АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

ДФО. Как города и территории расставляют приоритеты в цифровизации различных сфер?

03.05.2024

ДФО. Как города и территории расставляют приоритеты в цифровизации различных сфер?

Сделать жизнь "умнее", комфортнее и безопаснее помогают цифровые сервисы. В ДФО внедряют интеллектуальные платформы, которые могут управлять процессами в отдельно взятом городе и регионе. Но у дальневосточных субъектов слишком разная специфика и особенности, поэтому процесс идет неравномерно. Похоже, ставка делается на цифровизацию определенных сфер.

Машинное зрение
- Если говорить об общем уровне цифровизации дальневосточных регионов, то он достаточно высок. Есть направления, где используют новейшие продукты, высокотехнологичные решения. Уже никто в ДФО не говорит: давайте сэкономим, сделаем подешевле. Немаловажно и то, что зачастую цифровым партнером регионов и муниципалитетов выступает крупнейшая в сфере телекома госкорпорация. У нее не только обширная инфраструктура, но и собственные решения для различных задач, - отметил директор по цифровым регионам Дальневосточного федерального округа компании "Ростелеком" Руслан Тулаганов.
По его словам, один из ярких примеров - внедрение на Сахалине и в Приморье системы интеллектуального видеонаблюдения с аналитикой (распознавание лиц и государственных регистрационных знаков автотранспорта, скопления людей, необычного поведения). В ее основе абсолютно та же платформа, которая находится на вооружении крупнейших ситуационных центров федерального уровня.
В Сахалинской области к системе подключено более 4,1 тысячи камер в трех крупных городах - Южно-Сахалинске, Холмске и Корсакове. На платформу "Безопасного города" видеоданные приходят даже с глазков подъездных домофонов. В зоне видимости и контроля - дороги, придомовые территории и парковки, мусорные контейнеры и площадки ТБО, остановки общественного транспорта. С помощью камер власти контролируют работу коммунальщиков во время мощных циклонов, когда остров буквально тонет в снегу.
- Пожалуй, это одно из самых простых свидетельств пользы цифровизации и высоких технологий в повседневной жизни, - уверен зампред правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков.
В Приморском крае система интеллектуального видеонаблюдения с технологией машинного зрения пока располагает данными с 1,5 тысячи камер, но есть возможность подключения 10 тысяч.
- Камеры расставлены в крупных городах. Примерно треть - в образовательных учреждениях, остальные - снаружи, на улицах, остановках общественного транспорта, - уточнил замминистра цифрового развития и связи Приморского края Игорь Виткалов.

"Умные" светофоры
В 27 регионах страны созданы интеллектуальные транспортные системы (ИТС). И только одна из них на Дальнем Востоке - в столице Республики Саха. На внедрение ИТС отводилось три года в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", но оно еще не завершено. С 2020 по 2025 годы ассигнования из федерального бюджета на эти цели превысят 335 миллионов рублей.
- Система - наша собственная разработка. Она состоит из двух больших модулей. Во-первых, сама платформа, которая собирает и анализирует информацию. С ее помощью службы, управляющие дорожным движением, могут настраивать мониторинг ЧС и ДТП, отслеживать дорожную ситуацию, перенаправлять потоки транспорта, автоматизировать работу светофоров. Это - мозг. Вторая составляющая ИТС - оконечные устройства: контроллеры светофоров, видеокамеры, датчики на перекрестках и ключевых участках дорог, - объясняет Руслан Тулаганов.
Недавно были подписаны последние вводные акты по третьему этапу ИТС. Около 72 процентов светофоров в Якутске уже подключены к ней. Идет мониторинг (в том числе через видеонаблюдение) примерно 80 перекрестков и 20 ключевых дорожных участков с высокой аварийностью, а также пешеходных переходов у детских образовательных учреждений.
В 27 регионах страны созданы интеллектуальные транспортные системы, и только одна из них - на Дальнем Востоке
По словам Руслана Тулаганова, в Якутске высокий уровень проникновения ИТС. Есть уверенность, что за два ближайших года она охватит всю городскую агломерацию. Якутск, конечно, не такой большой, как Хабаровск или Владивосток, но у него своя специфика: узкие улицы, зимние туманы и наледи на дорогах. Кстати, в условиях экстремальных морозов ИТС хорошо себя показала.
- Регулирование автомобильных потоков в городе с помощью интеллектуальной системы позволит оптимизировать работу общественного транспорта, снизит количество автомобильных пробок, следовательно, и вредных выбросов, - уверен глава Республики Саха Айсен Николаев.
Интересно, что никто не может сказать, когда завершится внедрение ИТС. По оценкам некоторых экспертов, это можно сделать за год. Кроме того, есть мнение, что оставшиеся вне системы 28 процентов светофоров не так уж и важны для ее эффективной работы.

Оповещение по домофону
Модернизация региональных автоматизированных систем централизованного оповещения (РАСЦО) населения - это тоже цифровизация. В Приморье, например, она проводилась в 13 муниципалитетах. К цифровым сетям - основным и резервным - подключили 26 населенных пунктов.
- В ходе модернизации РАСЦО в Приморье мы используем платформу, которая была введена в строй еще в 2016 году. Речь в данном случае идет о расширении сети оповещения - увеличении охвата населения и повышении качества передачи сигнала. Специально для этого проекта по защищенным VPN-каналам развернуты виртуальные частные сети, которые обеспечивают связь между всеми объектами РАСЦО, - объяснил Руслан Тулаганов.
Например, в Амурской области была полностью заменена устаревшая система, которая охватывала 34 населенных пункта. Такие же новейшие РАСЦО появились в Сахалинской и Еврейской автономной областях, Республике Саха.
По словам эксперта, для развития систем оповещения используют новые возможности и источники информирования населения. Так, на Сахалине пробуют интегрировать в РАСЦО "умные" домофоны, завязанные на приложения в смартфонах. Понятно, что этот вариант возможен только в новостройках.
- По внедрению современных технических решений мы ни в чем не уступаем центральным регионам РФ, - уверен Руслан Тулаганов. - Важно и то, что в Хабаровском крае есть компания, которая разрабатывает и производит оборудование для РАСЦО и программное обеспечение. Причем высочайшего уровня. Модернизация - дело сложное, каждый проект должен быть максимально эффективным.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку