АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Проблемы формирования программных бюджетов в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока», 17 - 18 апреля 2014 г., Красноярск

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е   С О О Б Щ Е Н И Е

17-18 апреля 2014 года в городе Красноярске состоялась ежегодная конференция АСДГ «Проблемы формирования программных бюджетов в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока». В работе конференции приняли участие руководители экономических и финансовых служб администраций муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, руководители контрольных органов. В рамках конференции обсуждались следующие вопросы: опыт взаимодействия экономических, финансовых служб, контрольных органов городов при формировании программных бюджетов; роль представительных органов местного самоуправления в процессе формирования, контроля исполнения, оценки эффективности программных бюджетов; опыт создания экспертных советов для участия в формировании программных бюджетов; перспективы организации социального партнерства, взаимодействия с органами статистики, налоговыми органами и др. по участию в бюджетном процессе; особенности бюджетных процессов в малых городах.
Докладом «Экономические проблемы современного этапа реформирования местного самоуправления» открыл конференцию вице-президент АСДГ Роальд Бабун. Как отметил докладчик, на сегодня экономические вопросы являются наиболее актуальными именно для местного самоуправления. Вопрос формирования доходной базы органов муниципальной власти – основная проблема местного самоуправления.
Исполняющий обязанности заместителя Главы города – руководитель департамента экономики администрации города Красноярска Александр Цаплин в своем докладе «Формирование программного бюджета в городе Красноярске – политика муниципалитета», рассказал об опыте организации бюджетного процесса на примере столицы Красноярья. «Наш город всегда стремился быть передовым по темпам внедрения инструментов бюджетного планирования, ориентированного на результат. Уже в 2006 году у нас стали внедряться программные инструменты, которые дали толчок к формированию «культуры программных документов». Однако с годами стало очевидно, что система городских и ведомственных целевых программ нуждается в корректировке», - отметил А.Цаплин. «При формировании правовой базы, регулирующей применение программ нового образца, целесообразно ориентироваться на федеральный опыт. В соответствии с федеральным законодательством муниципальным образованиям требуется утвердить порядок разработки, реализации и оценки эффективности программ, перечень муниципальных программ, а также рекомендуется утвердить методические указания, содержащие требования к подготовке программ и табличные формы приложений». А.Цаплин сформулировал ряд проблем, с которыми на сегодня сталкивается Красноярск при разработке программного бюджета: сложность формирования муниципальных программ в соответствии с отраслевыми концепциями развития и прогнозом социально-экономического развития города до 2020 года, трудоемкость и высокая периодичность внесения изменений в программы, а также отсутствие методики оценки эффективности муниципальных программ.
Об особенностях формирования программного бюджета в городе Красноярске рассказала заместитель главы Города – руководитель департамента финансов администрации города Красноярска Ирина Хаснутдинова. Она обозначила основные источники пополнения городского бюджета: вышестоящие бюджеты, муниципально-частное партнерство, население, ресурсоснабжающие организации и др.
Программный бюджет Томска также имеет свои особенности. О них подробно рассказала заместитель председателя правления секции АСДГ «Экономика и финансы города», начальник департамента финансов администрации города Томска Ирина Ярцева. Основные статьи формирования программных бюджетов в городе Томске в целом сходны с сопоставимыми муниципальными образованиями. Среди расходов, которые не включаются в муниципальные целевые программы И.Ярцева выделила: бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций Думы Города Томска, Счетной палаты Города Томска, Томской городской избирательной комиссии, администрации Города Томска; бюджетные ассигнования на исполнение судебных актов; бюджетные ассигнования на создание резервных фондов.
Об особенностях формирования бюджета в малом городе на примере города Назарово рассказала руководитель финансового управления администрации города Назарово Валентина Щербина. По ее словам, в основу составления проекта городского бюджета на 2014-2016 годы легли: Бюджетное послание Президента РФ; Указы Президента РФ; Прогноз социально-экономического развития города Назарово на 2014-2016 годы; основные направления бюджетной и налоговой политики города Назарово; положение «О бюджетном процессе в городе Назарово»; закон Красноярского края «О межбюджетных отношениях»; муниципальные программы города Назарово; отчет об исполнении бюджета за 2012 год и показатели ожидаемого исполнения городского бюджета в 2013 году. Среди основных мероприятий в рамках перехода к программному бюджету докладчик обозначила следующие: разработка нормативных правовых актов, необходимых для перехода на программный бюджет; утверждение перечня муниципальных программ; согласование подходов по формированию муниципальных программ с отраслевыми министерствами Красноярского края; рассмотрение проектов муниципальных программ на заседании рабочей группы; рассмотрение муниципальных программ на заседаниях профильных комиссий в городском Совете депутатов; утверждение муниципальных программ.
Об участии контрольно-счетных органов в процессе формирования программных бюджетов рассказала аудитор Контрольно-счетной палаты города Улан-Удэ Ольга Бурлакова. Она обозначила основные задачи перехода на программный бюджет: обосновывать и просчитывать расходы на стадии подготовки программ и бюджета; повышать эффективность бюджетных инвестиций; использовать потенциал государственных и муниципальных учреждений; отрегулировать механизм госзакупок; использовать инструменты общественного контроля в бюджетной сфере. Деятельность контрольно-счетных палат направлена и на выявление нарушений в бюджетном процессе муниципалитетов. О.Бурлакова выделила наиболее частые нарушения, с которыми приходится сталкиваться контролирующим органам муниципалитетов: финансовое обеспечение мероприятий программ не увязано с соответствующими возможностями бюджета; оценка планируемой эффективности реализации отдельных муниципальных программ не предусматривает обоснование планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие города; наличие в программе нескольких целей и задач, не связанных между собой. Более серьезная ошибка – отсутствие увязки целей и задач с подпрограммами; не указаны показатели (методика) оценки результативности программы. Анализ рисков реализации всех муниципальных программ носят формальный характер.
Об участии социально-ориентированных некоммерческих организациях в процессах формирования программных бюджетов и оказании муниципальных услуг в муниципальных образованиях Красноярского края рассказала генеральный директор Агентства общественных инициатив Ирина Печковская. Особое внимание она уделила проблематике организации общественной экспертизы качества муниципальных услуг.
Внедрение системы сбалансированных показателей для оценки эффективности муниципального управления – так обозначила тему своего выступления Лариса Воронцова, начальник отдела экономического анализа и территориального развития администрации города Хабаровска.
О предварительных итогах анализа изменения доходов и расходов бюджетов муниципальных образований за 2013-2014 гг. рассказала доцент кафедры финансов Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета Галина Держирукова. Эксперт доложила о динамике изменения бюджетных процессов в муниципальных образованиях Российской Федерации.
В рамках конференции состоялся круглый стол «Перспективы общественного участия в процессах формирования программных бюджетов муниципальных образований и обеспечения доступа к предоставлению услуг в социальной сфере». С докладами «Общефедеральные тенденции общественного участия и развитие услуг в социальной сфере негосударственными организациями» и «Разработка муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных инициатив» выступили Елена Малицкая, президент межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» и Дмитрий Филиппов, доцент кафедры менеджмента Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
По итогам работы конференции были сформулированы рекомендации федеральным органам власти, содержащие обобщенные предложения муниципалитетов по совершенствованию законодательства в данной сфере.


Возврат к списку мероприятий