10.12.2025
Ведомости. Двигатель на рельсах: как городской транспорт стал драйвером промышленного роста
В сентябре текущего года московские власти объявили о завершении масштабного обновления подвижного состава на всех четырех Московских центральных диаметрах (МЦД). Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Программа обновления стартовала в 2019 г., перед запуском первых двух направлений МЦД, и была реализована за шестилетний период, напомнили в мэрии. Транспортный парк на первом и втором диаметрах обновили в течение первого года их работы, а на третьем и четвертом − в сентябре 2025 г. В общей сложности для диаметров поставили 443 современных поезда. Проект обновления реализовывал Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы совместно с Центральной пригородной пассажирской компанией (ЦППК) и РЖД.
Основу парка составляют 186 российских электропоездов ЭП2Д и 28 его модернизированных версий ЭП2ДМ – это составы для пригородного сообщения. Также специально для МЦД выпущено 110 поездов «Иволга». Помимо них, по диаметрам курсируют 39 скоростных поездов «Ласточка» – составов, изначально созданных на основе платформы Siemens Desiro. Для маршрутов, связанных с аэропортами, задействованы также 11 двухэтажных экспрессов, разработанных швейцарской компанией Stadler.
Общее количество подвижного состава Московских центральных диаметров (МЦД):
ЭП2Д: 186 единиц
«Иволга»: 110 единиц
«Ласточка»: 39 единиц
ЭП2ДМ: 28 единиц
Аэроэкспресс: 11 единиц
Общее количество выпущенных поездов «Иволга» (во всем парке) — 374 единицы.
Из 110 «Иволг», работающих на МЦД, 51 состав — это современные модели «Иволга 4.0».
По сравнению с предыдущими современные модели поездов оснащены климат-контролем, системой обеззараживания воздуха, эргономичными креслами и улучшенной навигацией, отметили в столичной мэрии. По данным московского правительства, благодаря обновлению подвижного состава уровень шума в вагонах снизился на 35%, а количество пассажирских мест увеличилось в 1,5 раза по сравнению со старыми составами.
Обновление парка сделало МЦД одним из самых предпочитаемых видов транспорта, подчеркнули столичные власти. По данным Департамента транспорта города, пассажиропоток МЦД на ноябрь 2025 г. в сутки достигает до 1,6 млн человек – это в 1,8 раза больше, чем до обновления поездов.
Новые поезда «Иволга»
«Развитие рельсового транспорта − одно из самых перспективных направлений для современных мегаполисов. Трамваи, городские электрички и метро эффективно перераспределяют пассажиропоток и приглашают людей сменить личный автомобиль на городской транспорт, рассказал в беседе с работниками издания «Ведомости. Город» основатель компании InnovaTransport и эксперт по транспортному консалтингу Алексей Смирнов. Чтобы горожане действительно пересаживались на этот комфортный и быстрый вид транспорта, ключевое значение имеет его привлекательность, считает эксперт. «Поэтому постоянное обновление подвижного состава современными, удобными и технологичными вагонами становится важнейшей составляющей успеха: только так можно сформировать устойчивую привычку у людей пользоваться рельсовым транспортом», – добавил он.
Решение для пиковых нагрузок
Обновление поездов на МЦД – часть масштабной программы по замене подвижного состава всего Центрального транспортного узла (ЦТУ), рассказали в московской мэрии.
По данным столичных властей, на ЦТУ приходится почти 75% всех российских пригородных железнодорожных перевозок – более двух млн пассажиров ежесуточно. Эта система объединяет 11 субъектов РФ, включая Москву, Подмосковье и соседние регионы, с общим населением около 31 млн человек. Именно поэтому обновление парка является ключевым фактором повышения комфорта пассажирских перевозок, подчеркнули в мэрии.
Благодаря этой программе средний возраст составов на МЦД сократился в пять раз − с 23 лет до 4,5 года.
Флагманской моделью ЦТУ столичные власти называют электропоезда «Иволга», которые производят на Тверском вагоностроительном заводе (входит в состав АО «ТМХ»).
«Огромный пассажиропоток московской агломерации стал одним из главных факторов при их разработке», – рассказал журналистам заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта АО «ТМХ» Александр Лошманов. По его словам, принципиальным отличием от других электропоездов стали двери большей ширины – 1,4 м вместо прежних 1,25 м – это позволило ускорить посадку и высадку людей в пиковые часы. «Для маршрутов с частыми остановками ключевыми стали три технических решения: асинхронный тяговый двигатель и современная тормозная система отвечают за быстрый разгон и плавное торможение, а технология пневмоподвешивания − за комфортный ход с низким уровнем шума и вибрации», – добавил он.
Из более чем сотни составов «Иволги», курсирующих по МЦД, 51 представляют собой последнюю модификацию – «Иволга 4.0», отмечается на портале mos.ru. Эти электропоезда перевозят пассажиров с мая прошлого года.
«Иволга 4.0», по данным компании-производителя, развивает скорость до 160 км/ч. Этот показатель был достигнут еще в модификации 3.0. Первые же версии поезда могли разгоняться только до 120 км/ч, рассказал Лошманов. Поезд последнего поколения, кроме того, может перевозить больше пассажиров за счет появления дополнительных накопительных площадок (мест без сидений – прим «Ведомости. Город»). Изменились также внешний вид поезда и оснащение составов.
«С каждой модификацией мы вносим коррективы. Они затронули как пассажирскую зону: видеоинформирование, эргономику кресел, освещение, розетки, – так и кабину машиниста – пульт, систему управления, мониторы» — Александр Лошманов, заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта АО «ТМХ».
Корректировки в новую модификацию, по его словам, вносятся с учетом мнения пользователей, полученного при работе с фокус-группами.
С июня текущего года «Иволги» последнего поколения также начали перевозить пассажиров ЦППК на Ярославском направлении Московской железной дороги (МЖД). Эта ветка является наиболее загруженной в Центральном транспортном узле: ее ежедневный пассажиропоток превышает 300 000 человек, подчеркнули в столичной мэрии.
«Поезда на Ярославском направлении мы обновляем совместно с дептрансом Москвы и РЖД. Всего до конца года получим 15 "Иволг 4.0" для Ярославского направления, а в течение нескольких лет заменим более 90 поездов» — Иван Конев, генеральный директор ЦППК.
Иван Конев также добавил, что после завершения обновления средний возраст поездов сократится в пять раз – с 17 до 3,5 лет. В дальнейшем столичные власти планируют обновить составы на Павелецком направлении МЖД, а также на маршрутах, связывающих Москву с соседними областями.
Устойчивость отрасли
Как рассказал в беседе с работниками издания «Ведомости. Город» управляющий партнер, сооснователь агентства RollingStock (специализируется на аналитике рынка рельсового подвижного состава) Александр Поликарпов, в 2024 г. общий объем рынка рельсового транспорта, включая путевую технику, сервис, запчасти и компоненты, превысил 1,2 трлн руб., что было выше уровня 2023 г. на 30%. По словам эксперта, по итогам девяти месяцев нынешнего года темпы роста рынка замедлились, однако в меньшей степени это коснулось электропоездов.
В финансовом выражении общий объем рынка рельсовой техники, включая сервис и компоненты, за девять месяцев 2025 г. составил 773 млрд руб., ожидается, что общий объем рынка составит 1,05-1,12 трлн руб., добавил Поликарпов.
«Развитие рельсового транспорта Москвы, включая метро, МЦК, МЦД и трамваи, дает стимул для качественного развития подвижного состава и транспортных сервисов в целом по всей России», – отметил эксперт.
Отечественные предприятия получают долгосрочные заказы, что положительно сказывается на производственной независимости, отметил Лошманов. Например, последние модели поездов «Иволга» почти полностью состоят из отечественных комплектующих.
«Для устойчивости машиностроения и смежных отраслей этот факт очень важен. Речь идет о практически замкнутой экономической системе, независимой от санкций, валютных курсов или закрытия границ» — Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта.
Благодаря локализации производства были сокращены расходы на выпуск электропоездов, а также появилась возможность увеличить высокотехнологичный экспорт, добавил ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.
Три четверти заказов в отрасли формирует правительство Москвы, приобретающее новые вагоны метро и пригородные поезда, подчеркивают столичные власти. В выпуске «Иволги» задействовано более 600 предприятий и около 75 000 специалистов по всей стране, сообщил ранее в телеграм-канале дептранса заместитель мэра Максим Ликсутов.
«Обновление подвижного состава для пассажирских перевозок ускорило модернизацию целого ряда промышленных секторов» — Владислав Трещев, инженер-исследователь научно-образовательного центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» Российского университета транспорта.
По его словам, производители корпусных конструкций освоили новые методы обработки металлов, электронные компоненты стали производиться с использованием современных схемотехнических решений, а системы жизнеобеспечения разрабатывались с применением энергоэффективных подходов.
При этом для наибольшей устойчивости российским машиностроительным предприятиям необходимо диверсифицировать экспортные поставки, поделился мнением Михаил Якимов. По его словам, ориентация только на внутренний рынок создает риски: после выполнения крупных заказов от российских регионов производственные мощности могут простаивать.
Перспективным направлением Якимов называет страны Средней Азии и Закавказья, где российские поезда могли бы конкурировать с европейскими и китайскими аналогами. По его словам, привлечение заказов из этих стран позволило бы равномерно загрузить производства и снизить зависимость от федерального бюджета.
На предприятии также заявляют об ориентации не только на внутренний, но и на внешний рынок. «Если будет запрос, мы готовы предложить адаптированные решения под конкретные потребности», – подчеркнул Александр Лошманов.
Источник: https://www.vedomosti.ru/
Секции АСДГ: