АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

ИА Строительство. Цифровизация прекрасная и опасная

01.06.2021
Эпидемия короновируса принесла большие беды. Но, как известно, нет худа без добра. Она же дала сильный толчок развитию целого ряда направлений. Одно из них – ускоренная цифровизация городского управления. Мы стали не только свидетелями, но и самыми непосредственными участниками абсолютно нового революционного формата. Оказалось, что его возможности необычайно широки. Не все нам нравится в этой обновленной реальности, более того, многое вызывает настороженность и даже неприятие. Все это так, но нет сомнений и в другом – к старой системе возврата нет, и нам всем придется осваивать эту новую действительность.
На стыке интересов
Во время эпидемии цифровизация превратилась из экзотической практики в средство выживания населения и бизнеса. Она стала реальным инструментом управления. Это происходило уже не первый год, процесс шел постепенно и не очень заметно, но вирус заставил не только ускорить его темпы, но сделал в разы масштабней и универсальней. Это происходит по всей стране, особенно активно в Москве.
В конце прошлого года Швейцарская бизнес-школа IMD совместно с Сингапурским университетом технологии и дизайна составила новый глобальный рейтинг умных городов. В нем Москва за год поднялась вверх на 16 позиций и заняла 56 место, а вот Санкт-Петербург по-прежнему остался на 73 позиции. Это не единственные российские города, в которых развиваются «умные технологии» на благо комфортной жизни. В орбите цифровизации городских хозяйств находятся целые индустрии, производства и технологии: транспорт, торговля, услуги. Уже существуют примеры успешного применения цифровизации процессов.
По словам Евгения Козлова, первого заместителя руководителя аппарата мэра и правительства Москвы, столица за последнее десятилетие прошла путь от цифровой пустыни до развитой системы умного города. Когда все это начиналось, не было основных базовых понятий, даже внутри Москвы не везде работал интернет. Что уж говорить про чиновников, многие из них не считали нужным осваивать азы работы во всемирной паутине.
Цифровизации с самого начала попытались придать системный характер. Этот процесс нельзя пускать на самотек, он должен иметь конечную цель, а также этапы по развития. Сначала следует понять, какая на данный момент существует инфраструктура, с чем можно работать. Должна существовать структура учета и анализа данных.
Если раньше разные уровни вертикали управления просто договаривались между собой, то цифровизация требует работы по правилам. Это в свою очередь позволяет устранять большие перекосы в системе. Так, проведенная ревизия школьного образования выявила наличие в ней мертвых душ на 5 млрд рублей. И схожая ситуация в каждой отрасли.
Ради справедливости следует отметить, что не только мы сталкиваемся с подобными вещами. В Торонто провели аудит использования городского автотранспорта, выявили, что из-за несовершенных моделей его эксплуатации город потерял 80 млн долларов.
Взаимодействие города-бизнеса-населения на основе цифровых процессов позволяет встраивать в них каждого чиновника. Вместо произвольной системы внедряется принцип целесообразности. Деятельность бюрократии переживает серьезную трансформацию. Если раньше в ней царил произвол, на обращение можно было отвечать отписками или не отвечать вообще, то при новой системе каждый сотрудник на виду. Легко проверить, чем и как он реально занят.
Время вперед
Цифровизация возникла на первоначальном этапе как импровизация с новыми технологиями, но вскоре стал понятен их революционный потенциал. Сегодня процесс движется в рамках двух национальных проектов: «Цифровая экономика» и «Доступное жилье и комфортная городская среда». Как отмечает Николай Козак, директор по цифровой трансформации в жилищно-строительной сфере АО «ДОМ.РФ», цифровизация порождает клиентоориентированную модель управления, резко ускоряет скорость всех перемен.
Причем, это касается даже самых консервативных отраслей, таких как строительство и градостроительство. Если при обычной практике время от зарождения проекта до выхода на стройплощадку длилось несколько лет, то цифровизация позволяет сократить эту дистанцию до семи дней. Если в среднем по России решение о предоставлении ипотеки принимается за 28 дней, то при использовании цифрового формата это можно сделать за 24 часа.
С 1 января 2022 года все госзаказы переводятся на реализацию с использованием цифрового двойника. Таким образом, речь уже идет о системном подходе. При этом, по словам Николая Козака, нужно помнить о том, что должны использоваться понятные самым простым людям цифровые решения.
Цифровизация хаоса бессмысленна
Но именно потребность в системном подходе вызывает серьезные трудности, в первую очередь по причине недостаточной развитости инфраструктуры. Уже совсем скоро можно уткнуться в ее нехватку. По мере того, как цифровизация развивается вширь и вглубь, возникает все больше узких мест. В этих условиях, по словам Андрея Филатова, генерального директора САП СНГ, крайне важно партнерство разработчиков. В России много талантливых программистов, но в одиночку все проблемы они не решат. Нужно международное сотрудничество, нужно изучать зарубежный опыт и одновременно выстраивать систему по размещению подрядов на цифровизацию коммунального сектора. В Дании это преимущественно аутсорсинг. В России есть смысл приглядеться к такой модели. У нас 85 субъектов Федерации; если каждый регион займется внедрением цифровых технологий самостоятельно, не хватит ни специалистов, ни денег. Нужна оптимальная модель.
Иностранный опыт может стать помощником и в другом. Например, в Мадриде при вывозе мусора платят не за количество поездок, а за то, чтобы он не скапливался в городе. Для этого контейнера оснастили датчиками, они показывают, насколько емкости заполнены. Это позволило на 70% снизить расходы на эти цели.
По мысли Андрея Филатова, мадридский пример позволяет сделать вывод, что не надо проводить цифровизацию хаоса и беспорядка, сначала надо привести любой процесс в надлежащий вид. Работа и долгая, и кропотливая, но, если ее своевременно не сделать, цифровые технологии не дадут того эффекта, на который они способны.
Темная сторона цифровизации
Разумеется, цифровизация – огромный технологический прорыв человечества. Но, как и каждое большое явление, оно имеет и обратную сторону. В первую очередь очень существенно меняется жизненный уклад.
Как говорит Виталий Казаков, старший преподаватель Российской экономической школы, цифровые технологии сегодня – это вид научно-технического прогресса. Они приводят к росту производительности труда, увеличению благосостояния.
Этот процесс происходил на всем протяжении XX века. В США количество тракторов возросло с нуля до нескольких миллионов, а число лошадей сократилось в 10 раз. Уменьшилось и число фермеров на 40% при росте населения на 80%. При этом никто не голодает.
Этот пример показателен и для современных тенденций, суть которых в вытеснении человека из все большего количества сфер. Сначала из ниши ручного труда, а сегодня – из ниши интеллектуальной деятельности.
Экспертов все сильнее беспокоит то, что современные технологии, искусственный интеллект, все больше теснит интеллект человека. Полянка для его умственного труда постоянно сужается. А цифровизация – это современный вид НТР, в основе которого как раз и лежит искусственный интеллект.
Мы подошли к развилке: что будет с нами при дальнейшем развитии искусственного интеллекта? Как сильно он потеснит человека из занимаемых им сегодня сфер? Возникает принципиально новая ситуация.
Впрочем, как всегда, нет ничего нового под луной, что-то похожее уже было. Когда началась первая техническая революция и машины стали вытеснять людей из цехов, появились луддиты, которые стали их крушить. Сейчас на новом витке мы подходим к той же точке.
Уже есть перечни массовых профессий, которым предстоит исчезнуть в ближайшие десятилетия. Впрочем, это исчезновение уже началось. В магазинах Amazon уже не нужны ни продавцы, ни кассиры, покупатель берет с полки товар, и деньги тут же автоматически списываются с его карты. Появляются роботы-строители, которые вполне профессионально делают кирпичную кладку. Что крайне важно, цифровая экономика существует не сама по себе, а активно меняет бизнес-процессы. Она не только двигает вперед экономику, но и трансформирует все общество.
Главный риск, который сегодня вырисовывается, что будут делать люди, которые окажутся не у дел? Это в свою очередь приведет к поляризации доходов. Большое число людей в постиндустриальном обществе окажутся ненужными на рынке труда, и государствам придется крепко подумать, что делать с этой человеческой биомассой. Социальная политика должна коренным образом трансформироваться. Иначе возникает опасность, что с небесных высот цифровизации мы упадем в пучину первобытных и деструктивных инстинктов.
Будущее нам обычно представляются прекрасным и лучезарным, но, когда оно наступает, нередко оказывается хуже прошлого. Об этом надо ни на минуту не забывать.

Источник: сайт https://dom.iastr.ru/



Возврат к списку новостей