АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Комсомольск-на-Амуре. Светлана Баженова: не система формирует людей, а люди систему

10.08.2012
С непосредственным участием Светланы Яковлевны связана почти вся история местного парламента, пришедшего в 1994 году на смену упраздненному горсовету. За ее плечами два созыва в роли депутата местного парламента и вот уже второй созыв она возглавляет этот представительный орган власти нашего города. О том, как происходит работа городской Думы сегодня, Светлана Баженова рассказала корреспонденту газеты «Дальневосточный Комсомольск».
- За эти восемнадцать лет жизнь сильно изменилась, выросло целое поколение, родившееся после введения закона о местном самоуправлении. Светлана Яковлевна, давайте вспомним, как все начиналось, и что лично побудило баллотироваться в Думу?
- Это было очень трудное время, когда и наши крупные заводы, и сфера здравоохранения и образования оказались в ситуации самовыживания. Я тогда была заместителем главного врача станции скорой помощи, которая в тот период была в бедственном положении. К решению баллотироваться в Думу меня окончательно побудил довод моей тезки, тогдашнего председателя территориальной избирательной комиссии Валентины Ивановны Баженовой, сказавшей: "Думе нужны хорошие люди." Ее я знала как профсоюзного лидера седьмой горбольницы, в которой в свое время проходила ординатуру. 
Как и другие медики, а нас в созыве 1996 года было семеро из пятнадцати избранных депутатов, надеялась в первую очередь способствовать решению проблем лечебных учреждений и социально незащищенных людей. С их нуждами любой врач, в силу специфики работы, сталкивается каждодневно. 
- Насколько тогдашнее представление о депутатской деятельности и роли Думы совпало с действительностью? 
- К тому, что по затратам душевных сил и времени она будет состязаться с работой на "скорой" я была готова. А вот о самой депутатской деятельности многого не знала и не понимала. 
Основной депутатской нагрузкой, как оказалось, является не работа по непосредственным обращениям избирателей, а нормотворческая деятельность и контроль исполнительной власти на предмет соответствия ее деятельности Российскому законодательству и местным законодательным актам. 
В отличие от советов Дума получила самостоятельность в организации правового обеспечения жизнедеятельности города. 
Пришлось глубоко вникать не только в вопросы формирования бюджета, но и водо-, тепло-, газоснабжения и многие другие.
Для депутатов это была совершенно новая работа, опытом которой не обладал никто. Но с главной своей задачей созыв 1994 года справился. Сформулировал устав муниципального образования - основной правоустанавливающий документ нашего города.
А вот контрольной функцией и представительской работой заниматься не успевали. Да и избирательских обращений было мало, хотя проблемы в тот период росли как ком. Люди просто не знали, как и где искать их решения. А особого доверия к депутатскому корпусу в тот период еще не доставало.
- Многие и сегодня думают, что в местную Думу люди идут за высокой зарплатой и какими-то привилегиями.
- У нас только два освобожденных депутата, организующих деятельность местного парламента, работают на оплачиваемой основе: председатель городской Думы и председатель комиссии по социально-правовым вопросам Сергей Васильевич Мелехин.
Для остальных двадцати трех депутатов их труд в Думе является общественной нагрузкой, совмещаемой с работой и семейными обязанностями. Никаких льгот и денежных компенсаций они не получают. 
При этом рабочий день депутата никогда не кончается. Долг и обязанность каждого - отстаивать интересы своих избирателей при разработке правовых документов, принятии бюджета, осуществлении контроля и, конечно же, при решении вопросов, поднимаемых в обращениях комсомольчан в Думу. 
Единственной "привилегией" депутата является право стучаться с этой целью в любые структуры. На работу с вопросами, жалобами и просьбами людей уходит особенно много времени и душевных сил. Количество обращений в Думу увеличивается, что говорит о растущем доверии населения к депутатам. 
- Всегда ли удается добиться ожидаемого результата?
- Далеко не всегда. Тем более так быстро, как всем хочется. 
Например, между первыми обращениями жителей ветхих домов помочь им переехать в достойные жилищные условия и первой федеральной программой строительства жилья взамен изношенного прошло несколько лет. Редко кто догадывается, какая огромная работа была проделана, прежде чем федеральный бюджет выделил на эту программу средства.
А вот инициированная нашими депутатами пять лет назад идея об организации летней занятости детей с оплатой труда была реализована быстро, потому что вопрос отстояли на местном уровне.
- Насколько изменился за последние годы круг наиболее типичных проблем, поднимаемых избирателями в своих обращениях к депутатам, и как они решаются?
- Он практически не изменился со времен советов, когда местные депутаты в основном и занимались хлопотами по установлению лавочек и ремонту крыш. Тогда была такая возможность - общая численность районных и городского советов была более пятисот человек. Один депутат приходился на 500-600 жителей. 
Людей по-прежнему больше всего волнуют состояние дворов, подъездов, крыш и подвалов наших многоэтажных домов. А депутатов всего двадцать пять. У каждого на избирательном округе 7-8 тысяч жителей.
Поэтому подходы к организации этой помощи стали другими. Один из них состоит в формировании целевых инвестиционных программ с привлечением федеральных и краевых средств для решения проблем ЖКХ. 
Далеко не всякий город может похвастать таким количеством лифтов и крыш, обновленных главным образом за счет бюджетных вложений в рамках программы реформирования ЖКХ.
- Второй подход, вероятно, заключается в консультациях, направленных на налаживание партнерского взаимодействия между управляющими компаниями и собственниками жилья? 
- Городская Дума не может вмешиваться в отношения управляющих компаний и собственников. Но вправе, вы правильно заметили, помочь в выстраивании их эффективного взаимодействия и организации контроля за качеством выполняемых работ.
Одна из главных причин проблемы качества услуг в сфере ЖКХ - в неумении людей взять их под свой контроль и настроить управляющие компании и обслуживающие организации и фирмы на качественную работу. Есть стандарты, есть гарантийные сроки. Если в течение двух лет после произведенного ремонта на асфальте появились выбоины и ямы, подрядчик должен устранять их за свой счет.
Но для этого необходима инициатива пострадавшей стороны.
Например, ко мне жители дома № 33 по улице Мира обратились с просьбой о помощи в устранении недостатков ремонта двора. Я неоднократно выезжала на объект вместе с представителем заказчика (Центрального округа), пока подрядчик все не сделал, так как надо. Сейчас занимаемся ремонтом двора дома № 28 по улице Мира.
В течение нескольких лет мы очень много сил потратили на разъяснительную работу на жилмассивах. В результате активнее стали создаваться ТСЖ, появились советы общественности, домовые комитеты, созданы первые ТОСы. 
Там, где люди собрались и начали считать вносимые в общий кошелек деньги, облик подъездов и дворов изменился.
- Выходит, что большинство обращений, поступающих в городскую Думу, не относится к прямой компетенции парламента? А приведите пример обращения или претензии по прямой компетенции.
- Недавно в Думу пришла женщина и сказала: "Я не хочу переплачивать за холодную воду и канализацию. Почему вы приняли решение о повышении тарифа, не посоветовавшись со мной?". 
Дело в том, что формирование федеральных инвестиционных программ требует обязательного участия средств местного бюджета. Их не хватает, так как общегородской кошелек формируется с дефицитом. Поэтому депутаты приняли решение о так называемой инвестиционной надбавке, заложенной в тариф за воду 17 копеек и канализацию в размере 9 копеек за кубометр. 
Оплата услуг Горводоканала для жителя города в результате возросла примерно на один рубль 20 копеек в месяц. Эти деньги, перечисляемые в бюджет города, позволили в течение нескольких лет вести строительство нового водозабора на Амуре и современной станции очистки питьевой воды из пласта земли. 
Городу необходим автономный источник водоснабжения на случай чрезвычайной ситуации. Наш сосед Китай неоднократно делал концентрированные выбросы ядовитых веществ в Амур. 
В том, что решения Думы остаются незамеченными нет вины депутатов. Мы только за то, чтобы горожане активнее и своевременно обращались для обсуждения подобных вопросов.
У каждого жителя нашего города есть право высказывать свое мнение по любым актуальным проблемам и повлиять на их решение.
Чем чаще будет использоваться это право, тем быстрее умрут ложные стереотипы, что "все решается где-то там наверху", а "бюджетные деньги - ничьи." 
- Думаю, многие люди не видят принципиальной разницы между Думой и администрацией города. 
- Это две ветви власти, перед которой стоит общая задача - развитие города. Причем предложения по бюджету вносятся только главой или администрацией города, а утверждаются Думой. 
Несовпадения мнений не так уж редки. Но все разногласия решаются законным способом. Последнее разногласие между администрацией и Думой возникло по поводу вложения бюджетных средств в территорию возле швейной фабрики. Не всем депутатам понравилась идея разбить там сквер и отдать его в аренду предпринимателям для организации отдыха и развлечении горожан с кафе и игровым оборудованием для детей. 
Спор разрешился согласно Уставу местного самоуправления, после дополнительного изучения вопроса с учетом мнения специалистов. Большинство депутатов все-таки проголосовали "за". 
- Решений, которые бы устраивали одинаково всех, наверное, в принципе не существует? 
- Сколько людей, столько мнений. Поэтому главная цель Думы - выбрать оптимальный вариант, устраивающий по возможности большую часть избирателей. В условиях тонкого бюджетного кошелька, увы, нередко отсекаются наиболее привлекательные на первый взгляд варианты. Главное правило городского бюджета, как и семейного, - жить по средствам и закрывать в первую очередь базовые статьи расходов, ущемление которых может обернуться катастрофой. 
Именно поэтому продолжаем выделять бюджетные средства в жилищный фонд и благоустройство. Не все понимают, что наши тарифы ЖКХ, одних из самых низких в крае, есть и негативная сторона. Они ниже себестоимости услуг.
- Скажите, почему в депутаты чаще стали идти предприниматели?
- Таков выбор избирателей, которые не игнорируют свое право сформировать представительную власть с учетом своих предпочтений. 
Интерес предпринимателей к депутатской деятельности объясним стремлением решить вопросы, способствующие развитию бизнеса. Это одно из необходимых и наиболее трудно реализуемых условий развития нашего города. 
Опыт людей уже состоявшихся в бизнесе имеет особую ценность в формировании среды, благоприятной для развития бизнеса.
- Светлана Яковлевна, что вы считаете наиболее важными достижениями деятельности Думы?
- За два последних созыва мы научились действительно качественно и достойно выполнять представительскую и контрольную функцию, которые раньше проседали. 
В результате начала получать распространение гражданская инициативность, без которой эффективная деятельность Думы в интересах избирателей невозможна. К комсомольчанам приходит понимание, что действующее законодательство дает реальную возможность многое изменить к лучшему и пробудить в людях стремление к активному участию в созидании города, из которого бы никому не хотелось уезжать.
Большим достижением является прорыв в обеспечении населения информацией о деятельности депутатов, в том числе с помощью Интернета.
Тридцать процентов обращений через Думу к нам поступает в электронном виде через страницу на сайте органов местного самоуправления. В Хабаровске, например всего лишь пять процентов. Растет число иногородних обращений, и мы с удовольствием делимся опытом. 
В прошлом году была проделана огромная работа по формированию контрольно-счетной палаты, которая уже действует. Контроль за исполнением бюджета переведен на профессиональную основу. Ведется проверка и законности расходования бюджетных средств, и эффективности их использования. В случае выявленных нарушений палата полномочна выносить обязательные к исполнению предписания организациям.
За восемнадцать лет Дума прошла путь с чистого листа до хорошо организованного не побоюсь этого слова, профессионального парламента, саморазвитие которого заложено в его правовой основе. 
Даже при полной смене депутатского корпуса Дума сможет бесперебойно осуществлять свою деятельность.
- Светлана Яковлевна, а чтобы вы сказали людям, не верящим в саму возможность порядочности и честности какой-либо власти, которые любят говорить: "Система переделает под себя любого". 
- Я убеждена в обратном. Не система формирует людей, а люди формируют систему, которая наиболее комфортна для них. Поэтому в преддверии очередных предстоящих выборов, до которых осталось два года, приглашаю к выдвижению в кандидаты местного парламента неравнодушных, инициативных, мыслящих и очень ответственных комсомольчан, способных к постоянному самосовершенствованию и обучению и готовых вести за собой других людей.
Я убеждена, что город, в котором хочется жить, начинается с таких людей и пока они есть, у Комсомольска впереди прекрасное будущее.

Источник: Информационный бюллетень "Комсомольск-на-Амуре: день за днем"

Возврат к списку новостей