент совместительства участковых врачей в 2007 году достиг нормативных значений, установленных МЗ и СР: 1,1 – у терапевтов участковых и 1,0 – у педиатров участковых. Среднее число обслуживаемого населения на 01.01.2008 г. на терапевтическом участке составило 1728 чел., на педиатрическом участке 811 чел. За 2007 год специалистам, работающим на участках (участковым врачам и среднему медперсоналу), выплачено – 186,3 млн. рублей, в том числе: - участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики – 124,1 млн. рублей; -медицинским сестрам, работающим с названными врачами – 62,2 млн. рублей. Заработная плата возросла в среднем у врачей участковых за год с 20 736 руб. до 23 500 руб. Медицинскому персоналу скорой медицинской помощи выплачено из средств федерального бюджета в виде надбавок за 2007 год - 53,5 млн. рублей. Средняя заработная плата работников скорой помощи составила в 2006 г. у врачей 16 567 руб.; у фельдшеров – 11 817 руб.; в 2007 г. у врачей -21 150 руб.; у фельдшеров – 13 916 руб. За 2007 г. в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» первичную подготовку и переподготовку специалистов получили: Первичная специализация: - врачи – терапевты участковые – 20 человек (100 % от потребности); - врачи – педиатры участковые – 15 человек (100 % от потребности); - врачи общеврачебной (семейной) практики – 5 человек (100 % от потребности). Тематическое усовершенствование получили: - врачи – терапевты участковые – 104 человек (100 % от потребности); - врачи – педиатры участковые – 55 человек (100 % от потребности); Всего проучено в 2007 г. 199 человек. Поставки оборудования и машин скорой помощи
За 2007 по национальному проекту «Здоровье» в Новосибирск поступило все заявленное оборудование в количестве 242 единиц на сумму 157,1 млн. руб., из них лабораторное - 30 ед., рентгеновское - 70 ед., УЗИ – 29 ед., эндоскопическое – 89 ед., ЭКГ – 24 ед. Введено в эксплуатацию 242 единицы (100,0 % от поступившего оборудования).
В 2007 году принято в эксплуатацию 46 машин скорой помощи на сумму - 33, 84 млн. рублей (стоимость без оборудования 20,09 млн. рублей, с оборудованием - 33, 84 млн. рублей); диагностического оборудования – 157,1 млн. рублей. Общая сумма составляет 191,0 млн. рублей. Износ машин скорой помощи на 01.01.2008 составил 22,1 %. Общая сумма федеральных средств, выделенная на оборудование и машины для скорой помощи в 2006 г. составила 182,7 млн. рублей, в 2007 г. – 190,9 млн. рублей. За 2007 год проведено 3 162 818 клинических, биохимических, иммуноферментных анализов, 421 963 электрокардиографических, 666 863 рентгеновских, 246 262 ультразвуковых и 44 900 эндоскопических исследований. Это позволило уменьшить число дней ожидания на диагностические исследования на данном оборудовании.
Дополнительная иммунизация населения. В 2007 г. достигнут высокий уровень охвата детей профилактическими прививками: от дифтерии – 99,6 %, коклюша – 99,1 %, полиомиелита - 106,6 %, эпидпаротита – 100 %, краснухи 100 %, гепатита В - 105 % (от плана по национальному календарю), - 88,2 % (от плана по дополнительной иммунизации, т.к. вакцина на 783 человека от плана поступила в город только 26.11.2007г. и эти дети начали вакцинироваться с 27.11.2007г., соответственно V2 этой группе детей проведена после каникул, в январе 2008г., а V3 планируется в июне 2008 г., учитывая схему иммунизации 0-1-6 мес). В 2007 году не зарегистрировано случаев заболеваний дифтерии, полиомиелита. Программным способом решалась проблема обследования новорожденных на ряд врожденных заболеваний. За 2007г. на выявление адреногенитального синдрома, муковисцидоза, галактоземии получено наборов на сумму – 3, 1 млн. рублей. Выявлено больных детей – 18. Родовые сертификаты в городе Новосибирске выдает 21 ЛПУ, заключившие договоры с Новосибирским отделением Фонда социального страхования. За 2007 г. выписано – 15 153 родовых сертификата. Сумма средств, полученных по родовым сертификатам за 2007 года составила 117,9 млн. рублей. Этот проект позволил использовать дополнительно: - на заработную плату – 61,3 млн. рублей; - на оборудование – 22,3 млн. рублей; - на медикаменты и расходные материалы – 26,7 млн. рублей; - на инвентарь – 4,5 млн. рублей; - на инструментарий – 3,1 млн. рублей. По данным ЛПУ за 2007 осмотрено в рамках дополнительной диспансеризации 60 606 чел., общей стоимостью 32,7 млн. рублей, в рамках медицинских осмотров работников вредных производств 7 023 чел., общей стоимостью 4,1 млн. рублей.
По данным отчетов ЛПУ за 2007 г., среди прошедших дополнительную диспансеризацию и углубленные медицинские осмотры, выявлено впервые 16 804 заболеваний, в том числе на поздней стадии - 220. В структуре выявленных заболеваний I место занимают болезни системы кровообращения (22,4 %), II место - болезни эндокринной системы (19,0 %), III место - болезни глаза и его придаточного аппарата (16,3 % ), IV место - болезни нервной системы (13,0 %), V место – болезни мочеполовой системы (11,7 %). Число жителей города, направленных на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи в 2007 г. за счет средств федерального бюджета составило 3 517 чел., из них в НИИПК -1 914 чел., НИИТО – 1 043 чел., МНТК МГ – 312 чел., НИИКИ – 88 чел., НИИКЛ – 160 чел. Таким образом, общий объем Федеральных инвестиций в Новосибирское городское здравоохранение за текущий период 2007 г. составил 489,8 млн. рублей. Не остался в стороне от реализации национального проекта «Здоровье» и бюджет муниципального здравоохранения, так в 2007 г. было выделено из бюджета города Новосибирска: - на ВМП - 57,3 млн. руб. для 174 жителей, в т.ч.: НИИПК – 99 чел. (9677 тыс.руб.) НИИТО - 39 чел. (1405 тыс.руб.) ГУЗ НГОКБ – 12 чел. (1491 тыс.руб.) МУЗ ГКБ № 1 – 22 чел. (1600 тыс.руб.) Другие ЛПУ - 2 чел. (396 тыс. руб.). - на проведение дорогостоящего лечения (по расходам, не возмещаемым по тарифам ОМС) 26,8 млн.руб., в т.ч.: пролечено жителей города: -ГКБ № 1 – 279 чел. (7,2 млн. руб.) - ГКБ № 2 – 232 чел. (4,0 млн. руб.) - ГКБ № 12 – 84 чел. (1,0 млн. руб.) - НКБСМП № 2 – 6 чел. (1,08 млн. руб.) - ГДКБСМП № 3 – 325 чел. (12 млн. руб.) - ГДКБ № 1 - 225 чел. (1,5 млн. руб.) -на проведение экстренной тромболитической терапии 200 больных ОИМ -6 млн. руб., в т.ч.: - ГКБ № 25 – 25 чел. (500 тыс. руб.) - ГКБ № 34 - 75 чел. (1 500 тыс. руб.) - НКБСМП № 2 – 75 чел. (1 500 тыс. руб.) - ССМП - 25 чел. (500 тыс. руб.) - на программу кардиохирургического лечения по экстренным показаниям в клинике НИИПК (участники - МУЗ ГКБ №№ 1, 11, 34, БСМП № 2) выделено 35 млн. руб., пролечено 852 жителей города, в т.ч.: - закуплено медицинского оборудования для муниципальных ЛПУ, участвующих в реализации программы - 25 млн. руб.; - приобретено дорогостоящих лекарственных средств для муниципальных ЛПУ для профилактики тромбоза после кардиохирургического лечения в клинике НИИПК - 10 млн. руб; - для ввода в эксплуатацию автотранспортных средств выделено 352,4 тыс. рублей. - на страхование и регистрацию автомобилей скорой медицинской помощи 319,5 тыс. руб. - для подготовки кабинетов под диагностическое оборудование, поставляемое в ЛПУ в 2007 г. выделено 23,1 млн. рублей. Общий объем средств, полученных муниципальным здравоохранением для реализации ПНП «Здоровье» из городского бюджета в 2007 г. составил 92,4 млн. руб. II. Второе важнейшее направление деятельности муниципального здравоохранения – продолжение реализации городской целевой программы «Основные направления оптимизации структуры и повышения эффективности функционирования муниципальной системы здравоохранения на 2006-2009 гг.», принятой решением сессии городского Совета № 93 от 28.09.2005 г. Напомню, что целью этого проекта являлось: -оптимизация системы здравоохранения города и повышение эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи жителям в результате модернизации материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения. Система программных мероприятий включала в себя:
-на амбулаторном этапе; -на стационарном этапе. За 2007 г. на реализацию данной Программы в целом было получено средств в размере 351 137,8 тыс. рублей, что составляет 99 % от годового плана, эти средства были направлены на реализацию следующих статей:
Финансовые составляющие Программы
В рамках Программы в 2007 г. выполнены следующие мероприятия: I. Раздел кадровая политика: 1. Для обеспечения врачебными кадрами муниципальных ЛПУ из выпуска 2007 года медицинского университета направлено в больницы и поликлиники города 124 выпускника для прохождения интернатуры в т. ч. по терапии 42 чел, по специальности врач скорой помощи 18 чел. 2. В Советском районе по адресу ул.Софийская, 9 сдано общежитие для мед.работников общей площадью 493 м2 (однокомнатных квартир – 5, двухкомнатных – 7). 3. Произведены выплаты единовременных пособий молодым специалистам в объеме 1 127,8 тыс. руб. 4. Проводилась диспансеризация медицинских работников в соответствии с утвержденными планами-графиками, осмотрено 56 459 человек. II. Раздел повышение санитарной культуры населения и обеспечение профилактической направленности в работе ЛПУ: Выполнен большой объем мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию населения, так для медицинских работников ЛПУ проведены 23 семинара, 4 лекции, проведены районные и городской конкурс по гигиеническому обучению и воспитанию населения, разработано 7 и издано 8 памяток на актуальные темы, подготовлено 2 методических рекомендации, создано 10 постоянных рубрик, проведено 2 Декадника, проведено 2 анкетирования, продолжалась работа «горячего телефона» и многое другое. III. Раздел оптимизация работы отрасли и улучшение качества медицинской помощи: 1. Приказом ГУЗМ утверждено распределение прикрепленного территориального населения города по амбулаторно-поликлиническим учреждениям на 2008 год. 2. Утверждены стандарты оснащения в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 1.12.2005 № 753 «Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований». 3. В Новосибирский областной фонд ОМС направлены предложения по объемным показателям государственного заказа по стационарной помощи на 2008 год для немуниципальных ЛПУ (ЦКБ СО РАН, НУЗ ДКБ, ГУ СОМЦ). 4. Подготовлены критерии оценки качества работы врачей-специалистов территориальных поликлиник и среднего медперсонала специализированных кабинетов, а также вспомогательных подразделений (статистика, регистратура). 5. В областную тарифную комиссию направлены предложения по тарифам МЭС: - на томографические исследования в МУЗ ГКБ №№ 1 и 34; - на хирургическое лечение катаракты с использованием искусственной оптической линзы. 6. Проведена структурная реорганизация поликлиник МУЗ «Городская поликлиника № 29»для её соответствия статусу головной (I уровень) путем слияния с МУЗ «ГП № 31» (I квартал 2007г.) и детских стоматологических поликлиник ДСП №№ 1,2,3 на базе, которых образована МУЗ «Детская городская стоматологическая поликлиника». 7. Социально значимые учреждения переданы в ведение Новосибирской области. 8. Организована работа 6 кабинетов общей врачебной практики. 9. По квотам городского бюджета израсходовано 14,5 млн. рублей на дорогостоящее лечение и направлено на лечение 174 чел. IV. Раздел укрепление материально-технической базы ЛПУ: 1. Приобретено медицинское оборудование по лучевой диагностике для 9 ЛПУ и оборудование для отделений реанимации и анестезиологии для 15 ЛПУ. 1. Установлены аварийные источники электропитания в 4 ЛПУ. 2. Установлена противопожарная сигнализация в 34 ЛПУ. 3. Проведена огнезащитная пропитка в 22 ЛПУ. 3. В 54 муниципальных учреждениях здравоохранения выполнялись работы по ремонту регистратур, помещений, кровли, рентгенкабинетов, санитарно-технические работы, а также проводилась реконструкция кабинетов под установку медицинского оборудования и работы по подготовке учреждений к работе в зимних условиях. Общая площадь проведенного капитального ремонта составила около 25 000 м2. 4. Строительство и реконструкция объектов здравоохранения: - строительство лечебного корпуса МУЗ ГКБ № 3 в Советском районе, общей площадью 5894,5 м². - реконструкция помещений под общежитие для медицинских работников по ул. Софийская, 9 в Советском районе, общей площадью – 493,0 м2, количество квартир – 12 (5 однокомнатных и 7 двухкомнатных). - реконструкция помещений филиала поликлиники № 7 по ул. Автогенная в Октябрьском районе, общей площадью – 1588,0 м2 . - реконструкция реабилитационно-восстановительного центра «Обские зори» МУЗ «Новосибирская муниципальная детская клиническая больница скорой помощи № 3». - реконструкция клинико-диагностического корпуса МУЗ «Городская поликлиника № 1». В 2007 г. в городе продолжалась реализация 2 целевых отраслевых проекта: 1. Детская онкология/гематология на сумму 10,0 млн.рублей (пролечено 294 ребенка). 2. Лечение острых и хронических заболеваний сердца и сосудов на сумму 35,0 млн.рублей. Кроме этого разрабатывался и в настоящее время практически завершен следующий проект:
Реализация его по сути уже началась. Самым тщательным образом изучается ГУЗМ и специалистами различных лечебных учреждений новый программный проект, основывающийся на формировании материально-технической базы для внедрения в повседневную жизнь современных методик трансплантации органов и тканей. Собственно, мы уже имеем первые результаты. Чрезвычайно болезненной и, очевидно требующей решения программным способом является проблема лечения больных с хронической почечной недостаточностью (т.е. проблема хронического гемодиализа) с ценой вопроса 40,0 млн. руб. в год. Следует сказать, что любой из проектов, рекомендуемых Главным управлением здравоохранения мэрии к принятию и финансированию за счет бюджета города, всегда совместно разрабатывается и реализуется специалистами и учреждениями федеральными, областными и городскими, медицинским университетом и ведущими учреждениями других территорий страны. Таким образом, в сравнении с 2006 г. получены следующие результаты работы отрасли:
- количество работников в отрасли: 2006 г. – 22 373 чел. 2007 г. – 23 627 чел. (+1254 или 5,6 %); -средняя заработная плата: 2006 г. - 8 787 рублей 2007 г. - 9 580 рублей (+ 793 рубля или 9 %); -средства, выделенные на обучение специалистов: 2006г. - 2 млн.535 тыс. рублей 2007 г. - 6 млн. 441 тыс.рублей (+ 3 млн. 906 тыс. рублей или 154 %); -средства, выделенные на обязательное страхование медицинских работников отрасли: 2006 г. - 0 2007 г. - 1 млн. 400 тыс.рублей; -средства, выделенные на муниципальные гранты для лучших лечебно-профилактических учреждений и руководителей отрасли: 2006 г. - 0 2007 г. - 2 млн.600 тыс. рублей; -количество путевок на санаторно-курортное лечение для работников отрасли за 2 года - 1 116 штук; - количество служебного жилья (общежития): 2006 г. - 2 392 м2 2007 г. - 547,6 м2
2. Оптимизация работы отрасли: а) Амбулаторный этап - в 2007г заработали 6 общеврачебных практик в различных районах города на базах муниципальных поликлиник. - в результате оптимизации сети поликлинических учреждений их количество уменьшилось с 43 в 2005г до 28 в 2007г, но при этом стали очевидны первые позитивные результаты этого процесса; - количество мест в дневных стационарах увеличилось с 1048 до 1278 (т.е. на 230 мест). б) Стационарный этап - количество функционирующих коек сократилось с 11 742 в 2005 г. до 8 703 в 2007 г. (т.е. на 3039 коек). При этом очередность на плановую госпитализацию уменьшилась. Если в 2006 г. максимальный срок ожидания на плановое стационарное лечение достигал 60 дней, то в 2007 г. – до 10 дней.
3. Улучшение материально-технической базы: - приобретено оборудования за счет средств бюджета города: а) в 2006 г. на 71,9 млн. руб., в 2007г. на 195,5 млн.рублей. Капитальный ремонт: В 2006г. - отремонтировано 19,2 тыс. м2 на сумму 134,1 млн. руб., за 2007г. - 25 тыс. м2 на сумму 185,2 млн. руб. Капитальные вложения: -27 декабря 2007 г. открыт лечебный корпус ГБ № 3 -27 декабря 2007 г. открыто общежитие для медработников в Советском районе -в ноябре 2007 г. открыт филиал городской поликлиники № 7.
В результате планомерно увеличивающегося бюджетного финансирования стала сокращаться доля платных услуг в структуре бюджета отрасли. По данным социологических опросов населения в 2007 г. впервые появились положительные оценки работы отрасли. С учетом всех вышеизложенных итогов работы в 2007 г. стали понятны и основные направления развития отрасли на ближайшие годы, задачи которые всем вместе следует решать для достижения главной цели. Цель развития отрасли: Значительное повышение качества работы отрасли для обеспечения высокого качества жизни жителей города за счет максимального развития системы муниципального здравоохранения, формирования ее - современной, - общедоступной, - отвечающей требованиям горожан.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели: 1.На амбулаторном этапе: 1.1 Обеспечение работы на территориальном участке комплексной бригады: - врач; -помощник врача (фельдшер); - медицинская сестра. 1.2 Формирование стандартов оказания медицинской помощи пациентам на амбулаторно-поликлиническом этапе. 1.3 Повышение заработной платы «узким» специалистам и работникам диагностических служб поликлиник, работникам регистратур. 1.4. Внедрение критериев оценки труда «узких» специалистов, работников диагностических служб поликлиник, работников регистратур. 1.5. Компьютеризация работы участковых специалистов в поликлиниках и одновременное обеспечение их программным продуктом («электронная поликлиника»). 1.6 Максимальное расширение сети общеврачебных практик за счет строительства типовых сооружений, желательно совмещенных с квартирой для проживания врача. 1.7 Расширение системы дневных стационаров в каждой территориальной поликлинике, при возможности – общеврачебной практике при одновременном сокращении плановых коечных фондов в стационарах. 1.8. Обеспечение сети дневных стационаров штатами врачей.
2.На стационарном этапе: 2.1 Оптимизация системы оплаты труда в больницах, оказывающих преимущественно скорую и неотложную помощь за счет дополнительных источников финансирования (т.е. доплат из средств ФОМСа, муниципалитета). 2.2 Скорейшее формирование системы стандартов оказания медицинской помощи в стационарах. 2.3 Формирование в стационарах коллективной системы оплаты труда сотрудников в зависимости от достигнутого учреждением конечного результата. 2.4 Индивидуальный подход к формированию материально-технической базы стационарных лечебно-профилактических учреждений в зависимости от характера пролеченных больных и сложности оказываемой медицинской помощи. 2.5 Высокотехнологичные виды медицинской помощи должны стать еще более доступными и прийти в повседневную жизнь стационаров, обеспечивающих базовые показатели первичной медицинской помощи.
3. Совершенствование оказания скорой медицинской помощи 3.1 Модернизация информационной структуры системы управления станцией скорой медицинской помощи (СМП). 3.2 Оснащение бригад СМП современной аппаратурой и лекарственными средствами. 3.3 Организация непрерывного обучения персонала МУЗ ССМП. 3.4 Оптимизация системы преемственности городской станции скорой медицинской помощи и территориальных поликлиник, общеврачебных практик путем объединения их в единое информационное пространство. 3.5 Укрепление материально-технической базы службы ССМП. 3.6 Увеличение количества круглосуточных бригад.
4. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» по направлениям, обозначенным в постановлениях Правительства РФ и территориальных нормативных документах. 5. Безусловная реализация всех положений городской целевой программы «Основные направления оптимизации структуры и повышения эффективности функционирования муниципальной системы здравоохранения», планируемых на 2008 г. 6. Обеспечение первичной подготовки и переподготовки специалистов муниципального здравоохранения в соответствии с планом. 7. Усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению.
Основные показатели развития здравоохранения
|