АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Екатеринбург. «Качество жизни – это не только дорожки и набережные. Городам нужны смыслы», – главная идея арт-фестиваля «ЧӦ»

Екатеринбург. «Качество жизни – это не только дорожки и набережные. Городам нужны смыслы», –  главная идея арт-фестиваля «ЧӦ» 06.05.2022
Паблик-арт — искусство улиц, рассчитанное на неподготовленного зрителя. Его задача — войти в привычный городской пейзаж, чтобы выбить человека из привычной колеи и заставить о чём-то задуматься, породить дискуссию или стать объектом взаимодействия. Именно поэтому его можно рассматривать как относительно простое средство для преображения городской среды и общественных настроений, полезное в том числе для бизнеса.
На встрече с челябинцами в рамках фестиваля дизайна креативный директор крупнейшего екатеринбургского девелопера «Атомстройкомплекс» Никита Харисов рассказал о том, как родилась идея фестиваля «ЧӦ», как прошли первые два фестиваля, и что получили от них компания и город.
В 2020 году «Атому» исполнялось 25 лет, и мы хотели как-то отпраздновать этот момент. Можно было устроить грандиозный корпоратив, за который потом будет всем стыдно, устроить концерт на стадионе для всего города, но нам казалось, что это как-то не подходит духу компании, к тому же не принесёт никакой пользы и ничего после себя не оставит. Тогда мы стали думать над тем, какие проблемы есть в городе.
Люди уезжают. Каждый год в Екатеринбурге растёт число запросов «снять квартиру Москва», «снять квартиру Сочи». По данным за 2020 год из города уехали 102 тысячи человек. Я сам мечтал об этом и даже уехал, но через два года вернулся. Я решил, что могу как-то повлиять на город и что-то в нём изменить. Что-то менять — это значит не только строить хорошие дома, делать инфраструктуру, благоустройство. Мы хотели улучшить качество городской среды за счёт нестандартных инструментов: поработать с культурным кодом и смыслом жизни на Урале, задействовать нашу локальную идентичность.
Опыт участия в паблик-арт проектах у застройщика уже был: при поддержке «Атомстройкомплекса» на набережной Исети была построена знаменитая на весь мир гигантская клавиатура. Однако, идею фестиваля, по словам креативного директора, многие восприняли настороженно — как и придуманное им название.
Мне хотелось, чтобы в названии сразу был характер. Я перебрал много слов, и выбрал самое уральское, оно же и самое многозначительное. Его можно произнести с сотней разных оттенков, можно писать по-разному — и «чо», и «чё». Художники и дизайнеры, с которыми мы работали, говорили, что название какое-то грубое, хамоватое, но я ответил: «Ребят, всё зависит от того, чем вы его наполните», — говорит Никита Харисов.
Тема первого фестиваля, стартовавшего летом 2020 г. звучала так: «Крепко стоять на ногах». В роли продюсеров выступила команда фестиваля «Стенография», а куратором стал петербургский художник Андрей Люблинский. Свои арт-объекты подготовили Андрей Бартенев, Покрас Лампас и другие художники — всего семь авторов и семь проектов, совершенно не похожих друг на друга.
В плане маркетинга — узнаваемости и количества упоминаний в СМИ, — мы сильно выросли после фестиваля. Тем не менее, какой-то реакции от горожан не получили и начали размышлять, что сделали не так. В итоге второй фестиваль мы готовили под девизом: «меньше понтов, больше смысла».
Изменившийся принцип диктовал и новых соорганизаторов: в этой роли выступил местный Центр современного искусства, он же — филиал столичного ГМИИ им. Пушкина. Кроме того, в качестве авторов новых объектов было решено привлечь уральских художников: на первом фестивале такой был всего один.
Тема второго сезона «Город в лесах» отсылает и к лесным массивам, окружающим Екатеринбург, и к состоянию перманентной стройки, постоянного роста и развития.
Маяковский как-то сказал, посетив наш город, что у Екатеринбурга есть прошлое, будущее, но нет настоящего, словно мы вечно живём в какой-то неоделанности, разрухе, лишённые ощущения настоящего момента и сегодняшнего дня. Мне бы хотелось показать это тоже.
Среди проектов 2021 года были вдохновлённые реальными проблемами города и области, такие как «Призрак леса» и «Волшебная гора Качканар». Спина зверя из опалённой древесины, вставшего на входе в лесопарк — график лесных пожаров на Урале за последнее десятилетие. В надувной горе живут сказочные существа из вторсырья: с ними можно играть, но обязательно класть обратно.
Другие обрастали проблематикой и смылом уже после создания, как «Трибуна поэта»: во взаимодействие с ней включились сначала горожане, устроившие регулярные публичные читки на трибуне, а затем — чиновники, превратившие объект в «Безопасную трибуну поэта».
Всего объектов появилось шесть, однако их размещением фестиваль теперь не ограничился.
Мы провели много событий: детский лагерь, большие субботники в кинотеатре «Заря», открытые дискуссии о екатеринбургских сообществах. В этом году мы хотим сделать выставку на эту тему, потому что эти истории из прошого реально вдохновляют. Мне кажется, если двести лет назад люди смогли сообща просто построить школу или больницу, то для нас возможно вообще всё.
В начале встречи Никиты Харисова с челябинцами прозвучала шутка: с таким названием фестиваль просто обязан пройти у нас. Но руководитель «ЧӦ» вполне серьёзно считает, что возможно и это — если компания увидит какой-то интерес для себя или найдёт партнёров среди местных девелоперов. К тому же после второго фестиваля и в процессе организации третьего креаторы «Атомстройкомплекса» уже готовы делиться опытом.
Мы встречались с нашими застройщиками, потому что увидели, как паблик-арт с нашей подачи превращается в некую моду. Если все будут делать свои объекты, это превратится в визуальный мусор. Объект должен быть не просто ярким и красивым: он должен как-то работать с историей места, вовлекать сообщество, иначе это будут просто выброшенные деньги.
В новом сезоне мы планируем провести школу для художников, которые хотят работать в жанре паблик-арта: рассказать и о подходах осознанного размещения, и о юридических тонкостях (кстати, это процесс абсолютно несложный, одно письмо в мэрию), и о материалах, которые лучше использовать, — рассказал Никита Харисов.
Пока к сотрудничеству девелопер привлекает местный бизнес: принять участие и связать свой бренд с фестивалем предпринимателей убеждают цифры. В 2020 году уровень top-of-mind (узнаваемости на высшем уровне, как первых в индустрии) «Атомстройкомлекса» был на уровне 18-19%, после двух лет проведения фестиваля он вырос вдвое. Аналогично с 2019 года выросли выручка и чистая прибыль только головной компании.

Кроме того, по итогам опроса горожан социологами «Яндекс.Взгляда», после знакомства с фестивалем у 62% повысился интерес к истории Екатеринбурга, 57% считают, что стали больше гордиться Екатеринбургом или Уралом, 77% считают, что фестиваль способствует формированию комфортной среды, а 87% — что он способствует повышению качества жизни в городе.
Прекратился ли отток людей из Екатеринбурга? Я знаю, что для этого мало одного нашего фестиваля. Но всё-таки думаю, что яркие проекты более значимы для того, чтобы «зацепить» людей, заставить их задуматься о том, чтобы остаться. Не нужно сводить качество жизни в городе к дорожкам и набережным. В этом смысле очень правильные вещи в Челябинской области делает «Магнезит» — в Сатке проходят какие-то яркие мероприятия, делают арт-объекты, на которые обращают внимание федеральные институции.
Я надеюсь, что наш фестиваль год за годом будет понемногу делать город лучше. Немного — всё-таки гораздо лучше, чем ничего.

Источник: Деловой портал DK.RU


Возврат к списку новостей