АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Правительство РФ. Перечень оснований для проведения внеплановых проверок соцучреждений и бизнеса без согласования с прокуратурой будет расширен

05.03.2024
Это следует из проекта постановления Правительства, с которым ознакомились «Известия». Сейчас право инициировать такие проверки есть только у президента и премьер-министра, но предлагается наделить им глав регионов и надзорные органы по обращению уполномоченного по правам ребенка. Разработчики проекта полагают, что новация положительно скажется на качестве проверок, так как на местах виднее, что требует контроля. Представители бизнеса тем не менее отмечают, что прокуратура помогает отмести лишние проверки, если не находит надлежащих оснований.

Региональные полномочия
Региональные власти могут получить полномочия на проведение внеплановых проверок бизнеса и социальных учреждений без согласования с органами прокуратуры. Это следует из проекта постановления правительства, который разработало Минэкономразвития (есть в распоряжении «Известий»). В ближайшее время он должен быть опубликован для общественного обсуждения.
Согласно документу, внеплановые инспекции можно будет проводить по поручению главы региона, а также руководителей контрольных органов на основании обращения уполномоченного по правам ребенка при президенте России.
Сейчас без согласования с прокуратурой их можно инициировать только в экстренных случаях, например по поручению Президента и председателя Правительства. Также прокуратура сможет и сама быть организатором таких контрольных мероприятий.
Источники в Минэкономразвития отметили, что изменения нацелены на то, чтобы «и контролерам, и прокурорам стало легче» — не будет дополнительной работы по согласованию внеплановых проверок. Причем это относится ко всем сферам, в том числе к строительному надзору, качеству социальных, образовательных услуг, контролю за состоянием объектов культурного наследия, санитарно-эпидемиологической ситуации.
— То есть губернатор будет принимать решение по региональным видам контроля, уполномоченный по правам ребенка — по детским домам и органам опеки. В результате качество контроля должно повыситься — на местах и профильному специалисту виднее, где необходима внеплановая проверка. И теперь ее организация упростится, — отметил собеседник издания. 
Как официально пояснили в Минэкономразвития, изменения должны защитить интересы граждан «при высокорисковых ситуациях».
— Проект постановления правительства поможет, когда требуется незамедлительное реагирование контрольных органов для предотвращения возможных нарушений, — заявил «Известиям» статс-секретарь — заместитель министра экономического развития России Алексей Херсонцев.
Инициатором части этих поправок была зампред Госдумы Анна Кузнецова. Она пояснила «Известиям», что изменения помогут «активизировать профилактику негативных явлений в сиротских учреждениях, а не искать виновных, когда трагедия уже свершилась».Она напомнила, что сейчас избыточная административная нагрузка на бизнес снижена из-за действующего моратория.
— Но если для большинства бизнес-структур этот процесс принес пользу, то для социальных, сиротских учреждений, качества работы органов опеки и попечительства этот подход не был точным, мягко говоря, — указала она. — Получилось, что, желая сократить бюрократию, фактически свели к нулю контроль за качеством защиты детей, профилактику негативных явлений, за которыми судьбы детей, семей.
Она рассказала, что обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность органов опеки. И по итогам этой проверки в 30 регионах было выявлено около 4 тыс. нарушений, как точечных, так и системных, было возбуждено 13 уголовных дел.
— Результаты проведенных проверок мы направили в Правительство России для принятия решений по корректировке мер по защите прав детей-сирот, в том числе по пересмотру подходов контрольно-надзорной деятельности в отношении социальных объектов и организаций, — сказала она. — Решение об определении механизма внеплановых проверок поможет сработать на опережение, не дожидаться беды.
Одним из оснований для внеплановых контрольных мероприятий без согласования с органами прокуратуры станет истечение срока предписания об устранении нарушений, выданного после более ранних проверок.
Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская отметила, что сейчас региональные уполномоченные по правам ребенка могут приходить с собственными проверками в детские дома и другие учреждения, если получат информацию о неблагоприятной ситуации в них. Она выразила опасение, что если в законодательстве появится пункт о том, что федеральный уполномоченный по правам ребенка может обращаться за внеплановыми проверками к надзорным органам, то на местах могут интерпретировать это по-своему — ограничив возможности региональных детских омбудсменов оперативно начать свои проверки.
А президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин заявил, что выступает за сохранение согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок.
— Компетенция сотрудников прокуратуры очень высока, что позволяет им обоснованно выносить решение об отказе в контрольном мероприятии, если для него нет оснований, — указал он.
«Известия» направили запрос в Генпрокуратуру с просьбой оценить предложение.

Школы, вузы и лекарства
В проекте постановления есть и еще несколько новаций. Первая — это замена плановых проверок профилактическими визитами в частных образовательных организациях. В декабре 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о применении такой нормы в 2024 году в отношении государственных социальных учреждений. При этом речь шла не только о школах, но и о поликлиниках и больницах, детских домах-интернатах.
— Переход от проверок к профвизитам предусмотрен реформой контрольно-надзорной деятельности, ее проводит Правительство. Этот инструмент существенно снижает административную нагрузку на социальные учреждения, которые находятся в зоне особого внимания государства, — сказал «Известиям» Алексей Херсонцев. 
В пояснительной записке уточняется, что проведение профилактических визитов «обеспечивает комплексную оценку соблюдения обязательных требований и принятие мер по устранению выявленных нарушений». Но при этом по итогам таких визитов организации не штрафуют, а лишь выписывают предписания об устранении нарушений, что «позволяет направлять ресурсы на развитие соответствующих сфер деятельности».
Источник в Минэкономразвития отметил, что профилактические визиты «гораздо менее психологически травматичны для организаций, нежели проверки».
— При этом они направлены на предотвращение нарушений, в школы просто приходят и заранее объясняют правила игры, говоря, что необходимо делать, чтобы нарушений просто не было. Это и будут подсказывать контролирующие органы, — сказал собеседник издания. — Сейчас это уже введено для госучреждений, но будет распространено и на частные.
Александр Калинин отметил, что «бизнес двумя руками за замену плановых проверок профилактическими визитами».
— Об этой необходимости мы постоянно говорим, — указал он. — Но хотелось бы распространения этого механизма не только на образовательные учреждения, но и на частные организации здравоохранения, культуры и спорта.
Алексей Херсонцев также рассказал, что проект постановления правительства устанавливает новые правила регулирования продажи жизненно важных лекарственных препаратов.
— Контролеры получат новые инструменты, с помощью которых смогут эффективнее следить за ценообразованием лекарств, — сказал он.
Из проекта и пояснительной записки следует: инспекторы смогут сразу проводить контрольную закупку препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, — в ходе выездного обследования аптек.
В аппарате заместителя председателя правительства — руководителя аппарата правительства России Дмитрия Григоренко «Известиям» пояснили, что поправки — это продолжение работы в соответствии с поручением президента по реформированию контрольно-надзорной деятельности с целью снижения административного давления на бизнес.
— Ключевые принципы нового регулирования данной сферы — простые и понятные правила ведения бизнеса, справедливые проверки только там, где есть риск нарушения этих правил и обратная связь от предпринимателей, — указали там. — Ключевым элементом новой системы контроля и надзора является риск-ориентированный подход при проведении проверок. Это значит, что проверка проводится только там, где есть риск нарушения законодательства. 
Применение риск-ориентированного подхода при проведении проверок позволяет сконцентрировать деятельность надзорных органов на точечных проверках, где есть обоснованный риск нарушений. Такой подход направлен на то, чтобы бизнес соблюдал обязательные требования добровольно, а не из-за страха проверки, указывается в ответе на запрос «Известий».
Одним из результатов реформы уже стало сокращение почти в пять раз количества проверок (с 1,5 млн в 2019 году до 352 тыс. в 2023-м). При этом по итогам прошлого года доля проверок на основании риск-ориентированного подхода выросла в 14 раз по сравнению с 2022 годом. Их эффективность составила 89%. Кроме того, в прошлом году количество профилактических визитов существенно превысило число проверок — 1,1 млн против 352 тыс.
— Наработанный в период действия моратория на плановые проверки опыт позволит полностью перейти на риск-ориентированный подход со следующего года, — указали в аппарате Дмитрия Григоренко.
Соответствующие предложения по внесению изменений в законодательство будут подготовлены в ближайшее время, указали в аппарате зампреда правительства.



Возврат к списку новостей