АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Государственная Дума ФС РФ. В Госдуме предлагают увольнять глав муниципалитетов за неэффективную работу

19.03.2019
Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (МСУ) предлагает дать возможность увольнять мэров за неэффективную работу. Отправить мэра в отставку сможет «вышестоящее должностное лицо»: губернатор — глав муниципальных районов или городских округов, главы городских округов или муниципальных районов — мэров входящих в их состав муниципалитетов. По словам главы думского комитета по МСУ Алексея Диденко, соответствующие поправки будут подготовлены комитетом к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Вопрос о повышении ответственности мэров был поднят в Госдуме в ходе организованного комитетом по федеративным отношениям и вопросам МСУ круглого стола, на котором обсуждалось обновление утвержденного 28 апреля 2008 года указом президента перечня критериев оценки эффективности работы органов МСУ. В рекомендациях круглого стола предлагается предусмотреть возможность отрешения мэров «вышестоящим должностным лицом» в связи «с недостижением минимальных показателей эффективности». Губернатор должен получить право увольнять неэффективных глав муниципальных районов или городских округов, а те, в свою очередь,— мэров поселений и внутригородских районов.
Напомним, по ст. 74 закона о МСУ губернатор может отправить мэра в отставку за издание правового акта, противоречащего Конституции РФ или федеральным законам, нарушающего права и свободы граждан, угрожающего национальной безопасности РФ, а также за нецелевое использование федеральных или региональных субвенций. «Но это возможно только по решению суда»,— пояснил “Ъ” господин Диденко. Без решения суда отстранить мэра от должности могут депутаты, в том числе по инициативе губернатора (за «действия или бездействие», в результате которых образовалась задолженность по долговым или бюджетным обязательствам, неудовлетворительную работу в течение двух лет или неисполнение обязанностей более трех месяцев). Однако, по мнению господина Диденко, в законе «должна быть предусмотрена ответственность мэра – руководителя администрации, который определяет экономическую политику». Ввести новые основания для отставки можно «через поправки закона о МСУ». «Комитет будет над этим работать»,— сказал он.
«Надо использовать относительный объем показателей, учитывать различные особенности муниципалитетов и сопоставлять темпы развития,— отметил господин Диденко.— Должны быть измеримые и понятные критерии, которые зависят от работы органов МСУ. Некоторые показатели, например доля учеников, не получивших аттестаты, потребление энергоресурсов, от местной власти не зависят».
Чтобы выстроить новую систему показателей оценки эффективности МСУ, думский комитет предлагает провести инвентаризацию целей и ожидаемых результатов муниципального управления; проанализировать полномочия МСУ по решению местных и делегированных вопросов и реализации госпрограмм, дифференцировать показатели по видам муниципалитетов, в том числе «с учетом природно-климатических, географических, экономических и иных местных особенностей и традиций».
В федеральном законодательстве комитет предлагает «закрепить понятные, конкретные, легко проверяемые показатели эффективности работы мэров, привязанные к результатам его работы».
Учет мнения населения предлагается включать «в процедуру оценки работы главы на основании его ежегодного доклада» в виде заключения муниципальной общественной палаты (совета) и обсуждения доклада на публичных слушаниях.
А степень удовлетворенности населения организацией транспортного обслуживания, состоянием дорог, услугами ЖКХ и работой органов МСУ выяснять с помощью не интернет-опросов, а социологических опросов, которые «позволят повысить достоверность исследований».
Профессор РАНХиГС Екатерина Шугрина не видит смысла в отстранении глав муниципалитетов из-за работы всей местной власти, тем более на основании показателей эффективности. «Формализм все это – доклады, сбор материалов. Муниципалы, не имея проверенной муниципальной статистики, запрашивают информацию у федералов, те, в свою очередь,— у муниципалов. Муниципалы пишут доклады, регионалы пишут. Зачем, если нет случаев учета этой информации при принятии государственных решений?» — отметила Е. Шугрина. Правильнее, чтобы «ежегодные доклады готовили региональные советы муниципальных образований, а на их основе принимались программы развития», считает эксперт.




Источник: Газета "Коммерсант"

Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи