АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

ВСМС. Состоялось онлайн-интервью Вячеслава Тимченко на тему "Развитие местного самоуправления"

ВСМС. Состоялось онлайн-интервью Вячеслава Тимченко на тему "Развитие местного самоуправления" 23.11.2012
Наведение порядка в ЖКХ, благоустройство городов и сел, развитие общей инфраструктуры - все эти вопросы должны решаться на муниципальном уровне. Однако возможности муниципалитетов сегодня ограничены. Как изменить ситуацию? О проблемах местного самоуправления рассказал Председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко в ходе онлайн интервью.

Как вы считаете, какие еще полномочия надо передать на местный уровень в дополнении к тем, которые есть сейчас?

Я считаю, что сегодня нет необходимости передавать еще какие-либо дополнительные полномочия на местный уровень. Перечень основных полномочий местных органов власти определен 131 ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" и он достаточно большой. Я вижу здесь другую проблему – отраслевыми законами передали дополнительные полномочия, а финансово их не обеспечили. Органы государственной власти сейчас пытаются снять с муниципалитетов некоторые обязанности. К сожалению, снимаются базовые полномочия исконно местного значения, а оставляются -второстепенные, решение которых не вносит существенных улучшений в решение проблем населения.

За счет чего можно расширить доходную базу муниципалитетов?

Мы считаем, что, прежде всего надо передать на местный уровень те налоги, которые муниципалитеты способны сами успешно администрировать (отчисления от налога на прибыль организаций, транспортного налога, от налога на доходы физических лиц, упрощенной системы налогообложения) а также отменить льготы по местным налогам, установленные федеральным законодательством. Конечно же, налоги от деятельности малого и среднего бизнеса тоже должны зачисляться в местные бюджеты. Это с одной стороны, будет создавать условия для развития этого вида бизнеса, а с другой, позволит влиять на формирование налоговой базы. Так что, источники дополнительного финансирования муниципалитетов есть, и мы над этим вопросом мы постоянно работаем.


При ограниченных возможностях муниципалитетов им навязывают наихудшие существующие технологии обращения с отходами и хламом. Ни о каком изменении ситуации, наведении порядка, полномаштабного, а не локального благоустройства, говорить не приходится. Технология рационального обращения с муниципальным хламом (технология РОМХ), защищенная двумя патентами, властями игнорируется. Когда наступит экологический коллапс?

Безусловно, вопросы, касающиеся сбора, вывоза и переработки твердых бытовых отходов, сегодня очень актуальны. Особенно это относится к индивидуальным предпринимателям, которые отказываются заключать договора на вывоз и утилизацию мусора, а просто выбрасывают его, загрязняя окружающую среду. Для решения этих проблем сегодня создаются административные комиссии, которые могут быть реализаторами нормативных актов, принимаемых на территории муниципальных образований. Если не соблюдаются принятые правила благоустройства, то такие комиссии будут регулировать вопросы экологической ситуации на местах. Административные комиссии за нарушение этих правил могут устанавливать штрафы на тех людей, которые засоряют территорию муниципального поселения. Возможно, штрафы будут косвенным фактором к побуждению заключить договор на вывоз мусора.

Как вы считаете, закон о губернаторских выборах повысил значение уровня муниципальной власти?

Безусловно, повысил. Понятно, что в дальнейшем этот закон будет совершенствоваться, но необходимо время, так как любое нововведение требует апробации. Но то, что сегодня отношение к муниципальной власти у руководителей субъектов РФ и руководителей федерального уровня постепенно меняется благодаря этому закону, факт очевидный.

Какие изменения нужны, чтобы власть на местах стала самостоятельной и не зависела от федерального центра?

Я считаю, что сегодня законодательство о местном самоуправлении создает все условия для самостоятельности местных органов власти. Другое дело, чтобы эффективно исполнять данные полномочия, необходимы дополнительные финансовые ресурсы. Помимо финансов, еще необходимы высококвалифицированные кадры, грамотно работающие на муниципальном уровне. К сожалению, сегодня более 70% руководства местного уровня, это – люди старше 50-ти лет и их потенциал, базируемый на экономике прошлого столетия, находится на пределе. Сегодня нужны молодые, энергичные и перспективны6е кадры для работы в муниципалитетах. При сочетании дополнительного финансирования и квалифицированных кадров мы получим мощный институт самоуправления в России.

Как Вы считаете, государство должно создавать какие-то необходимые условия для формирования местного самоуправления самими жителями или государство должно проявлять активность и подталкивать население к такому, наверное, все-таки прогрессивному инструменту как местное самоуправление? Как известно, в развитых западных странах органы местного самоуправления выстраивалась не сверху, а снизу от населения.

Согласен с вами на 100%, ведь местное самоуправление - это не администрация муниципальных образований, а территориально-общественное самоуправление. Это те общественные формирования, которые избираются самими людьми для решения конкретных вопросов своих территорий, своего двора, дома, квартала и т.д. Вот это и есть настоящее местное самоуправление.

Будет ли в ближайшее время увеличено финансирование муниципалитетов различных уровней?

Да, в ближайшее время предполагается увеличение финансирования муниципалитетов. Для стопроцентного исполнения всех полномочий со стороны местной власти не хватает порядка 1,5 трлн рублей. Но это не значит, что полномочия не исполняются. Сегодня Минфин предлагает дополнения к перераспределению налогов и налоговых доходов. За счет этого к 2013 году муниципальный бюджет будет увеличен на 68 млр. рублей. Конечно, этого недостаточно, но первые шаги делаются. Еще одно предложение, которое находится на стадии рассмотрения - передать вопросы, касающиеся дошкольного образования на региональный уровень,тем самым сняв нагрузку с муниципалитетов. Хотя, это вопрос дискуссионный, так как образование относится к исконным вопросам местного самоуправления.

Какую основную проблему местного самоуправления вы можете выделить - отсутствие денег, отсутствие доверия населения или не всегда квалифицированные сити-менеджеры?

Если ранжировать проблемы, то на первом месте - это кадровые проблемы на всех уровнях муниципальной власти. К кадрам я отношу не только сити-менеджеров, но и депутатов представительных органов на местах. Нам необходимо готовить и профессиональных специалистов, и оказывать влияние на формирование депутатского корпуса. Отсюда и недоверие населения к местной власти. Это недоверие появляется тогда, когда избираемые депутаты не отвечают запросам и интересам людей. На втором месте - финансы. Но даже при сегодняшнем финансировании муниципалитетов, мы сталкиваемся с неэффективным использованием этих самых средств. И здесь опять все упирается в кадры. Если бы на муниципальном уровне работали профессионалы, которые бы хорошо разбирались в механизмах развития и реализации полномочий, то неэффективное использование средств удалось бы сократить. Как видите, это комплексные проблемы, поэтому подготовке специалистов муниципального уровня сегодня уделяется огромное внимание.

Источник: Официальный сайт Всероссийского Совета местного самоуправления

Возврат к списку новостей