АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Независимая газета. Малым городам необходимо раскрывать свой потенциал, а не соревноваться с мегаполисами

16.02.2024
Отток населения из провинциальных городов стал крупной проблемой для страны, а особую опасность несут центростремительные тенденции среди молодежи – без нее у сотен малых городов просто нет будущего. Попытка догнать столицу по уровню доходов и возможностей потребует колоссальных затрат и заведомо обречена на провал. Малым городам следует не соревноваться с мегаполисами, а раскрывать свой потенциал, позиционируя себя как тихую уютную гавань с особой дружелюбной атмосферой, уникальной социокультурной и экологической средой, реалистичными перспективами для развития, считают эксперты. Об этом говорят результаты исследования внутрироссийской молодежной миграции, проведенного Институтом экономики роста им. П.А.Столыпина.
За 30 лет в России появились всего пять новых малых городов, из которых два возникли как спутники бизнес-проектов, напомнил исполнительный директор Института экономики роста им Столыпина Антон Свириденко. Одна из проблемных территорий – Сибирь, которая пока далеко не так заселена, как могла бы, считает он: работа там есть, но люди продолжают уезжать, что оказывает давление на предприятия, социальную сферу и в целом судьбу малых городов. «В дореволюционные времена драйверами появления городов были дороги, в советские – промышленные предприятия, – отметил он. – Эти драйверы уходят. Люди задумываются – зачем им оставаться?» Просто деньгами решить проблему нельзя, поскольку, как показывает опыт бизнеса, даже если много вкладывать в городское развитие, люди продолжат уезжать, – нужны новые драйверы, убежден Антон Свириденко.
Поиску таких новых драйверов развития малых городов и посвящено исследование Института экономики роста. Координатор исследования, управляющий партнер АО «ИнтерМедиаКом» Михаил Тайц привел статистику: малыми считаются города с населением до 50 тыс. человек, к таким в России относятся 71,6% всех городов – 801 населенный пункт, а живут в них 14,6% городских жителей страны – 16 млн человек. При этом, согласно сделанным прежде исследованиям, 70% городов РФ, малых и средних, испытывают депопуляцию, средний темп которой составляет 3% в год. Уезжает молодежь: 47% переселений в рамках внутренней миграции делают люди в возрасте от 15 до 35 лет, 75% выпускников в малых городах хотят уехать после школы. Одна из главных проблем в таких населенных пунктах – дефицит рабочих рук: недокомплект врачебных кадров составляет 27-46%, учителей – 7-10%, спрос на рабочие места исторически находится на минимальном уровне.
В рамках исследования эксперты провели 16 фокус-групп с респондентами 18-35 лет в 10 городах РФ. Изучались два отдельных кругооборота миграции – в Сибирском и Северо-Западном федеральном округах, включая столичные агломерации – Москву и Санкт-Петербург, а также города Братск, Иркутск, Красноярск и Минусинск в Сибири и Великие Луки, Псков, Петрозаводск и Пикалево на Северо-Западе страны. Исследовались как центростремительные миграционные потоки, так и центробежные, и именно последние представляют наибольший интерес.
Главным фактором центробежной миграции стали личные обстоятельства – например, наличие знакомых, родственников, друзей в малых городах или желание вернуться на малую родину. Одновременно малые города обладают особой атмосферой, признавали респонденты: это и экология, и близость природы, и архитектура и т.п. При этом жизнь в провинции дешевле, а работу найти легче, отмечают опрошенные.
Некоторые факторы прямо выталкивают жителей мегаполисов на периферию: высокая стоимость жизни в крупном городе, дорогая недвижимость, конкуренция на рынке труда, плохая окружающая среда, сложность и некомфортность инфраструктуры, а также неприятие темпа жизни в мегаполисе в целом. Молодежь в малых городах удерживает несколько факторов: такими якорями выступают, например, благоприятная экология и спокойной атмосфера, возможности найти первое рабочее место без опыта, социальные связи («все всех знают», привычный круг общения), приемлемое состояние социальной инфраструктуры, а также наличие перспектив – «у города есть будущее».
«Миграция молодежи – не столько социоэкономический, сколько ценностный феномен», – подчеркнул вывод исследования Михаил Тайц. Ценности большинства молодежи – личный успех, саморазвитие, поиск нового – привлекают ее в центр, но есть и ценности малого города – местный патриотизм, социальное единство, размеренная жизнь, которые делают привлекательной периферию.
Для малых городов в этой связи есть две возможных стратегии привлечения и удержания молодежи, отметил Михаил Тайц. Стратегия выравнивания предполагает ориентацию на ценности большинства, а значит – попытку догнать мегаполисы по возможностям и качеству жизни, что потребует гигантских инвестиций в инфраструктуру и рабочие места. Более реалистична стратегия уникальности, подразумевающая усилия по созданию имиджа малых городов, демонстрацию перспектив их развития, ориентацию на удержание и возвращение земляков. Это относительно малозатратные меры, но кропотливая штучная работа, подчеркнул Михайл Тайц. «Каждому малому городу нужна своя миграционная программа», – отметил он.
«Мы предлагаем новую концепцию провинциальности: не бесперспективность и депрессия, а иной стиль жизни», – пояснил эксперт. Это означает в том числе новый тип комфортного проживания (например, свой дом), баланс между работой и свободным временем, уникальную социокультурную и экологическую среду, ощущение поддержки, единства и стабильности в малом социуме.
Для тех, кто хочет остаться жить в малых городах или переехать в них, большое значение имеет развитие, подчеркнул начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Сергей Заверский: «В мегаполисах динамика выше, но это не вопрос соревнования. Важно видеть изменения, отсутствие упадка и депрессии». Он также обратил внимание, что развитие малых городов находится в русле государственной политики по поддержке семьи: коэффициент рождаемости повышается с уменьшением размера населенного пункта.
«Что можно сделать? Сейчас документы городского стратегического планирования формальны и малоизвестны, им не очень верят. Эти документы должны иметь реалистичный и понятный характер, вызывать доверие – люди должны понимать, что поставленные в них цели реализуемы», – отметил Сергей Заверский. Кроме того, по его словам, важно увязывать стратегическое развитие малых городов со стратегиями развития субъектов Федерации, отраслевыми стратегиями, стратегиями бизнеса: «Зачастую стратегии 1-2 компаний могут иметь решающее значение для городского будущего. Без такой увязки движения вперед не будет». Принципиальное значение имеют инфраструктура, образование, здравоохранение, и важно найти на это источники финансирования: «Федеральный Центр вряд ли способен на это. Надо давать возможность городам развиваться самостоятельно. Например, есть проблема в том, что сейчас бюджетное законодательство не позволяет выпускать муниципальные облигации для развития инфраструктурных проектов».
Есть разные причины, почему молодежь отдает предпочтение мегаполисам, указала директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Ольга Захарова: в них больше событий и развлечений, здесь концентрируется высшее образование, тренд на получение которого остается сильным, больше возможностей для самореализации. В небольших городах иногда низкое качество благоустройства, ужасная эстетика, не хватает чувства вкуса, заметила эксперт, – хотя исторических зданий и культурных объектов немало, но их не видно. «Необходимо создавать моду на малые города, тогда молодежь туда поедет. Малые города точно будут развиваться», – уверена Ольга Захарова.



Возврат к списку новостей