АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Челябинск. В городе парализована транспортная реформа: концессионеры требуют миллиарды и не дают гарантий

07.09.2020
Власти Челябинской области оказались в непростой ситуации. Запущенная в прошлом году транспортная реформа, в рамках которой министерство дорожного хозяйства и транспорта забрало соответствующие полномочия у администраций Челябинска и соседних районов, дала сбой. Изначально власти заявили, что перезапустят общественный транспорт по московской модели, а также объединят транспортные системы Челябинской агломерации. Но сейчас кураторы реформы столкнулись с серьезными трудностями. 
Так, летом ЮУрГУ должен был сдать новую транспортную схему агломерации, в которой планировалось соединить транспорт областного центра и окрестных территорий. Кроме того, планировалось переработать схему так, чтобы на центральных улицах не было дублирующих друг друга автобусов, троллейбусов и маршруток. Предполагалось сбалансировать перевозки в пользу машин большого класса, а маршрутки увести на окраины, чтобы они занимались подвозом пассажиров к крупным перекрестками и в будущем — к транспортно-пересадочным узлам. Но ЮУрГУ не смог выполнить работу  вовремя из-за эпидемии COVID-19: вуз должен был посчитать реальный трафик в общественном транспорте, но не смог этого сделать из-за того, что все ушли на самоизоляцию. Работы перенесли на осень 2020 года, что отодвинуло срок сдачи схемы. 
При этом власти планируют начать реформу уже с января 2020 года. Суть ее в том, чтобы в регионе появилась госкомпания, которая будет платить перевозчикам фиксированную ставку, а сама станет собирать плату за проезд, что позволит ввести единый билет для пересадок с одного транспорта на другой, а также систему скидок. Для этой цели было создано ОГКУ «Организатор пассажирских перевозок», которое должно было в декабре 2020 года распределить новые маршруты, предложенные учеными ЮУрГУ. 
Как сообщили в пресс-службе министерства дорожного хозяйства и транспорта региона, срок сдачи новой маршрутной сети — ноябрь 2020 года.
«Принятие новой маршрутной сети происходит в публичном режиме с участием экспертного сообщества Челябинской области, согласования с рабочей группой, публичных слушаний, — сообщили в ведомстве. — В рабочую группу вошли эксперты транспортного сообщества перевозчиков, представители общественности и органов местного самоуправления. Только по итогам публичных обсуждений принимаются решения, чтобы в итоге дать нужные населению Челябинской агломерации изменения и затем утвердить в декабре текущего года новую маршрутную сеть».
При этом власти не исключали, что готовы отдать общественный транспорт в концессию. Переговоры об этом ведутся уже несколько лет, но сейчас озвученные условия оказались настолько невыгодными, что вообще непонятно, зачем эти переговоры велись.
«На прошлой неделе прошло совещание с участниками реформы, а также потенциальными концессионерами, — сообщил источник, знакомый с ходом переговоров. — Прозвучали слова губернатора о готовности зайти „ЦППК“. Вопрос встал о годовой плате области, которую необходимо понимать для расчета проекта. Текслер должен определить, сколько областной бюджет готов ежегодно платить. От этой суммы обратным счетом  можно определить стоимость проезда для населения».
Речь идет о «Центральной пригородной пассажирской компании» (принадлежит «Трансмашхолдингу»), которая была готова забрать в управление городской электротранспорт Челябинска. Озвучивались суммы от 7 до 20 млрд рублей, которые нужны для обновления подвижного состава, сетей, трамвайных линий и тяговых подстанций. Но эта схема подразумевает плату концедента, то есть область в течение 15-20 лет будет ежегодно выкладывать крупную сумму, чтобы покрыть разовые инвестиции концессионера. При этом, чем больше будет платить регион, тем меньше будет стоить проезд, и наоборот. Но решения о сумме этой платы пока не принято.
Вторая схема концессии еще более запутанная. Ее предложила компания «Синара» из Екатеринбурга. Ей интересны только автобусы. Дело в том, что еще экс-губернатор Челябинской области Борис Дубровский завязал транспортную реформу на экологию. В качестве меры по улучшению качества воздуха в Челябинске был прописан перевод общественного транспорта на газомоторное топливо. Сообщалось о покупке 500 автобусов, которые, с одной стороны, перестанут чадить, а с другой — улучшат экономику муниципального транспорта. Но самостоятельно регион осилить такую покупки не мог. В прошлом году область купила 66 автобусов, в этом закупила 34. Предполагалось, что регион получит субсидию по линии нацпроекта «Экология», но из-за кризиса, вызванного эпидемией коронавируса, этот федеральный транш отложили минимум до следующего года. В этой ситуации «Синара» предложила свои лоббистские возможности в плане получения федеральных денег. Но изучив предложение, чиновники испугались рисков, которые несет этот вариант.
«„Синара“ предлагает лоббирование получения гранта по федеральному проекту „Чистый воздух“, реконструкцию двух существующих муниципальных автобусных баз и приобретение 500 автобусов большого класса, при этом „Синара“ получает   межбюджетный трансферт, получаемый областью в рамках федерального проекта, это 4,5 млрд рублей, — сообщил источник, близкий к переговорам. — Цель — обойти процедуру торгов. Это позволит „Синаре“ получить в эксплуатацию все основные магистральные автобусные маршруты без проведения конкурентного конкурсного отбора».
Но областную власть тревожит юридическая казуистика: использование «Синарой» целевого гранта может быть расценено как нецелевое. В комплексном плане мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Челябинска включено мероприятие «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в части приобретения автобусов на газомоторном топливе», то есть целевое назначение денег не предполагает их предоставление концессионеру. 
По словам собеседника , когда этот нюанс стал понятен чиновникам, они сразу потеряли энтузиазм. «Вице-губернатор Сергей Шаль, курирующий транспорт, прямо заявил: „Такая схема — прямой путь за решетку, или за границу к двум предыдущим губернаторам“», — рассказал источник. 
По его словам, «„Синара“ заявляет возможность пролоббировать не только выделение средств, но и изменение наименования мероприятия Комплексного плана, для снятия рисков». «Но даже если бы этого риска не было, в самой модели многое смущает власти. Так, группа „Синара“ получает полный контроль над автобусными перевозками Челябинской агломерации, а все риски перекладываются на областной бюдже, так как в условиях предусмотрена компенсация, если компания не сможет собрать с перевозчиков определенную сумму за ремонт транспорта. Кроме того, заявлена агрессивная тарифная политика. Например, увеличение предельного тарифа до 42 рублей за поездку в 2025 году. „Синара“, берет через концессионное соглашение только высокорентабельные автобусные маршруты, возможная маржа инвестора оценивается в районе 0,9 млрд рублей ежегодно. А социальные маршруты, второстепенные направления, окраины останутся либо без модернизации, либо ее модернизация будет обходиться региону в 1,6 млрд рублей ежегодно», — говорит наш собеседник.
По данным миндортранса Челябинской области, планируемый срок заключения концессионного соглашения — второе полугодие 2021 года.
«В данный момент есть несколько заинтересованных инвесторов, которые готовы как принять участие в публичном конкурсе на право заключения концессионного соглашения в городском электрическом транспорте (ГЭТ), так и заявиться с частной концессионной инициативой, — сообщили в пресс-службе ведомства. — Основным вариантом конкурсных процедур развития городского электрического транспорта Челябинска рассматривается публичный конкурс на право заключения концессионного соглашения с теми условиями, которые будут обусловлены его спецификой и бюджетной обеспеченностью региона, в том числе с возможным федеральным и областным финансированием, а также сбором платы за проезд. На текущий момент совместно с администрацией Челябинска идет процесс подготовки объекта концессионного соглашения, ведется работа по регистрации ранее незарегистрированных объектов ГЭТ (тяговых подстанций, сооружений), которые впоследствии должны дополнить предмет концессионного соглашения как его неразрывно связанное имущество с уже приобретенным в начале 2020 года имущества банкрота МУП „ЧелябГЭТ“».
При этом ситуация усложняется аппаратной борьбой, так как городские власти Челябинска болезненно восприняли идею передачи транспортных полномочий в область. Это решение не только лишило городских чиновников части субъектности, но и оставило их без многомиллиардного рынка, который они администрировали. 
Критическое положение общественного транспорта в Челябинске фиксируется уже несколько лет подряд. Фактически сотни тысяч горожан ежедневно пользуются услугами частных перевозчиков, которые работают на пресловутых «ржавых ПАЗиках». При этом муниципальный транспорт три года назад ушел в банкротство. Городу пришлось заплатить из бюджета более миллиарда рублей за неэффективность автобусного и электротранспортного МУПов. На их месте были созданы новые предприятия в форме ООО, принадлежащих городу, но и они быстро оказались на грани банкротства.

Источник: сайт Znak.com



Возврат к списку новостей