АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Новосибирск. Город заинтересован в креативных детях

06.07.2011
На экспертной сессии «Воспроизводство креативных поколений и формирование в городе социальных лифтов для талантливой молодежи» было принято решение о необходимости подготовки соответствующей целевой программы в рамках концепции плана социально-экономического развития Новосибирска до 2020 года.
Помимо разработки самой программы, предполагается создание экспериментальных площадок развивающего образования, способствующих мотивации творчества в науке и технике подрастающего поколения. Долгосрочные перспективы экономического развития Новосибирска во многом зависят от возможностей наукоемкого производства и инноваций в промышленности города. При этом уже сейчас остро встает вопрос кадрового обеспечения таких предприятий. Несмотря на то, что наш город обладает высоким научным потенциалом, и, как показывает статистика, является несомненным лидером в Сибирском округе по объемам показателей научных исследований и числу ученых-разработчиков, в динамике научно-исследовательской сферы видны негативные тенденции. Главная из которых – отголосок бурных 90-х – старение и потеря научных и инженерных кадров. Справиться со стремительно нарастающим дефицитом инженеров и специалистов по научно-исследовательской и проектно-конструкторской работе возможно только при привлечении в эти сферы деятельности энергичной и талантливой молодежи. По мнению мэра Владимира Городецкого, эта трудная задача по силам Новосибирску: «Начинаем не с чистого листа. В городе есть локальный опыт использования развивающего обучения для подготовки креативных выпускников и построения социальных лифтов в системе общего и высшего профессионального образования. Так, с момента создания НГУ студенты в процессе учебы занимаются исследованиями в институтах научного центра СО РАН – эффективность этого социального лифта доказана и проверена временем».
Участники экспертной сессии поделились опытом своей деятельности и предложили ряд возможностей взращивания креативной молодежи в рамках образовательной системы города. Научный руководитель школы «Умка» Светлана Гольцер фундаментом креативности и инновационности считает дошкольный период жизни, когда ребенок учится играть и любит задавать вопросы. Любопытство в школе поддерживается наставничеством на разных уровнях. «Мотивировать ребенка можно только одним способом – считает Светлана Гольцер, – давать ему выполнять реальные задачи. Если старшеклассник будет видеть заинтересованность в самом себе, будет понимать, что от его усилий что-то зависит, то он останется и будет работать в родном городе. Так что привлечение детей к решению городских проблем является кирпичиком для создания эффективного социального лифта».
Активнее привлекать детей к занятиям, провоцирующим самостоятельное творчество, призвал и заслуженный деятель искусств РФ Леонид Сикарук. Будучи директором детской студии телевидения «Старая мельница», он выступил с предложением создать образовательный канал, научно-познавательные программы которого готовили бы сами ребята.
В ходе выступлений выявились направления, важность и необходимость которых признана большинством участников сессии. С одной стороны, требуется сохранение системы наставничества, распространение положительного педагогического опыта, популяризация конструкторской и научно-исследовательской деятельности, увеличение количества площадок для реализации творческого потенциала детей в науке и технике, организация конкурсов и система поощрений. С другой стороны, следует наладить взаимодействие образовательной системы с работодателями. Только за счет привлечения к решению задач предприятия нынешних школьников и студентов можно рассчитывать на получение заинтересованных и квалифицированных кадров в будущем.
Ярким примером плодотворного сотрудничества с образовательными учреждениями является ЗАО «Экран – оптические системы». Благодаря внедрению новейших технологий и оборудования за последние 4 года производительность завода увеличилась в 4,6 раза, при этом в 4,3 раза возросла и заработная плата сотрудников. Дальнейшее развитие предприятия руководство связывает с обязательным привлечением молодых специалистов. «Чтобы закрепить кадры на рабочих местах, начинаем работать со студентами с 3 курса, – рассказывает генеральный директор Валерий Гугучкин. – Учащиеся тех вузов и техникумов, с которыми заключены договора, проходят у нас технологическую и преддипломную практику, а также дипломное проектирование. За 2-3 года мы пытаемся проверить профпригодность специалиста для работы на нашем наукоемком высокотехнологичном предприятии». Продуманная политика привлечения свежих квалифицированных кадров и комплекс созданных на заводе условий способствуют тому, что многие молодые люди после окончания вузов действительно возвращаются на производство. Немаловажным фактором является материальная заинтересованность – зарплата молодого специалиста на порядок выше, чем у сотрудника пенсионного возраста. На предприятии также открыты возможности профессионального и карьерного роста, действуют различные социальные программы, налажена активная жизнь коллектива: есть доска почета передовиков производства, проводятся профессиональные соревнования, спортивные состязания, конкурсы стенгазет и поделок с привлечением детей сотрудников. В результате за 5 лет коллектив помолодел и средний возраст сотрудника снизился на 7 лет (сейчас составляет 43 года).
После обсуждения приведенных участниками сессии примеров и предлагаемых вариантов развития креативной молодежи было принято решение разработать концепцию соответствующей целевой программы. Обобщив имеющийся опыт локальных успехов, экспертам предстоит подготовить систему образовательных мер, направленных на воспитание творческих и инициативных детей, по-настоящему причастных к жизни города.

Источник: Пресс-центр мэрии Новосибирска

Возврат к списку новостей