АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Полезные ссылки

 
 

Regcomment.ru. Торговые центры в регионах теряют популярность: есть ли смысл строить новые?

25 декабря 2025

Regcomment.ru. Торговые центры в регионах теряют популярность: есть ли смысл строить новые?

В ре­ги­о­нах на­блю­да­ет­ся кри­зис на рын­ке тор­го­вой недви­жи­мо­сти. Вла­дель­цам и опе­ра­то­рам тор­го­вых цен­тров все слож­нее най­ти арен­да­то­ров, по­это­му неред­ко ТЦ пе­ре­обо­ру­ду­ют в скла­ды. Ра­нее та­кой фор­мат был вос­тре­бо­ван­ным, но стал те­рять по­пу­ляр­ность с раз­ви­ти­ем ло­ги­сти­че­ских ком­плек­сов.
Де­пу­тат Гос­ду­мы док­тор эко­но­ми­че­ских наук Ни­ко­лай Но­вич­ков:
– Про­бле­ма с за­пол­ня­е­мо­стью тор­го­вых цен­тров со­сто­ит не в кри­зи­се пред­ло­же­ния это­го фор­ма­та недви­жи­мо­сти, а в кри­зи­се спро­са. Объ­ем по­след­не­го со­кра­ща­ет­ся из-за об­ще­го, си­стем­но­го сни­же­ния де­ло­вой и по­тре­би­тель­ской ак­тив­но­сти вслед­ствие за­пре­дель­но­го уров­ня клю­че­вой став­ки. Даже с уче­том по­этап­но­го сни­же­ния это­го по­ка­за­те­ля Цен­тро­бан­ком уро­вень клю­че­вой став­ки по-преж­не­му оста­ет­ся раз­ру­ши­тель­ным для всех ви­дов эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти, кро­ме бан­ков­ской. Ре­ше­ни­ем про­бле­мы ста­ло бы сни­же­ние став­ки ЦБ. Из­быт­ка ТЦ, как и скла­дов, ло­ги­сти­че­ских цен­тров, нет. Они все мо­гут быть вос­тре­бо­ва­ны в усло­ви­ях эко­но­ми­че­ско­го ро­ста, а его ду­шит как раз за­вы­шен­ный уро­вень клю­че­вой став­ки.
Глав­ный ре­дак­тор ана­ли­ти­че­ско­го ин­тер­нет-пор­та­ла «Ак­цен­ты» Ан­тон Ча­б­лин:
– ТЦ уми­ра­ют – это факт. Это­му спо­соб­ству­ют раз­ви­тие он­лайн-тор­гов­ли и по­ко­ле­ние зу­ме­ров. Для них по­ход в молл – это боль­ше не празд­ник, как для их ро­ди­те­лей. В США, Ев­ро­пе, Ки­тае, на Ближ­нем Во­сто­ке если те­перь и стро­ят ТЦ, то в микс-фор­ма­те: ком­мер­че­ские пло­ща­ди со­сед­ству­ют с жи­лы­ми, офис­ны­ми и куль­тур­ны­ми зо­на­ми. За­кры­ва­ю­щи­е­ся якор­ные ма­га­зи­ны за­ме­ня­ют на ко­вор­кин­ги, ин­ку­ба­то­ры для стар­та­пов, фит­нес‑цен­тры, мини-мед­кли­ни­ки, об­ра­зо­ва­тель­ные хабы, ивент-пло­щад­ки. Это при­вле­ка­ет не толь­ко по­ку­па­те­лей, но и тех, кто про­сто жи­вет, ра­бо­та­ет и учит­ся в од­ном ме­сте. Кста­ти, это сни­жа­ет за­ви­си­мость от роз­нич­ных арен­да­то­ров. В ряде го­ро­дов Ев­ро­пы и Ка­на­ды за­кры­ва­ю­щи­е­ся ТЦ ис­поль­зу­ют под со­ци­аль­ное жи­лье, об­ще­ствен­ные цен­тры услуг, спор­тив­ные со­ору­же­ния и даже ме­ди­а­те­ки.
Де­пу­тат Гос­ду­мы, зам­пред ко­ми­те­та по эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке Сер­гей Ал­ту­хов:
– Та­кое по­ло­же­ние ве­щей сфор­ми­ро­ва­но дву­мя фак­то­ра­ми: пе­ре­ори­ен­та­ци­ей по­тре­би­те­лей в сто­ро­ну мар­кет­плей­сов и вы­со­ки­ми из­держ­ка­ми при арен­де тор­го­вых пло­ща­дей. Кри­зис – это не смерть фор­ма­та, а его сег­мен­та­ция и спе­ци­а­ли­за­ция. Вы­жи­вут те, кто и бу­дет раз­ви­вать­ся: круп­ные ре­ги­о­наль­ные су­пер­мол­лы как точ­ки при­тя­же­ния, удоб­ные рай­он­ные фор­ма­ты (стрип-мол­лы, ре­тейл-пар­ки) с аг­ре­га­то­ром по­все­днев­ных услуг, уз­ко­на­прав­лен­ные те­ма­ти­че­ские кла­сте­ры (спорт, раз­вле­че­ния, еда, об­ра­зо­ва­ние). Осталь­ные объ­ек­ты бу­дут вы­нуж­де­ны прой­ти че­рез бо­лез­нен­ный, но необ­хо­ди­мый ре­де­ве­ло­п­мент в сто­ро­ну мно­го­функ­ци­о­наль­но­сти или пол­ной сме­ны про­фи­ля.
В неко­то­рых го­ро­дах-мил­ли­он­ни­ках или рас­ту­щих го­ро­дах еще есть по­тен­ци­ал для ка­че­ствен­но но­вых ТЦ. Для мно­гих хол­дин­гов (вклю­чая се­те­вой ре­тейл) стро­и­тель­ство – это спо­соб за­кре­пить­ся на хо­ро­шем зе­мель­ном участ­ке, ча­сто по­лу­чен­ном на вы­год­ных усло­ви­ях. Зда­ние по­том мож­но пе­ре­про­фи­ли­ро­вать, но зем­ля в хо­ро­шей ло­ка­ции – это глав­ный ак­тив. В неко­то­рых ре­ги­о­нах де­ве­ло­пе­рам про­сто неку­да боль­ше вкла­ды­вать день­ги с со­по­ста­ви­мой ожи­да­е­мой до­ход­но­стью.
Пер­вый за­ме­сти­тель ген­ди­рек­то­ра фон­да «Ин­сти­тут эко­но­ми­ки го­ро­да» кан­ди­дат эко­но­ми­че­ских наук Вик­тор Аге­ев: 
– Воз­вра­та к преж­ней вос­тре­бо­ван­но­сти мол­лов, ка­кой она была до пан­де­мии, уже не слу­чит­ся. Ры­нок роз­нич­ной тор­гов­ли ме­ня­ет­ся необ­ра­ти­мо. Он­лайн-тор­гов­ля за­ни­ма­ет все боль­ше и боль­ше ме­ста, по­это­му бу­дет все ост­рее вста­вать во­прос о пре­об­ра­зо­ва­нии ТЦ, по­стро­ен­ных в боль­шом ко­ли­че­стве. Пе­ре­фор­ма­ти­ро­ва­ние уже идет – и бу­дет про­ис­хо­дить в сто­ро­ну их пе­ре­про­фи­ли­ро­ва­ния для ока­за­ния услуг, раз­ме­ще­ния фит­нес-цен­тров и зре­лищ­ных объ­ек­тов. Бо­лее ост­рая си­ту­а­ция с за­го­род­ны­ми ТЦ, ко­то­рые, по­ла­гаю, бу­дут по­сте­пен­но пре­об­ра­зо­вы­вать­ся в ло­ги­сти­че­ские цен­тры. Успех этой де­я­тель­но­сти и опе­ра­тив­ность во мно­гом бу­дут за­ви­сеть от по­зи­ции соб­ствен­ни­ков, в том чис­ле от того, на­сколь­ко они осо­зна­ют необ­хо­ди­мость пре­об­ра­зо­ва­ний и неиз­беж­ность до­пол­ни­тель­ных ин­ве­сти­ций.

Источник: https://regcomment.ru/


Возврат к списку