АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Фонд «Институт экономики города». Необходимо снятие административных барьеров для информсистем

08.12.2021

Фонд «Институт экономики города». Необходимо снятие административных барьеров для информсистем

Из-за существующих административных барьеров только в 10% случаев удается проводить собрания собственников жилья в электронном виде. Хотя власти пообещали, что через девять лет таким образом должны проходить до 80% собраний. Чтобы добиться этой цели, фонд «Институт экономики города» предлагает снять существующие ограничения на привлечение в сегмент частных компаний, законодательно закрепив требования к ним. Участники рынка подтверждают свой интерес к сфере ЖКХ, но предлагают сертифицировать операторов специализированных информсистем, чтобы избежать фальсификаций итогов голосования.
В России существуют законодательные барьеры при использовании информационных систем для проведения общих собраний собственников квартир, говорится в исследовании фонда «Институт экономики города» (ИЭГ). По этой причине сейчас в онлайн-формате проводится не более 10% общедомовых собраний. В то же время в разработанном Минстроем проекте Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ обозначено, что к 2030 году 80% собраний жильцов должны проводиться в электронном виде.
Для устранения законодательных барьеров ИЭГ предлагает исключить из Жилищного кодекса требование об обязательном принятии собранием собственников решения о том, какая именно информсистема будет использоваться, и о том, кто будет выступать ее администратором.
Сейчас можно провести общее собрание в электронном виде только через ГИС ЖКХ и региональные информационные системы, которые есть только в Москве и Подмосковье, поясняет директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. «Но в случае с ГИС ЖКХ многих не устраивает качество работы, а к порталам Москвы и Подмосковья у жителей уже возникло недоверие из-за сообщений в соцсетях о фальсификации собраний»,— отмечает она.
К ГИС ЖКХ действительно часто звучат претензии со стороны ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний, подтверждает депутат Госдумы Галина Хованская. В пресс-службе Минстроя заявили “Ъ”, что ГИС ЖКХ сейчас имеет приоритет, так как в ней есть все для гарантированно верного проведения собраний. В то же время госпожа Хованская видит риски привлечения частных операторов информсистем: «Изначально речь шла именно о создании единой государственной системы». Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков констатирует, что в целом у IT-компаний сохраняется высокий интерес к сфере ЖКХ. В «МегаФоне» уверены, что принятие законодательной инициативы позволит ускорить процессы цифровизации отрасли ЖКХ.

«ГИС ЖКХ активно заработает с 2022 года».
Ирек Файзуллин, глава Минстроя РФ, в июле 2021 года

Хотя не все управляющие организации уверены в целесообразности привлечения на рынок новых игроков. В «ПИК-Комфорте» считают, что появление в сегменте недобросовестных компаний может привести к конфликтным ситуациям, которые негативно скажутся на управлении общедомовым имуществом. Недоверие населения к информсистемам и низкую вовлеченность в процесс голосования собственников в целом в «ПИК-Комфорте» называют барьерами для отрасли.
В ИЭГ также считают целесообразным определить перечень сведений, указываемых в информсистеме, включая данные для идентификации собственника. Еще одно предложение — записать четкие требования к информсистемам, например обеспечение защиты от фальсификаций, взаимодействие инициатора собрания с собственниками, доступность системы приема документов, доступ к данным об итогах голосования. Галина Хованская считает, что необходимо лицензировать работающие с информационными системами организации. В «ПИК-Комфорте» предлагают сделать обязательной идентификацию пользователей в информационной системе через «Госуслуги», обеспечить регистрацию не менее 90% собственников конкретного дома и исключить возможность голосования на бумажных бланках.
Ирина Генцлер рассчитывает, что снятие административных барьеров для информационных систем поможет, с одной стороны, участникам рынка наладить работу электронного голосования, с другой — облегчит гражданам понимание процесса.
Эксперт предполагает, что в перспективе в новостройках Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов в общих собраниях через информационные системы смогут участвовать до 90–95% собственников. «В случае со старым жилым фондом меньше — 20–40%, показатели в любом случае не будут однородными», — говорит госпожа Генцлер.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку