АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Роль и место органов архитектуры в социально-экономическом развитии муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока», 16 апреля 2010 г., Новосибирск


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

Участники конференции отмечают, что органы архитектуры играют важную роль в обеспечении комплексной застройки городских территорий, создании благоприятной среды обитания, разработке планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований. В то же время отмечено, что эффективному осуществлению градостроительной деятельности в российских городах препятствует наличие ряда нерешенных проблем.

Прежде всего это несовершенство многих норм Градостроительного кодекса РФ, наличие противоречий между Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Значительная часть городских земель до настоящего времени не разграничена по формам собственности, а проведенное разграничение является недостаточно обоснованным. Необоснованной и непродуманной является норма о передаче исполнительным органам государственной власти субъектов РФ права распоряжения земельными участками в городах – административных центрах субъектов РФ. Все это осложняет комплексное решение проблем застройки городских территорий.
Разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования отстает от установленных сроков в силу необеспеченности финансированием и нехватки квалифицированных кадров архитекторов. Применение к разработке этих документов норм Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» позволяет выигрывать конкурсы малоквалифицированным организациям, предлагающим низкие цены. Отсутствуют обоснованные тарифы на разработку документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
В последние годы наметилась негативная тенденция снижения роли муниципальных служб архитектуры в принятии градостроительных решений собственниками и арендаторами земельных участков. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2008 г. № 188 должность главного архитектора территории исключена из единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов и вместо этого введена должность главного градостроителя. Однако его статус, функции и полномочия никаким нормативным актом не определены.
Серьезные проблемы имеются в системе кадастрового учета объектов городской недвижимости, остро не хватает квалифицированных кадастровых инженеров. Значительная часть фактических владельцев самовольно занятых земельных участков и построенных на них объектов недвижимости уклоняется от постановки на кадастровый и налоговый учет, что не позволяет взимать с них соответствующие местные налоги. Отстает работа по формированию муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Федеральным органам государственной власти:
1.1. В рамках разграничения государственной собственности на землю отнести к собственности поселений и городских округов все земельные участки в границах населенных пунктов, свободные от прав третьих лиц. Внести соответствующие изменения в статью 19 Земельного кодекса РФ.
1.2. Установить в Градостроительном кодексе РФ статус организаций, имеющих право осуществлять деятельность по подготовке документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования и документации по планировке территории, в том числе необходимости их членства в саморегулируемых организациях.
1.3. Определить в Градостроительном кодексе РФ полномочия органа местного самоуправления, уполномоченного выдавать разрешение на строительство, по контролю за строительством объектов капитального строительства, не подлежащих государственной экспертизе и не подконтрольных государственному строительному надзору.
1.4. Внести изменения в Градостроительный кодекс РФ в части регулирования развития застроенных территорий. Предусмотреть возможность заключения договора о развитии застроенных территорий в отношении территорий, на которых расположены индивидуальные жилые дома.
1.5. Предусмотреть в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях санкции за нарушение сроков выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства.
1.6. Внести изменения в статью 49 Земельного кодекса РФ, дополнив перечень случаев, при которых допускается изъятие земельных участков для муниципальных нужд строительством объектов социального назначения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления поселения, городского округа.
1.7. Дополнить часть 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ, допустив перераспределение земельных участков, земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами при невозможности образования (использования) земельного участка, соответствующего предельным (минимальным) размерам, установленным для соответствующей территориальной зоны.
1.8. Дополнить статью 37 Градостроительного кодекса РФ в части недопустимости изменения вида разрешенного использования земельного участка, приобретенного на торгах, до завершения строительства объекта, установленного выбранным видом разрешенного использования.
1.9. Отменить норму части 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», исключив возможность принятия закона субъекта РФ о передаче полномочий по распоряжению земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами субъектов РФ, государственная собственность на которые не разграничена, исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
1.10. Предусмотреть в законодательстве о бюджете Российской Федерации возможность софинансирования федеральными и региональными органами государственной власти деятельности органов местного самоуправления по разработке документации территориального планирования, градостроительного зонирования территории и по планировке территорий.
1.11. Утвердить исчерпывающий перечень объектов, выдача разрешений на строительство которых относится к компетенции Министерства регионального развития Российской Федерации.
1.12. Разработать и утвердить тарифы на разработку документации территориального планирования с возможностью их дифференциации по территориям. Вывести разработку указанной документации из сферы действия Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
1.13. Исключить норматив уровня инсоляции из технического регламента по безопасности.
1.14. Принять отдельный федеральный закон или внести изменения в действующие законодательные акты, определив статус, функции и полномочия главных архитекторов (главных градостроителей) поселений и городских округов.
2. Органам местного самоуправления:
2.1. Содействовать формированию конкурентного рынка девелоперских услуг, обеспечивать предоставление застройщикам подготовленных земельных участков для жилищного и социального строительства.
2.2. Усилить работу по инвентаризации и постановке на налоговый учет самовольно занятых земельных участков и неучтенных объектов недвижимости.
2.3. Рассматривать в документах территориального планирования возможности выноса за границы населенных пунктов устаревших и малоэффективных предприятий, загрязняющих окружающую среду и требующих обширных санитарно-защитных зон, с использованием высвобождающихся территорий для других целей.
2.4. Активизировать работу по формированию муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Возврат к списку мероприятий