Петропавловск-Камчатский


Департамент социального развития направляет Вам информацию о достигнутых успехах и проблемах в сфере здравоохранения за 2007 год.

Муниципальные учреждения здравоохранения представлены пятью стационарами на 910 коек, сетью поликлиник на 3250 посещений в смену, стоматологические поликлиники для обслуживания детского и взрослого населения, станцией скорой медицинской помощью, домом ребенка, медицинским автохозяйством (приложение).

1. Удалось сделать в 2007 году:

1.1. Перейти частично к программно-целевому методу бюджетного финансирования:

  • второй год реализуется муниципальная программа «Поддержка и развитие служб родовспоможения и детства Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2006-2008г.г.». Общая стоимость программы 88 798 тыс.руб. В рамках данной программы предусмотрено улучшение условий пребывания беременных и рожениц в акушерских стационарах; централизация разрозненных служб МУЗ «Городской родильный дом № 1»: Центра планирования семьи, медико-генетического консультирования, женской консультации; обследование всех беременных женщин на TORCH-комплекс и маркеры врожденных аномалий плода; приобретение нового лечебно-диагностического оборудования.
  • в рамках программы «Профилактика наркозависимости и токсикомании в молодежной среде на 2006-2008 годы» установлено (дополнительно) 18 кнопок тревожной сигнализации в помещениях хранения наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств для исключения возможности беспрепятственно воспользоваться данными средствами посторонними лицами.
  • принята новая муниципальная программа «Здоровые дети» на период 2008-2010г. Общая стоимость программы 30 725 тыс. руб. Реализация данной программы позволит возродить в школах оказание стоматологической помощи (в 8-ми школах возобновят работу стоматологические кабинеты), передвижная стоматологическая установка на базе автобуса позволит оказывать стоматологическую помощь в отдаленных поселках города, произойдет переоснащение медицинского оборудования в детских стоматологических поликлиниках. Планируется дополнительная вакцинация детей воспитанников интернатных образовательных и медицинских учреждений современными эффективными вакцинами направленного действия «АКТ-ХИБ» и «ПНЕВМО-23». В рамках данной программы планируется приобретение кабинетов БОС «Здоровье» для 6-ти пилотных школ, аппаратно-программных комплексов БОС коррекции психоэмоционального состояния, зрения, опорно-двигательной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которые позволят обучить детей самостоятельно исправлять функциональные нарушения систем и органов, повышать адаптационные возможности своего организма, поможет здоровым детям оставаться здоровыми, продлевая жизнь, существенно повышая ее качество.

1.2. Основной акцент в работе был сделан на реализацию НП «Здоровье». В участковую службу наметился приток кадров: за два года (2006-2007г.)- прибыло 46 человек (врачей 28 чел., медсестер 18 чел.). Такого притока молодых кадров в участковую службу не было более 20 лет. Коэффициент совместительства снизился с 1,4 в 2005 году до 1,2 в 2007 году. Наибольший приток участковых врачей был отмечен в педиатрическую службу, который привел почти к полной укомплектованности вакансий: в Детской поликлинике № 1 90,8%, в детской поликлинике № 2 97,3%.        На 100 % обновлен автомобильный парк Станции скорой медицинской помощи, что сократило до 20 минут время ожидания скорой медицинской помощи и позволило начать лечение с первых минут прибытия бригады скорой медицинской помощи. Дополнительная диспансеризация работников бюджетной сферы в 2007 году охват составил 96,6% (осмотрено 5048 чел. из 5222 подлежащих). В ходе дополнительной диспансеризации у 16% осмотренных (824чел.) впервые выявлены те или иные заболевания, причем у 3 человек заболевание на поздней стадии. Проведение углубленных медицинских осмотров работников занятых на вредных работах: в 2006 году было охвачено 2130 чел. (100%), в 2007 году 98,3 % (осмотрено 2075 чел. из 2112 подлежащих), впервые выявлены заболевания у 5,6% осмотренных. Дополнительная иммунизация населения: против гриппа составляет в 2007 году 100% (привито 26 150 чел.), против вирусного гепатита В охвачено 1 900 чел. (100% от подлежащих: V1 100%, V2 -75%, V3 -17%), против краснухи 12762 чел. или 100% от подлежащих. В результате проведенной дополнительной иммунизации населения г. Петропавловска-Камчатского заболеваемость краснухой сократилась в 8 раз по сравнению с 2006 годом (регистрируются единичные случаи); заболеваемость острым вирусным гепатитом В снизилась в 1,85 раз. Среди детского населения не регистрируются случаи вирусного гепатита В и вакциноассоциированного полиомиелита. Благодаря высокому уровню иммунизации населения против гриппа в городе в течение двух лет не регистрируется эпидемический подъем заболеваемости гриппом.

В совокупности всех мероприятий национального проекта «Здоровье» в городе Петропавловске-Камчатском в 2006 году впервые за последние 17 лет показатель рождаемости (11,1 на 1000 населения) превысил показатель общей смертности населения (10.7 на 1000 населения) и был зарегистрирован положительный прирост населения (+0.4).


1.3. Были существенно увеличены ассигнования городского бюджета на приобретение медицинского, технологического оборудования, проведение капитального и текущего ремонтов (диаграмма 3). Если на приобретение оборудования в 2004-2005 годах выделялось не более 5 400 - 5 800 тыс.руб., то в 2006г. уже 18 567 тыс.руб., в 2007г. 17 193 тыс.руб. Вновь приобретенное оборудование позволило улучшить качество диагностики и лечения больных.

1) Так, например, приобретенные инкубаторы позволяют выхаживать глубоко недоношенных детей (от 500 граммов) и маловесных новорожденных детей.

2) Приобретена для Детской инфекционной больницы установка для утилизации медицинских отходов «Стерифлэш», которая ежедневно позволяет утилизировать до 20 кг опасных медицинских отходов, предотвращает возникновение внутрибольничных инфекций, заражения медицинского персонала и исключает возможность загрязнения окружающей среды.

3) Для обеих детских поликлиник приобретено в рамках программы «Поддержка и развитие служб родовспоможения и детства в Петропавловск-Камчатском городском округе на период 2006-2008 годы» современное оборудование: для проведения профилактических осмотров детей с 3 до 18-ти лет с применением автоматизированной системы -АКДО и цифровые плантовизоры для исследования состояния позвоночника и стопы безопасным (без рентгенологического подтверждения), но не менее точным фотометрическим методом. Данное оборудование позволяет обеспечить комплексный и детальный подход к профилактическим осмотрам детей, автоматизированный учет выявленной патологии и выработку рекомендаций по дальнейшему диспансерному ведению ребенка с применением аналитической компьютерной программы.

4) Приобретение 10 эндопротезов тазобедренного сустава, позволило врачам травматологом провести 10 операций по замене поврежденного или измененного в результате болезни тазобедренного сустава искусственным суставом. Все операции прошли успешно, больные возвращены к полноценной жизни (самообслуживание, способность самостоятельно передвигаться).


1.4. Все муниципальные учреждения здравоохранения Петропавловск-Камчатского городского округа имеют лицензию на право заниматься медицинской деятельностью; во всех установлена автоматическая противопожарная сигнализация. Особо необходимо отметить объемы ассигнований, выделяемых на проведение капитального и текущих ремонтов учреждений здравоохранения (диаграмма 4): с 10 млн.руб. 2005 года эти ассигнования возросли до 37 млн.руб. в 2007 году.


1.5. В 2007 году в муниципальных учреждениях здравоохранения впервые в Камчатском крае начали внедряться прививочные сертификаты. Каждому ребенку и взрослому, которым проводились профилактические прививки в году выдавались прививочные сертификаты, с целью реализации права гражданина на владение информацией об имеющихся и планируемых профилактических прививках.


1.6. Впервые по инвестиционному проекту удалось обновить более 46% медицинских кроватей в стационарах города, а в таких учреждениях как Детская инфекционная больница, Городской родильный дом № 1 полностью обновить коечный фонд. Кроме того было приобретено 18 многофункциональных кроватей для послеоперационных больных и больных реанимационных отделений, 381 шт. прикроватных тумбочек, пеленальные столы, стулья для посетителей в амбулаторно-поликлинических учреждениях - на сумму более 4,5млн. руб.


1.7. Главой города принято решение о выделении служебного жилья молодым специалистам-врачам, работающим в муниципальных учреждениях здравоохранения.


1.8. В 2007 году начато строительство нового отдельно стоящего здания станции скорой медицинской помощи с теплыми боксами для санитарного автотранспорта.


1.9. Произведена частичная реконструкция лечебного корпуса гериатрической больницы, которая позволила развернуть дополнительное отделение сестринского ухода на 25 коек, в котором смогут ежегодно получать восстановительное лечение более 365 человек пожилого и старческого возраста. Таким образом, в специализированной Гериатрической больнице на 125 коек 55 коек будет функционировать за счет средств городского бюджета, 70 коек в системе ОМС.

1.10. Проведена оптимизация коечной сети: избыток коечного фонда муниципальной системы здравоохранения составлял 115 коек с круглосуточным пребыванием больного, в течение 2007 года сокращено 50 коек.


2. Хотелось бы познакомиться:

2.1. С опытом г. Новосибирска и г. Кемерово по внедрению информационной системы в учреждениях здравоохранения, в том числе по выписке льготных рецептов в автоматизированном режиме, планирование и формирование годовой заявки на лекарственные средства для льготных категорий населения.

2.2. С пилотным проектом г. Хабаровска по одноканальному принципу финансирования системы здравоохранения.

2.3. С опытом других регионов по лицензированию медицинской деятельности в образовательных учреждениях в связи с противоречиями нормативных документов в сфере образования и здравоохранения.


3. Нерешенные проблемы:

3.1. Неудовлетворительное качество отдельных видов диагностического оборудования и санитарного автотранспорта, поступившего по государственным контрактам в рамках НП «Здоровье».

3.2. Не разработаны региональные стандарты оказания медицинской помощи. Оказание медицинской помощи по федеральным стандартам исключает творческий подход лечащего врача к лечению пациента и противоречит личной ответственности лечащего врача. Целесообразно их использовать для экономических расчетов тарифов медицинской помощи, а для лечения использовать протокол ведения больного.

3.3. Отсутствует применение районного коэффициента к стоимости набора социальных услуг (далее НСУ): лекарственная составляющая НСУ в 2008 году составляет 417 рублей как в г. Петропавловске-Камчатском, так и в любом другом городе центральной части страны, хотя транспортные расходы на доставку лекарственных средств в Камчатский край значительно больше, чем в регионы западной и центральной частей страны.

3.4. Жесткое придерживание годовых заявок от лечебных учреждений не позволяет оперативно приобретать необходимые лекарственные средства для федеральных льготников по остро возникшим заболеваниям.

4. Задачи на 2008 год:

4.1. Завершить строительство нового отдельно стоящего здания скорой помощи с теплыми боксами для санитарного автотранспорта.

4.2. Централизация разрозненных служб МУЗ «Городской родильный дом № 1» на территории города Петропавловска-Камчатского путем объединения в один комплекс Центра планирования семьи, медико-генетического консультирования, женской консультации, отделения патологии беременных.

4.3. Продолжить реализацию двух муниципальных программ «Здоровые дети», «Поддержка и развитие служб родовспоможения и детства на территории Петропавловск-Камчатского городского округ».


5. Необходимо содействие АСДГ в:

5.1. Поддержке государственной политики на укрепление и дальнейшее развитие первичного звена в здравоохранении. Учитывая, что основной удельный вес в структуре заболеваемости населения и причин смерти занимают болезни системы кровообращения и цереброваскулярные заболевания, необходимо национальный проект в сфере здравоохранения направить на профилактику данных заболеваний и их выявление на ранних стадиях.

5.2. Содействие АСДГ в решении проблем, указанных в п.3 данного письма.


Считаем целесообразным провести совещание по затронутым проблемам и по его итогам направить резолюцию в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.