АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

АСДГ. Красноярск проследит за экспериментами в Хабаровске

18.06.2019
Мэр Красноярска Сергей Еремин поделился своими впечатлениями о Хабаровске и рассказал, какие местные решения он готов взять на вооружение. Открытый человек, хотя не хочется использовать именно это слово, легко отвечает на вопросы, без всяких канцеляризмов и штампов, используя свободные выражения. О том, что он изменил бы в краевом центре, а что взял бы с собой в сибирский город, он рассказал в редакции газеты «Молодой дальневосточник XXI век».
<… >
- А если серьезно, что сподвигло вас посетить Хабаровск? Только лишь приглашение нашего мэра Сергея Кравчука?
- Нет, не только. Начну издалека. В марте этого года в Красноярске состоялась XXIX Всемирная зимняя универсиада. Мы несли мегаответственность за это событие, уровень которого был даже не федеральным, а международным. В церемонии открытия Универсиады принимал участие президент нашей страны. В Красноярск приехали представители 58 государств, одних только спортсменов около трех тысяч, еще примерно столько же сопровождающих. Не говоря уже об огромном количестве болельщиков. Как отметил президент, масштаб мероприятия получился олимпийским.
Я не случайно упоминаю об Универсиаде. Нам важно делиться опытом! Крупные города и небольшие муниципалитеты должны между собой общаться. Это важный фактор их развития. Я сам ощущаю некий дефицит общения с коллегами-градоначальниками. Многие мэры также считают, что нельзя замыкаться на проблемах своих муниципалитетов, ведь у многих наработана колоссальная практика, собраны интересные проекты развития городской среды. Иногда, вместо того чтобы изобретать велосипед, достаточно лишь обменяться опытом с коллегами. Зачастую ответы на, казалось бы, неразрешимые вопросы лежат на поверхности.
- На поверхности в других городах?
- Можно и так сказать. Я воодушевлен визитом в Хабаровск. Для меня открылось много новых аспектов, как эмоциональных, так и практических. К стыду своему, я ни разу не выезжал дальше Иркутска. Эта поездка запомнится, пожалуй, на всю жизнь. Повезло, что удалось побывать здесь именно в День города. Ведь именно в такие моменты можно разглядеть «душу города», ощутить его атмосферу, почувствовать ритм местной жизни. Я много ходил пешком, практически весь центр обошел. Встречался с хабаровчанами в обычной им среде, общался с ветеранами, молодежью. Это необычайное впечатление — чувствовать новый город.
Отмечу, что и у хабаровчан особое отношение к своему городу. Они испытывают в нем потребность. Тенденция такова, что средства интернет-коммуникаций начали немного отрывать людей от реальной жизни. Теперь ведь что ни квартира — маленький штаб, где каждый желающий воплощает свои амбиции и выражает мнения в глобальной Сети. А сколько на это времени тратится? Какое-то прожигание жизни... Поэтому надо менять акценты, создавать такое городское пространство, которое бы, в хорошем смысле, затягивало. Город должен быть притягательным для его жителей, а муниципальным властям необходимо создавать мотивации, которые бы не оставляли горожан безучастными. Люди должны воспринимать городскую среду как свою собственность. Именно свою, ни мэра, ни администрации, ни кого-либо еще. Хабаровск в этой сфере на верном пути. 
- А как создать ту самую мотивацию? Секрет есть?
- Это вовсе не секрет. Когда люди начинают управлять и понимать, что это результат их труда, тогда на нет сходят такие случаи, что человек идет по улице и, не задумываясь, бросает бумажку куда попало. Необратимой деградации допускать нельзя. А за бюджетные деньги, сколько бы их ни было, невозможно каждый квадратный метр города делать абсолютно чистым в режиме 24 на 7. Площадь Хабаровска – 400 квадратных километров. Больше, чем площадь миллионника Красноярска. Представьте, что за всем этим нужен постоянный пригляд! И без жителей мы ничего не сделаем. Поэтому так важно, чтобы они относились к этому пространству как к своей собственности.
- Что бы вы отметили в Хабаровске? Что в нашем городе обладает особым притяжением?
- Каскад прудов с фонтанами. Чудо-место. Прям 10 баллов из 10. Здесь своя, хорошая энергетика. Схожие ощущения вызывает городская набережная, несмотря на то, что там еще есть над чем поработать. Но база для того, чтобы сделать ее местом притяжения горожан, превратить ее в нереальный магнит, есть. Дважды гулял по набережной в разное время. Специально, из спортивного интереса. Могу сказать, что это место хабаровчане по-настоящему присвоили себе. 
- Надо сказать, что это «присвоение» произошло всего года за три-четыре. Раньше набережная в основном пустовала.
- Вот это классный сигнал для развития города. Он свидетельствует о том, что именно ему надо.
- Сергей Васильевич, вы имели самое непосредственное отношение к дорожной отрасли, работая в министерстве транспорта Красноярского края. Как вам хабаровские дороги?
- Объективности ради я визуально оценил не только сами дороги, но и цифры, предусмотренные в местном бюджете на их ремонт. Мы же также участвуем в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги». Она направлена и на улучшение городской среды. Мне стало интересно, как здесь подходят к ремонту, уборке, как планируют деятельность. Объемы строительства и ремонта за прошлый год впечатляют – практически 100 километров дорог. Это серьезные масштабы. Мы в прошлом году в Красноярске 125 километров отремонтировали, поэтому знаю, о чем говорю. Понятно, что все дороги разом качественными не сделаешь. Есть проблемные участки, особенно на перифериях. Но техника и сейчас работает на многих участках. Как говорится, Москва не сразу строилась.
- Ваш коллега, мэр Сергей Кравчук, счел дороги Хабаровска достаточно качественными, чтобы тестировать на них электробус. Этот вид транспорта местная администрация считает особенно перспективным.
- Я хорошо знаю про этот проект. Я буду внимательно следить за тестом. В Хабаровске молодцы, договорились о бесплатном тестовом режиме. Я также с представителями заводов говорил, но именно к нам на тест электробус бесплатно давать боятся. Это неудивительно, ведь сложный рельеф Красноярска и дневные температуры зимой в районе -40 градусов делают эксплуатацию электробуса непредсказуемой. Есть много факторов, в которых мы не уверены. Какова его адаптивность к рельефу местности, как электрическая батарея перенесет холода? Хватит ли «зарядки»? Важно еще понять, как его интегрировать в маршрутную сеть города. Поэтому я сразу сказал, что покупать не будем. Последим за экспериментом в вашем городе.
У нас, в свою очередь, действуют технологии, которые пока не обкатаны в Хабаровске. Например, использование социальной транспортной карты в городском транспорте. В Красноярске они давно не в новинку. Повторюсь, иногда не нужно изобретать велосипед. Просто приехать, посмотреть, на «свою тарелочку» адаптировать. Так что ждем для обмена опытом.
- А что на «свою тарелочку» готовы адаптировать?
- Есть, конечно, мысли, с которыми уезжаю отсюда. Вот вы говорите, что за три года набережная стала местом своим для горожан. Мы тоже акцент на развитие набережной будем усилять. Река должна быть центром притяжения. Когда на своем примере смотришь – это одно, а здесь я получил трехкратную уверенность в том, что мы движемся в правильном направлении. 
Пруды, лазерное шоу, танцующие фонтаны... У нас в городе тоже достаточное количество фонтанов, но здесь пространственное решение очень хорошо продумано. Не локальный одиночный фонтан, как «Писающий мальчик». Сила нашего сибирского характера намного шире. Она должна быть представлена на полную мощь! Когда одна струйка бежит - затейливо, а когда виртуозно бьет вода из пруда, в этом чувствуется невероятная сила. И это цепляет. А если еще украсить музыкальным и лазерным сопровождением, то просто бомба! Ваши фонтаны – это точно мировая фишка. Достойная галереи решений мирового уровня. Таким достоянием жители вполне могут гордиться.
Еще одно интересное решение — музыкальное сопровождение фейерверка. Ничего не скажешь – эффектно. Попадание в яблочко. Элемент, казалось бы, несложный, особых затрат требует, но эффект усиливается сразу.
Мемориал на площади Славы меня впечатлил. У нас тоже есть идеи по этому поводу. Содержательная часть комплекса в Хабаровске выполнена продуманно. Пройтись рядом с пилонами, на которых нанесены имена тех, кто отдал жизнь за Родину, за свободу, — сильное эмоциональное впечатление. Мы все дальше от этих событий, но забывать о них нельзя. У нас есть такой формат, но он сделан как-то в миниатюре. Возникает чувство внутренней неудовлетворенности из-за того, что у нас не хватило пространства вынести все фамилии. Исправимся. Себе «в копилочку» я этот проект забрал.
Конечно, есть еще ряд интересных решений, но они носят преимущественно управленческий характер.
- Есть ли перспективы взаимодействия между Хабаровском и Красноярском?
- Будем искать точки взаимодействия, дополнять в каких-то направлениях друг друга. Пока все карты не раскрою, но есть планы торгово-экономического сотрудничества, которое сулит взаимную выгоду. Нам необходимо усилить информационный обмен, выходить за рамки каких-то автономий. Иногда есть простые, но эффективные проекты, реализовать которые мешает дефицит информации. Это касается и законотворческого процесса, направленного на укрепление территорий. Многие законодательные инициативы мы должны формировать совместно. И отстаивать их на федеральном уровне.
- На ваш профессиональный взгляд, что в Хабаровске можно было бы «поправить»?
- Над чем бы можно было поработать, придать еще немного столичного лоску. Ведь вольно или невольно вы будете соревноваться с Владивостоком. Но у Хабаровска преимущество может быть достигнуто достаточно быстро. Нужно устранить некий внешний дисбаланс: например, привести все внешние рекламные поверхности к единому дизайн-стандарту. Мы зачастую не замечаем этих несложных вещей, но они придают элемент опрятности. Что, в конечном счете, дает значительный эффект. Если центр города привести к единому стилю в оформлении – это будет здорово.
Кстати, мы разговаривали об этом с местными специалистами, будем и дальше обмениваться информацией. Договорились обменяться стандартами и правилами благоустройства, которые у нас приняты по содержанию территории города, нормативными документами по архитектурному оформлению и рекламе.
Думаю, вашим руководителям будет интересно изучить красноярский опыт благоустройства общественных пространств. Один пример. У нас есть центральная площадь перед зданием администрации. На ней стоит памятник Ленину. Там были и зеленые насаждения, и клумбы, но еще с советских времен воспринималась она исключительно как транзитная зона. Люди там не гуляли. И мы решили сделать в этом месте перголу с качелями, фан-зону, добавили световое оформление. На старте проекта мне говорили: «Вы что, там же сам Ленин! А сзади будут качели!». Теперь это популярное у горожан место, а очередь к качелям выстраивается даже зимой.
А у вас, например, скейт-парк сделали. Хороший молодежный проект. Вот что называется слышать население!

Источник: газета «Молодой дальневосточник XXI век»





Возврат к списку новостей