АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Фонд «Институт экономики города». Почему цены в платёжках ЖКХ выросли уже с января

21.01.2022
Многие граждане, получив платёжки за первый месяц нынешнего года и сравнив их с прошлогодними, заметили, что стоимость услуг увеличилась. Почему так происходит и стоит ли ожидать нового повышения цен — разбирался интернет-журнал Лайф.
В России очередное повышение коммунальных тарифов официально запланировано на июль, об этом сказано в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 3073-р. Однако жители сразу нескольких крупных городов, получив платёжные документы за первый месяц нынешнего года и сравнив их с прошлогодними, при примерно одинаковом количестве потреблённых ресурсов заметили рост расходной части в строке "Итого" порядка 4%. Оказывается, это произошло в связи с ростом тарифов за вывоз твёрдых коммунальных отходов (ТКО), решение о повышении которых было утверждено ещё в прошлом году, но вступили в силу эти тарифы только с 1 января 2022 года.
При этом для жителей Москвы в ежемесячные платёжки добавили новую строчку — "Обращение с ТКО", но это не дополнительный платёж. Раньше для московских плательщиков вывоз мусора входил в позицию "Содержание жилого помещения", теперь вид столичных платёжек привели к тому, каким он должен быть по закону. Вот только произошло это с одновременным фактическим подорожанием услуг, что отразилось на строке "Итого" средним плюсом почти в 300 рублей (то есть за год 3600 рублей). А если принять во внимание, что со второй половины года тарифы вырастут в связи со вступлением в действие Распоряжения № 3072-р (например, в Москве подорожание составит 6%, а в Петербурге 6,5%), то в целом выходит, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства уже позаботилась о том, чтобы доходы коммунальщиков как минимум были выше прогнозируемой в РФ на 2022 год инфляции в 5,9–6,2%. А обычный потребитель к указанному повышению должен будет ещё приплюсовать свои расходы на электричество и газ, которые в некоторых регионах тоже подорожают.
Согласно данным Росстата, в прошлом году плата за коммунальные и иные жилищные услуги выросла чуть более чем на 3% — и это на фоне почти двукратного увеличения инфляции. Почему же в этом году при запланированном снижении инфляционных ожиданий возникает такой рост по ЖКХ-тарифам?
— Всё дело в методике расчётов, — уверен кандидат экономических наук, начальник аналитического отдела компании "Риком-Траст" Олег Абелев. — В данных Росстата обобщены средние цифры по стране, да и те взяты без перерасчёта за прошлые периоды и без тех штрафов, которые начислили и взыскали с граждан коммунальщики. Если бы учёт вёлся по фактическим сведениям из платёжек и в разрезе каждого региона, то величина плюса в росте тарифов была бы близка к двузначной.
Мнение аналитика подтверждает исследование фонда "Институт экономики города" (данную исследовательскую организацию часто привлекают для экспертной оценки законопроектов, подготовленных депутатами Госдумы, и нормативных актов различных госорганов). Фонд утверждает, что реальный рост тарифов при доведении их до экономически обоснованных, то есть если учесть затраты на развитие коммунальной инфраструктуры и потери в связи с ростом неплатежей со стороны населения, мог бы достичь 20%.
— Конечно, номинально до такой величины тарифы ЖКХ в ближайшие год-два не дорастут, — считает старший юрист компании "Европейский дом права" Залимхан Магомедов. — Это противоречит тем ограничениям, что устанавливает правительство. Ведь если "отпустить" тарифы, то государству придётся оказывать помощь в субсидировании оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) большему количеству россиян, которые не смогут платить по "коммерческим" расценкам. Так ни в одном государстве не делается. Вот поэтому и вводятся некие предельные индексы повышения коммунальных тарифов.
Однако стоит заметить, что "предельными индексами" ограничиваются не все тарифы. Например, отопление, горячее и холодное водоснабжение, газ, электроэнергия и вывоз мусора в круг попадающих под ограничения входят. А вот, например, плата за содержание и ремонт жилья или за капремонт — нет.
Не случайно осенью прошлого года Минстрою, Минтруду, Минэкономразвития, Минфину и ФАС поручено усилить адресную поддержку россиян по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) — по-видимому, это продиктовано ростом неплатежей со стороны граждан.
На сегодня по установленным правительством нормативам в 58 субъектах РФ максимально допустимая доля расходов граждан на оплату ЖКУ составляет порядка 22% от их доходов, в 24 субъектах этот показатель не превышает 21%, а в трёх субъектах — 15%. Формально расходы на оплату коммуналки, которые превышают установленный в регионе размер, оплачиваются за счёт региональных же бюджетов. Однако на самом деле даже при наличии господдержки всё не так просто.
Во-первых, льготы в большинстве регионов рассчитываются только на оплату норматива площади жилья на одного человека. Как правило, его рассчитывают на основе параметров, указанных в части 1 статьи 50 Жилищного кодекса РФ: 33 кв. м на одиноко проживающего, 42 кв. м — на состоящих в браке граждан, 18 кв. м — на каждого члена семьи (трёх и более человек).
Во-вторых, чтобы получить положенные льготы, гражданам необходимо соблюсти заявительный порядок (подать в региональные органы социальной защиты заявление и копии документов, подтверждающих право на субсидию, можно лично или по почте), а после в течение десяти дней ждать решения. Бывают случаи, что в субсидии отказывают, тогда приходится доказывать своё право через суд.
В-третьих, льготы предоставляются на определённый срок. Например, федеральная субсидия по оплате ЖКУ устанавливается на шесть месяцев. А если за это время положение плательщика не улучшится, то придётся заявление подавать по новой. В период первой волны коронакризиса Правительство РФ автоматически продлевало время действия одобренных, но истекших по срокам субсидий без подачи нового заявления (Постановление Правительства РФ № 1703 от 19.10.2020), но это делалось в виде исключения.
В-четвёртых, на государственные субсидии, как правило, не могут претендовать должники по ЖКУ.

Альтернативные предложения
О том, что механизм формирования тарифов, когда даже с учётом госсубсидий не все граждане имеют возможность оплачивать ЖКУ, несовершенен, говорится давно и на разных уровнях. Например, при рассмотрении поправок к закону "О водоснабжении и водоотведении" (№ 416-ФЗ) в Госдуме звучали предложения об установлении максимальных нормативов расхода воды в сутки на каждого гражданина РФ. А Союз потребителей РФ осенью прошлого года направил в правительство предложение ввести ограничение потребления электроэнергии в виде 100 кВт/ч на человека в месяц. Оба этих предложения на федеральном уровне рассмотрены не были, однако обсуждались инициативы о введении дифференцированных тарифов на все виды ресурсов для регионов РФ, когда плата может быть большей при потреблении выше неких установленных региональных норм. Но пока речь о дифференцированной оплате не идёт, россиянам остаётся приготовиться платить по установленным правительством тарифам.

Источник: сайт https://life.ru/


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи