АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Минстрой РФ. Будет создан реестр получателей льготного жилья

07.12.2021

Минстрой РФ. Будет создан реестр получателей льготного жилья

Белый дом намерен привести в порядок одну из самых дорогостоящих социальных программ — предоставление гражданам льготного жилья. Для этого Минстрой в начале 2023 года планирует создать единый федеральный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По данным ведомства, на 1 января 2021 года на учете состояли 854 тыс. таких семей. Сведение разрозненных перечней в одну систему позволит добиться порядка и прозрачности в этой сфере и может вдвое снизить необходимые госрасходы за счет избавления от задвоения обязательств — в пределе они оценены в 9 трлн руб.
Замглавы Минстроя Юрий Гордеев на совещании в Совете федерации сообщил, что правительство в начале 2023 года может создать единый реестр льготников, имеющих право на получение жилья от государства. Де-факто система для ведения такого реестра уже создана и проходит «процедуру тестирования и отладки», сообщил чиновник. 
Сведение разрозненных списков по всем категориям граждан, перед которыми у государства есть обязательства по предоставлению жилья, позволит исключить повторы и учесть данные об очередниках, уже получивших квартиры или жилищные сертификаты на их приобретение.
Всего в Минстрое на 1 января 2021 года на учете состояли 854 тыс. семей очередников из 20 категорий граждан, в 2020 году вопрос был решен для более чем 27 тыс. При таких темпах сокращения очереди и без учета новых очередников процесс затянется более чем на 30 лет. В Москве, как сообщал столичный департамент городского имущества, в 2020 году из очереди в 50 тыс. семей улучшили жилищные условия почти 2,6 тыс.
Как поясняет президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, сейчас Жилищный кодекс предоставляет человеку право самому решать, какой льготной программой он хочет воспользоваться, и использовать все возможности. Так, например, если сотрудник МВД живет в аварийном доме и для улучшения жилищных условий стоит в ведомственной очереди и у него еще есть ребенок-инвалид, то он может проходить «очередником» по пяти основаниям. Смысл создания единой информсистемы заключается в том, чтобы там содержались все 100% случаев, когда государство предоставляет гражданину жилищную поддержку. Это позволит реально оценить объем обязательств, отмечает эксперт.
"Там, где в рамках каких-то учётных систем, мы насчитали 3,4 млн семей. Из них по новым данным почти 2,3 млн – это, по данным Росстата, стоят в очереди в муниципалитете. У нас есть еще ведомственные отдельные учётные системы. (…) Это гораздо более серьезная проблема. Нам надо формировать Единую учетную систему по всей стране, чтобы понять объём государственных обязательств, которые надо выполнять", — сказала Косарева.
Она добавила, что средний срок ожидания жилых помещений составляет 20 лет, а по некоторым категориям достигает 50 лет. По словам Косаревой, человеческой жизни не хватит для этого.
По ее мнению, также сейчас в разных системах учёта свои критерии для предоставления жилья — "бесчисленное количество вариаций". Косарева предложила помимо Единого реестра создать новую унифицированную законодательную базу с небольшими, обоснованными исключениями.
По оценкам фонда, общий объем необходимых средств на жилищную поддержку граждан в пределе составляет 9 трлн руб.
«Но, честно говоря, я думаю, что там в два раза меньше, потому что там половина людей, которые стоят в разных учетных системах, при этом многие обязательства отличаются критериями и не предполагают учета», — говорит госпожа Косарева.
По ее мнению, нужно усилить адресную помощь и искать менее затратные для бюджета формы жилищной поддержки: у государства никогда не будет даже половины от нужных средств.
Отметим, впрочем, что даже при сокращении запроса на льготное жилье вдвое нынешнее финансирование таких программ при всей его масштабности действительно отличается от необходимого в разы — так, объем финансового обеспечения целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» на 2019–2025 годы составляет 743,2 млрд руб. в расчете на помощь в улучшении жилищных условий к 2030 году 660 тыс. семей.
Аудитор Счетной палаты Наталья Трунова идею создания унифицированного реестра очередников также поддержала. По ее словам, это не только позволит минимизировать злоупотребления в этой сфере, но и создаст системный подход к жилищному обеспечению граждан с приоритетами, требованиями и оценкой принятых публичных обязательств.

Источник: Коммерсант, Интерфакс

Секции АСДГ: 

Возврат к списку