АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Счетная палата РФ. Господдержка дотационных регионов не способствует улучшению их финансового состояния

30.06.2022

Счетная палата РФ. Господдержка дотационных регионов не способствует улучшению их финансового состояния

Господдержка дотационных регионов не приводит к улучшению их финансового состояния. Программы малоэффективны, принятые в центре решения то стимулируют, то ограничивают, а условия для прогнозирования регионального развития отсутствуют. Такой вывод сделала Счетная палата по результатам проведенного аудита группы субъектов-«середнячков».
Аудиторы проанализировали финансовое состояние регионов и меры, принимаемые федеральными органами исполнительной власти для их поддержки. Для исследования взяли субъекты РФ с уровнем дотационности от 20% до 40%. Согласно гипотезе Счетной палаты, эти регионы могли бы существенно улучшить свое финансовое положение за счет развития собственной доходной базы.
Бюджетный кодекс разделяет субъекты РФ на группы по объему федеральных дотаций в доходах регионального бюджета. Первая группа регионов не получает дотации. Среди них российские столицы, нефтегазодобывающие субъекты и индустриально развитые регионы с крупнейшими городами. Последняя группа – высокодотационные регионы, более других зависимые от федеральных трансфертов. Это большинство республик Северного Кавказа, отдельные регионы Юга Сибири. Между ними находится наиболее многочисленная группа регионов-«середнячков», которую и изучали специалисты Счетной палаты.
По своему составу эта группа относительно постоянна. За 2017–2020 годы из нее вышли Республика Адыгея, Алтайский край и Магаданская область, а вошли – республики Карелия и Крым, Брянская область. При этом ни один из субъектов не перешел в ранг высокодотационных.
Государственная поддержка дотационных субъектов РФ направлена на то, чтобы сгладить различия между социально-экономическими показателями регионов-доноров и регионов-реципиентов. Для этого применяется ряд механизмов, основные – межбюджетное выравнивание и преференционные режимы.

Общее и частное
Анализ показал, что в целом госполитика привела к положительной динамике: в 2017–2020 годах доходы группы росли на среднероссийском уровне – около 20%, так же, как и расходы, – 114%. Общая нагрузка регионов по обслуживанию долговых обязательств даже снизилась на 26% – этому способствовали бюджетные кредиты.
Вместе с тем уровень дотационности большей части регионов не снизился и кардинального улучшения их финансового состояния не произошло. Более того, анализ выявил растущую зависимость этих регионов от финансовой помощи из федерального бюджета: доля безвозмездных перечислений выросла с 43% до 55%.
По данным Счетной палаты, индивидуальные меры поддержки – создание особых экономических зон и утверждение программ социально-экономического развития – не оказали заметного воздействия на финансовое благосостояние регионов. Они не привели к росту количества рабочих мест, объема инвестиций, среднемесячной зарплаты.
Кроме того, с каждым годом становится больше целевых межбюджетных трансфертов. Если в 2019 году их доля составляла 54%, то в 2020-м выросла до 60%.
Аудиторы назвали пять субъектов-аутсайдеров: республики Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Калмыкия и Северная Осетия – Алания, а также Курганская область. При этом причины отставания у них разные. Если Калмыкии и Курганской области просто не хватает собственных средств на экономическое развитие, то в северокавказских республиках неэффективно используют имеющиеся ресурсы.
Вместе с тем серьезное воздействие на динамику основных финансовых показателей регионов оказывают внешние факторы, на которые сами субъекты РФ повлиять не могут. В первую очередь, это решения, принимаемые на федеральном уровне. По мнению аудиторов, они оказывают неоднозначное воздействие – то стимулируют, то ограничивают. Например, изменения в налоговом законодательстве 2017–2020 годов привели к росту объема выпадающих доходов: они увеличились почти в два раза.
Счетная палата рекомендовала правительству РФ сократить количество целевых межбюджетных трансфертов, консолидировать субсидии и провести инвентаризацию действующих преференциальных режимов. Кроме того, при определении форм и объемов помощи из федерального бюджета необходимо применять дифференцированный подход к регионам, так как причины слабого экономического развития различны даже в пяти субъектах-аутсайдерах.

Каждому по потребностям
В экспертном сообществе часто поднимается вопрос связи государственной политики регионального развития и изменения состояния бюджетов субъектов РФ, рассказал научный сотрудник географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Землянский.
«В научной практике распространен такой термин, как «зависимость от пути», или «эффект колеи» – влияние укорененных и наследуемых из поколения в поколение институциональных факторов на долгосрочную траекторию развития. Результаты мероприятия Счетной палаты показали, что эта зависимость устойчиво сохраняется для дотационных регионов: стимулирующие меры не приводят к заметным изменениям, динамика развития по-прежнему определяется зависимостью от сложившейся специализации и региональных условий», – пояснил он.
Перебороть «эффект колеи» можно на средне- и долгосрочном горизонте, в том числе за счет стратегического планирования. Однако эксперт отметил полное отсутствие гармонизации горизонтов планирования на федеральном и региональном уровнях. Подготовка документов идет практически непрерывно при постоянном изменении внешних и внутренних условий. При этом они утверждаются на 5–10–15 лет вперед, государственные программы и национальные проекты, через которые регионы фактически получают поддержку, – на несколько лет вперед (правда, корректируются подчас несколько раз в год), а бюджет – только на три года (хотя фактически в последние годы пересматривается каждый год). В результате может сложиться ситуация, когда, например, документ стратегического планирования утвержден в 2018 году (а разработан в 2017-м), государственная программа утверждена в 2018 году и изменена в 2019-м, а реальные объемы доводимых бюджетных средств скорректированы в 2020-м.
Поэтому подавляющее большинство регионов живут в горизонте одного, в лучшем случае двух-, трехлетнего планирования, и фактической реализации долгосрочных документов стратегического планирования не происходит.
Кроме того, Дмитрий Землянский отметил недостаточную синхронизацию отраслевых и территориальных мер поддержки. Например, некоторые меры, заложенные в индивидуальные программы развития регионов, должны поддерживаться отраслевыми решениями (по выделению льготных кредитов или созданию федеральных объектов инфраструктуры). Однако рассинхронизация во времени приводит к задержкам (а значит, и удорожанию) мер, замедлению или снижению получения эффектов от их реализации.
Также немаловажен вопрос качества реализации принятых решений. Зачастую даже выделение средств и формальная реализация мероприятия не дают ожидаемых эффектов из-за качественных, а не количественных параметров. Это может быть качество технических решений, проработанность конкретной концепции, последовательность в достижении результатов.
«Недостатки в этих аспектах нивелируют формально полученный результат и снижают потенциальные эффекты. Эти вопросы сложны для рассмотрения для группы территорий и требуют индивидуального подхода», – подчеркнул Землянский.

От каждого по возможностям
Необходимость дифференцированного подхода признают и другие эксперты. Так, заместитель председателя комиссии по региональной политике и местному самоуправлению Госдумы Сардана Авксентьева считает целесообразным увеличить долю неокрашенных средств в структуре консолидированных бюджетов регионов, то есть средств, которыми регионы могут распоряжаться самостоятельно. По ее мнению, дальнейшее развитие госполитики в сторону унификации подходов к региональному управлению должно быть детально пересмотрено.
«Очевидно, что сохраняется высокая дифференциация субъектов по уровню социально-экономического развития. В условиях беспрецедентных санкций со стороны зарубежных стран в отношении нашей страны ошибки в реализации государственной политики регионального развития могут послужить сильнейшим фактором общей дестабилизации российского общества, а ведь финансовая устойчивость страны во многом определяется финансовой устойчивостью ее регионов», – отметила Авксентьева.
Проведение дифференцированной политики может дать дополнительные импульсы к региональному развитию, поскольку едиными инструментами добиться нужного результата будет нелегко, убежден директор АНО «Институт реформирования общественных финансов» Владимир Климанов.
Дотационные регионы-«середнячки», финансовое состояние которых изучали специалисты Счетной палаты, весьма разнородны, и сложно выделить среди них даже какой-то типичный или модельный регион. Встречаются как субъекты федерации индустриально-аграрной специализации, так и отдельные отсталые регионы, большие и малые по площади и численности населения, расположенные в самых разных частях страны. Сохранение их количества означает, что федеральная поддержка, скорее, консервирует сложившуюся ситуацию, чем создает стимулы для повышения финансовой самостоятельности регионов.
«При определении будущих направлений работы федерации с регионами необходимо принять во внимание, что повышение долгосрочной финансовой устойчивости и финансовой самостоятельности субъектов требует принятия политически ответственных решений и закрепления их в нормах бюджетного законодательства. Чисто техническими подвижками в формализованной системе распределения межбюджетных трансфертов уже не обойтись», – считает Владимир Климанов.
Вопросы сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ приобретают особое значение с учетом высоковероятных рисков сжатия налоговых баз в обозримом будущем из-за санкционных последствий, полагает старший научный сотрудник Лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Непосредственное отношение к сбалансированности имеет передача на федеральный уровень льгот для ветеранов труда, полномочий по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, обязательств по обеспечению жильем детей-сирот, ветеранов и инвалидов, доплат к пенсии, лекарственное обеспечение лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, с одновременной централизацией части налога на прибыль организаций и сокращением объема выравнивающих дотаций регионам.

Источник: Сетевое издание "Деловой еженедельник "Профиль" 

Секции АСДГ: 

Возврат к списку