АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Республика Саха (Якутия). Правительство Якутии рассмотрело планы развития моногородов

18.04.2011

Республика Саха (Якутия). Правительство Якутии рассмотрело планы развития моногородов

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Галина Данчикова провела рабочее совещание, посвященное ходу разработки комплексных инвестиционных планов развития монопрофильных населенных пунктов Якутии.

В работе совещания приняли участие исполняющий обязанности председателя Государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ и Российской Академии наук Виктор Разбегин, первый заместитель Председатель Правительства РС(Я) Геннадий Алексеев, вице-премьеры правительства республики Александр Борисов, Александр Власов, Павел Маринычев, Анатолий Скрыбыкин и Айаал Степанов, руководители республиканских министерств и ведомств, главы и специалисты муниципальных образований.

Выступивший с основным докладом руководитель Совета по изучению производительных сил Виктор Разбегин высоко оценил усилия органов государственной власти республики по разработке комплексных инвестиционных планов развития моногородов Якутии, особо выделив вклад минэкономразвития, министерства промышленности, минсельхоза и министерства предпринимательства.

В то же время, по оценке Виктора Разбегина, часть руководителей муниципалитетов не до конца понимает всю важность своей роли в деле разработки комплексных инвестиционных планов развития моногородов республики.

Поселок Солнечный

На совещании были подробно рассмотрены текущее положение и ход разработки комплексных инвестиционных планов развития каждого монопрофильного населенного пункта Якутии.

Так, поселок Солнечный Усть-Майского улуса, являющийся классическим образчиком перекосов советской экономики, сегодня переживает не лучшие времена. Созданный как центр золотодобычи всего района, он изначально был рассчитан на численность населения не менее 4,0 тысяч человек.

Сегодня в поселке проживает всего 1.171 человек, 96 из которых являются безработными. Здесь низкий уровень жизни (около 40% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума), обветшавшее жилье, высокая степень износа сетей централизованного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, линий электропередачи и трансформаторных подстанций. Изначально, еще с 60-х годов прошлого века, отсутствует постоянная транспортная связь с центром района.

По прогнозам в случае непринятия активных действий в краткосрочной перспективе ситуация в муниципальном образовании «Поселок Солнечный» будет ухудшаться и может достигнуть критического состояния в среднесрочной перспективе.

Целью создания комплексного инвестиционного плана поселка Солнечный является обеспечение диверсификации экономики и устойчивости развития муниципального образования.

При этом должны быть решены следующие задачи: диверсификация добычи полезных ископаемых; развитие малого бизнеса; обеспечение транспортной доступности поселения; развитие инженерной инфраструктуры поселения; реконструкция жилищного фонда; повышение качества муниципального управления.

Основные инвестиционные проекты, предлагаемые для возрождения поселка Солнечный:

1. Разработки золоторудного месторождения «Ыныкчанская рудная площадь»: в рамках данного проекта предполагается за период 2011-2015 гг. создать в поселении 200 рабочих мест; общий объем инвестиций – 3,5 млрд руб. Это позволит стабилизировать ситуацию на рынке труда поселка в среднесрочной перспективе.

2. Разработка месторождения цветных металлов «Сардана»: в рамках данного проекта предполагается за период 2011-2020 гг. создание 1000 рабочих мест; общий объем инвестиций – 8,4 млрд руб. Реализация данного проекта позволит диверсифицировать структуру занятых в долгосрочной перспективе, снизит зависимость экономики поселка от конъюнктуры цен на золото, обеспечит рост налоговых доходов бюджета.

Эти два проекта находятся вне границ городского поселения, однако их реализация будет оказывать определяющее воздействие на дальнейшее социально-экономическое развитие как поселка Солнечный, так и остальных населенных пунктов района.

3. Развитие малого бизнеса: содействие самозанятости; привлечение субъектов малого предпринимательства в сферу ЖКХ; содействие развитию малого предпринимательства в сфере оказания услуг населению (бытовые услуги, услуги по ремонту, транспортные и пр.), розничной торговли, производства продуктов питания и потребительских товаров; содействие постепенной передаче в сферу малого предпринимательства непрофильных для градообразующих предприятий функций (услуги, торговля, транспортное обслуживание и пр.), развитию аутсорсинга (операции, обслуживающие основной производственный процесс). На разные формы поддержки развития малого бизнеса за период 2011-2020 гг. предполагается финансирование в размере 35,4 млн руб, в том числе из федерального бюджета ‑ 9,6 млн руб.

4. Реконструкция жилищного фонда за период 2011-2020 гг. потребуется около 343,44 млн. руб.

5. Реконструкция и развитие инженерной инфраструктуры поселка – 739,2 млн руб.

6. Реконструкция и строительство дорог внутри городского поселения – 410 млн. руб.

Поселок Звездочка

В несколько более лучшем положении по сравнению с Солнечным находится другой монопрофильный населенный пункт Усть-Майского улуса – поселок Звездочка.

Численность постоянного населения поселка Звездочка по состоянию на 1.01.2010 по данным Росстата составляет 779 чел., однако в течение года численность наличного населения подвержена существенным колебаниям.

Населенный пункт поселок Звездочка существует с 1961 года. Его возникновение было связано с началом разработки месторождения золота в этом районе.

Основным видом производства является золотодобыча. Она осуществляется артель старателей «Дражник», которое является основным работодателем. В артели работают более 450 человек. Она обеспечивает работой всех трудоспособных жителей поселка, не занятых в социальной сфере.

Предприятие работает стабильно. Безработица в поселке отсутствует. Уровень жизни выше, чем в среднем по республике.

Основными проблемами поселка являются высокая заболеваемость населения из-за низкого качества питьевой воды, отсутствие очистки сточных вод, низкий уровень развития потребительских услуг и торговли.

Цель создания комплексного инвестиционного плана в поселке Звездочка: снижение рисков монопрофильного положения муниципального образования, а также создание условий для его устойчивого социально-экономического развития.

Основными инвестиционными проектами развития Звездочки стали:

1. Разработка месторождений золота дражным способом артелью старателей «Дражник»: в рамках данного проекта предполагается за период 2011-2016 гг. создать в поселении 185 рабочих мест; общий объем инвестиций – 80 млн руб. Это обеспечит устойчивое состояние экономики поселка.

2. Развитие малого бизнеса: содействие самозанятости; привлечение субъектов малого предпринимательства в сферу ЖКХ; содействие развитию малого предпринимательства в сфере оказания услуг населению (бытовые услуги, услуги по ремонту, транспортные и пр.), розничной торговли, производства продуктов питания и потребительских товаров; содействие постепенной передаче в сферу малого предпринимательства непрофильных для градообразующих предприятий функций (услуги, торговля, транспортное обслуживание и пр.), развитию аутсорсинга (операции, обслуживающие основной производственный процесс). На разные формы поддержки развития малого бизнеса за период 2011-2020 гг. предполагается финансирование в размере 22,7 млн руб, в том числе из федерального бюджета ‑ 0,6 млн руб.

3. Строительство объектов водоподготовки и очистки сточных вод, реконструкция коммунальных сетей поселения. Проект будет реализован в течение 2014-2020 гг. Оценочная сумма инвестиций из всех источников финансирования составит 22,7 млн. руб.

Необходимыми условиями для дальнейшего развития как всего Усть-Майского района в целом, так и поселков Солнечный и Звездочка в частности, являются:

1. Строительство автомобильной дороги республиканского значения «Амга» (Якутск–Амга–Усть-Мая–Эльдикан–Югоренок–Аян), общий объем инвестиций ‑ 11629 млн. руб.

2. Строительство ВЭЛ 110 Эльдикан – Сардана, необходимой для освоения свинцово-цинкового месторождения «Сардана». Данные работы запланированы на период 2014-2020 гг. и предполагаются к финансированию из федерального бюджета в размере 3,24 млрд руб.

3. Включение в федеральную и республиканскую программы проведения поисково-оценочных и геологоразведочных работы на перспективных участках в зоне экономических интересов МО «Поселок Солнечный» и МО «Поселок Звездочка».

Выступая в защиту представленных инвестпроектов, глава Усть-Майского района Александр Антипин обмолвился, что для работы на тяжелой горной технике при добыче золота работодатели вынуждены привлекать квалифицированную рабочую силу из других регионов страны, тогда как местные жители, ввиду отсутствия необходимых навыков, могут претендовать лишь на низкооплачиваемую неквалифицированную работу.

Данный тезис встретил довольно резкий отпор со стороны министра по делам предпринимательства Екатерины Кормилицыной, назвавшей высказывание главы района «аполитичным».

Работодатели пользуются укоренившимся в сознании некоторых заблуждением, что, якобы, местные жители не способны работать на производстве, считает министр, и везут к нам на заработки дешевую рабочую силу со стороны.

По мнению Екатерины Кормилицыной, комплексные инвестиционные планы развития поселков Усть-Майского района должны в обязательном порядке включать в себя программы подготовки и переподготовки местных кадров.

Не получило одобрения и затягивание главой района Александром Антипиным процедуры закрытия поселка Югоренок. Бесконечные проволочки с исполнением Распоряжения Правительства РФ №757р от 27.05.2006 года порождают ненужные иллюзии у населения и обременяют лишними расходами бюджет.

Поселок Хани Нерюнгринского района

Численность постоянного населения по данным Росстата на 01.01.2010 г. 969 чел. Поселок возник в 1970-х гг. на стыке Амурской, Читинской областей и Якутии, в связи со строительством Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Градообразующие предприятия структурные подразделения ОАО РЖД. На них занято 64% от общей численности занятых. Предприятия работают стабильно.

По состоянию на 01.01.2011 безработными были признаны 22 человека. Безработица в поселке не является застойной и массовой. Подавляющее большинство безработных – женщины без образования.

Основными социально-экономическими проблемами поселка являются низкий уровень жизни, износ жилищного фонда, сетей централизованного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, линий электропередачи и трансформаторных подстанций.

Основные риски градообразующих предприятий связаны с потенциальной возможностью принятия решений об изменении схемы обслуживания железной дороги и переводу соответствующих подразделений на другие участки, а также дефицит кадров.

В средне- и долгосрочной перспективе вокруг поселка Хани ожидается реализация ряда крупных инвестиционных проектов национального значения связанных с освоением новых месторождений полезных ископаемых, в том числе: освоение Тырыннахского, Ималыкского и Горкитского месторождений железной руды, включая строительство Тарыннахского ГОКа, строительство ветки железной дороги Икабьектан -Тарыннахский ГОК протяженностью 188,9 км, строительство Амурского преобразовательного комплекса, строительство высоковольтной линии ВЛ-220кВ Хани-Тарыннахский ГОК и подстанции, освоение Укдусского и Сайболахского месторождений и другие.

Однако при этом поселок останется либо за границами реализации этих проектов, либо они востребуют часть трудовых ресурсов поселка для работы на новых объектах вахтовым методом.

В этой ситуации основной целью комплексного инвестиционного плана является обеспечение диверсификации экономики и сохранение социальной и инфраструктурной устойчивости в условиях реализации в зоне экономических интересов ГП «Поселок Хани» крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения.

Увы, в ходе обсуждения выяснилось, что руководство муниципального образования «Поселок Хани» пока не готово принять участие в планировании будущего своего поселения. На прямой вопрос Галины Данчиковой, - есть ли сегодня у муниципалитета собственные наработки и предложения, - глава поселка лишь отрицательно качнула головой.

Моноцентричная агломерация Нерюнгринского района (ГП «Город Нерюнгри», ГП «Поселок Беркакит», ГП «Серебряный Бор», ГП «Поселок Чульман»)

В данном случае мероприятия комплексного инвестиционного плана направлены на снижение монопрофильности населенных пунктов, входящих в Нерюнгринскую агломерацию: г. Нерюнгри, п. Беркакит, п. Серебрянный Бор, п. Чульман.

Общая численность населения агломерации составляет по состоянию на 1.01.2010 года 80640 человек. Градообразующим предприятием для г. Нерюнгри является ХК Якутуголь с численностью занятых 4995 человек (15% занятого населения) с долей в экономике города в 65%.

Для поселка Чульман градообразующим предприятием является аэропорт Нерюнгри, для п. Серебряный Бор – Нерюнгринская ГРЭС, для п. Беркакит – железнодорожная станция Беркакит.

Рисками для устойчивого развития агломерации являются снижение цен на уголь, выбытие запасов угля без запуска новых месторождений, отток населения, ухудшение состояния жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Реализация комплексного инвестиционного плана предполагает осуществление проектов, направленных на предотвращение падения производства в угледобывающей отрасли, развитие новых промышленных производств, инновационной деятельности, малого бизнеса, а также модернизацию объектов инфраструктуры.

В рамках инвестплана предполагается создание металлургического комбината, производящего продукцию для нужд проекта развития Южной Якутии, а также для обеспечения потребностей экономики республики, создание производства грузовых вагонов, строительство угольных шахт Чульмаканская, Денисовская, Локучакинская.

В городе Нерюнгри предполагается создание технопарка. В п. Чульман получит развитие аэропорт Нерюнгри, в п. Беркакит – логистический центр для обработки грузов, следующих в Южную и Центральную Якутию. Получит развитие сельскохозяйственное производство на базе Нерюнгринской птицефабрики. Усилятся агломерационные взаимосвязи между указанными населенными пунктами, что увеличит внутренний рынок, повысит устойчивость экономики и рынка труда.

Для реализации мероприятий комплексного инвестиционного плана требуется финансирование из федерального бюджета для развития транспортной и энергетической инфраструктуры (включая достройку аэропортового комплекса, а также выделение средств в рамках действующих ФЦП и проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»).

Поддержка федерального бюджета требуется для создания инфраструктуры технопарка, создания промышленной инфраструктуры для создания промышленных предприятий.

В результате реализации проектов комплексного инвестиционного плана будет создано 9-10 тыс. новых рабочих мест, доля зарегистрированной безработицы составит 1%. Доля градообразующих предприятий в объединенной экономике агломерации составит 40%, доля предприятий малого бизнеса увеличится до 19,5%. Доля собственных доходов бюджета муниципального образования составит 75,6%.

Поселок Кысыл-Сыр Вилюйского района

Современное социально-экономическое состояние МО пос. Кысыл-Сыр – центра газодобычи Республики (крупнейшее по запасам Средневилюйское газокондетсатное месторождение) можно оценить как плачевное.

В связи с ликвидацией в середине 90-х предприятий геологоразведочной отрасли (геологических, геофизических, буровых, строительных), на балансе которых находились практически все объекты жизнеобеспечения, ЖКХ и жилой фонд, произошло значительное сокращение населения (с 6 тыс. до 3,8 тыс. чел) и отток трудовых ресурсов из поселка продолжается. Жилой фонд обветшал, инфраструктура ЖКХ и линии электропередач находятся в угрожающем (предаварийном) состоянии. С 2009 г. жители отдаленного северного поселка лишены в зимний период регулярного авиасообщения с г. Якутском.

Продолжающаяся ликвидация и реструктуризация местных предприятий создает крайнюю напряженность на рынке труда. Сказывается отсутствие многих других жизненных благ и услуг (свежие продукты, стоматологическая помощь, бытовой газ, водопровод, баня и др.).

Эксплуатацию Средневилюйского месторождения и переработку газового конденсата в пос. Кысыл-Сыр осуществляет ОАО «Якутская топливная энергетическая компания» (ЯТЭК) – основное градообразующее предприятие, чья доля в доходах муниципального образования составляет свыше 80%, а количество занятых населения –

560 чел. (49,5% всего трудоспособного населения МО).

Дальнейшее экономическое развитие МО напрямую зависит от выполнения инвестиционной программ «ЯТЭК» по увеличению добычи газа и переработке конденсата, а также газотранспортных предприятий:ОАО «Сахатранснефтегаз», УТС ОАО «Сахатранснефтегаз».

Основные риски усугубления ситуации в Кысыл-Сыре связаны с замедлением темпов исполнения инвестиционных и социальных программ «ЯТЭК», других недропользователей по освоению Средневилюйского и других месторождений Вилюйского района.

Предлагаемые меры:

- Усилить социальную составляющую инвестпрограмм всех местных предприятий, в первую очередь ОАО «ЯТЭК», для приведение ЖКХ и энергетического хозяйства МО к соответствующим нормам.

- Привлечь финансовые ресурсы республиканских и федеральных фондов для строительства и модернизации ЖКХ и энергетики МО.

- Построить современное сельхозпредприятие (включая тепличное хозяйство) для обеспечения населения свежими продуктами.

- Организовать в поселке Кысыл-Сыр профтехучилище для подготовки рабочих кадров для нефтегазодобывающей, газотранспортной и нефтегазоперерабатывающей отраслей Республики на базе действующих производств.

- Восстановить службу аэропорта поселка Кысыл-Сыр и регулярное авиасообщение с г. Якутск (гг. Вилюйск, Мирный и др.)

Стоит отметить, что администрация муниципального образования «Поселок Кысыл-Сыр» в 2012-2013 гг. ожидает федеральных инвестиций в размере 345 млн. руб. для модернизации ЖКХ (водо-, тепло-, электроснабжение, строительства нового современного жилья, взамен строений, выполненных из экологически вредных материалов).

Поселок Джебарики-Хая Томпонского района

Поселок городского типа Джебарики-Хая расположен в Томпонском районе в 60 км от районного центра п.Хандыга вверх по течению реки Алдан и в 523 км к востоку от Якутска. В последние годы численность населения поселка стабилизировалась и в 2010 г. составила 2026 жителей.

Основное, бюджетообразующее предприятие поселка – ОАО «Шахта Джебарики-Хая» мощностью 600 тыс. тонн в год. В связи с уменьшением рынка сбыта угля планируется снижение добычи угля до 500 тыс. тонн, хотя возможен её рост до 1 млн тонн.

Главная проблема и главная перспектива социального и экономического развития поселка связана с развитием здесь угольной промышленности. Детальный и системный анализ проблемы привел к стратегически безальтернативному алгоритму её решения:

1. В условиях Республики Саха (Якутия), имея в виду её территориальные размеры и природно-климатические особенности, наиболее эффективно и безопасно не локально-изолированное, а комплексное, инфраструктурно максимально обеспеченное региональное развитие.

2. Для пос.Джебарики-Хая катализатором такого развития должен стать районный центр Хандыга, находящийся в 60 км, т.е. по якутским меркам рядом, однако до сих пор удаленный из-за отсутствия постоянной транспортной связи.

3. Строительство круглогодичной действующей автодороги между этими двумя населенными пунктами позволит:

- обеспечить стабильное развитие угольной промышленности и поселка Джебарики-Хая;

- катализировать в свою очередь развитие пос.Хандыга строительством в нем электростанции, а от неё высоковольтных линий (ВЛ) к Нежданинскому месторождению золота и Верхнее-Менкеченскому месторождению полиметаллов;

- связать посредством транспортно-энергетической инфраструктуры в единый высокоэффективный горнопромышленный кластер пос.Хандыгу, пос.Джебарики-Хая и месторождения Томпонского района.

Первоочередными проектами в данном узле (регионе) должны стать:

- «Строительство автодороги п.Джебарики-Хая – п.Хандыга.

- «ВЛ – 220 кВ «Хандыга – Развилка».

- «Электростанция в п.Хандыга (165 МВт)».

В этой связи федеральные органы власти должны обеспечить:

- безусловную реализацию проекта «Строительство автомобильной дороги «Алдан» на участке «Хандыга – Джебарики-Хая» (общей стоимостью 9,18 млрд руб.), входящего в утвержденные Правительством России ФЦП: «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» и «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и согласованного с федеральными органами исполнительной власти по федеральному финансированию;

- согласование с федеральными органами исполнительной власти федерального финансирования на начало реализации проектов «ТЭЦ Джебарики-Хая в пос.Хандыга» (общей стоимостью 18,4 млрд руб.) и «ВЛ – 220 кВ Хандыга – Развилка – Нежданинское», «ВЛ – 110 кВ Хандыга – В.Менкеченское с ПС – 220 кВ Развилка и 220/110 кВ Нежданинское» (общей стоимостью 10,2 млрд руб.).

Поселок Мохсоголлох Хангаласского района

Численность жителей по состоянию на 1.01.2011 года – 6822 человека. Численность занятых в экономике – 2489 человек, уровень зарегистрированной безработицы – 2,9%. Градообразующим предприятием является ОАО ПО «Якутцемент» (выпуск цемента, щебня) с численностью занятых 714 человек (28,7% занятых) и объемом производства в 2010 году 1362 млн. рублей (81,3% от объема отгруженной продукции п. Мохсоголлох).

Интегральным риском, относящимся ко всем сторонам развития поселка, следует считать риск утраты региональной конкурентоспособности – потери привлекательности для населения и бизнеса, утраты динамики развития.

Наиболее важным частным риском следует считать утрату конкурентоспособности градообразующего предприятия на региональном рынке, что существенным образом отразится на благосостоянии населения и состоянии городской инфраструктуры.

Другим критическим риском следует считать возможность аварий и выхода из строя элементов инженерной инфраструктуры города, обусловленным крайне высокимизносомэнергетической, коммунальной инфраструктуры, отсутствие резервных систем.

Риском также является вероятность ускоренного оттока населения из поселка, вымывание квалифицированных кадров и молодежи вследствие недостаточного уровня благосостояния, чтоприведетк деградации социального капитала п. Мохсоголлохисущественно сузит возможности населенного пункта в привлечении на территорию новых производств и развитии экономики.

Возможности для развития п. Мохсоголлох диктуются его благоприятным положением в наиболее густонаселенной части Республики Саха (Якутия) и близости к городу Якутску, растущей инвестиционной активностью в республике, стимулирующей спрос на строительные материалы, подготовленной сырьевой базой, наличием резервом производственной инфраструктуры и трудовых ресурсов.

Для успешного развития п. Мохсоголлох необходимо решение таких задач как повышение конкурентоспособности градообразующего предприятия, диверсификация структуры экономики поселка и модернизация инфраструктуры поселка.

Повышение конкурентоспособности градообразующего предприятия будет связано с реализацией проекта по расширению цементного производствадо 600 тыс. тонн стоимостью 3 094,2 млн. руб.Срок реализации 2011-2016 гг.

Диверсификация экономики связано с развитием действующих производств и созданием новых производств: ООО «Сокол» (четыре инвестиционных проекта: внедрение газо-поршневой электростанции, организация выпуска полистирольных плит, производство водогрейных конвективных котлов типа КСВ-С, производство щебня различной фракции), строительство пищекомбината, реконструкция ОАО «Мохсоголлохский хлебозавод», создание производства строительного гипса и водостойкого композиционного гипсового, сухих строительных смесей, строительной извести, выпуск полистиролбетонных стеновых камней, организация выпуска SIP-панелей (общий объем инвестиций по проектам 1153 млн. рублей). Активная роль диверсификации экономики отводится развитию малого предпринимательства.

Развитие инфраструктуры включает модернизацию жилого фонда, развитие индивидуального жилищного строительства, капитальный ремонт объектов социальной сферы, создание Центра профессионального образования, модернизацию коммунальных сетей, энергосетевой инфраструктуры, внедрение технологии биологической очистки канализационных стоков.

Софинансирование мероприятий комплексного инвестиционного плана из федерального бюджета будет направлено на создание инженерной инфраструктуры (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) в части необходимой для работы предприятий. Модернизация жилого фонда поселка осуществляется с помощью Фонда содействия реформирования ЖКХ. Общий объем инвестиций за счет федеральных источников составит 1230,09 млн. рублей.

В результате реализации мероприятий комплексного инвестиционного плана будет создано 620 новых рабочих мест. Доля градообразующего предприятия в экономике поселка снизится до 55,3%, в численности занятых в поселке – до 25,8%.

Поселок Нижний Куранах Алданского района

Муниципальное образование включает в свой состав три населенных пункта: поселок Нижний Куранах, село Верхний Куранах и село Якокит. Численность населения по состоянию на 1.01.2010 года составила 7206 человек. Численность занятых в экономике - 3405 человек, уровень зарегистрированной безработицы – 0,4%. Градообразующим предприятием является золотодобывающее предприятие ОАО "Алданзолото ГРК" с численностью занятых 1657 человек (48,7% занятых) и объемом производства 4-4,5 тонн золота в год. Доля предприятия в экономике МО - около 80%.

К числу рисков градообразующего предприятия относятся риски внешней среды (снижения цен на золото), инфраструктурные риски и демографические риски. Снижение цен на золото приведет к снижению финансовой устойчивости градообразующего предприятия и уменьшению собственных доходов бюджета. Инфраструктурные риски связаны с опасностью возникновения аварийных ситуаций и выходом из строя элементов жилищно-коммунальной инфраструктуры, характеризующейся высокой степенью износа.

Демографические риски связаны с устойчивым оттоком и естественной убылью населения, что создает угрозу устойчивому развитию экономики и созданию новых производств. Возможности развития муниципального образования определяются развитием новых предприятий и малого бизнеса (ориентированных, в том числе, на удовлетворение спроса, создаваемого в ходе реализации проекта развития Южной Якутии), вовлечением новых предприятий в разработку месторождений золота, а также развитие агропромышленного комплекса, продукция которого будет ориентирована на рынок Алданского улуса.

Для успешного развития муниципального образования необходимо решение задач по техническому перевооружению градообразующего предприятия, диверсификации структуры экономики, модернизации коммунальной инфраструктуры и развитию социальной сферы. Финансирование мероприятий из федерального бюджета будет направлено на финансирование геологоразведочных работ и реконструкцию инженерной инфраструктуры (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) в части необходимой для работы предприятий.

Техническое перевооружение градообразующего предприятия связано с реконструкцией Куранахской ЗИФ, производимой за счет собственных средств предприятия, что позволит стабилизировать объем добычи золота на уровне 5 тонн в год.

Диверсификация экономики связана с развитием действующих производств и созданием новых. Главным проектом является развитие ОАО ГДК «Алдголд» добычи на месторождении Большой Куранах, в результате которого объем добываемого предприятием золота увеличится до 4-4,5 тонн. Проект реализуется за счет собственных средств инвестора. Планируется создание деревообрабатывающего предприятия, асфальтобетонного завода, завода строительных материалов. Получит развитие малое предпринимательство в производстве товаров и услуг. В сельском хозяйстве планируется создание агропромышленного комплекса для обеспечения местными продовольственными товарами населения и персонала предприятий на территории создаваемого Алданского кластера с организацией современного агропромышленного производства, удовлетворяющего мировым требованиям, включающего животноводство, свиноводство, растениеводство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры предполагает реконструкцию объектов теплоснабжения, водоснабжения и канализации. Развитие объектов социальной сферы предполагает капитальный ремонт учреждений социальной сферы, а также создание организаций по предоставлению новых социальных услуг.

В результате реализации мероприятий комплексного инвестиционного плана будет создано до 750 новых рабочих мест, возрастет население поселка. Доля градообразующего предприятия в численности занятых снизиться до 35%, в объеме производимой продукции – до 45%. Увеличатся собственные доходы бюджета.

Город Ленск Ленского района

Город Ленск – пятый по величине город республики, располагается в среднем течение реки Лены, население 24,5 тыс. чел. Ведущими отраслями экономики по-прежнему остается лесозаготовка, деревообработка, речные и автомобильные перевозки. В Ленске имеет свои подразделения компания «АЛРОСА», к месторождениям нефти и газа района проявляют интерес крупнейшие нефтегазодобывающие компании страны.

Муниципальное образование «Город Ленск» экспортирует нефть, лес, пушнину, полностью обеспечивает себя картофелем и овощами. Основной целью на предстоящие годы становится формирование в городе благоприятных условий для динамичного развития сферы занятости населения и становления устойчиво функционирующего рынка труда. Это подразумевает проведение активной политики занятости, более полное использование трудового потенциала населения.

Отсутствие предприятий по переработке нефти, покрывающих потребности республики в нефтепродуктах, является традиционно дестабилизирующим фактором нормального функционирования экономики на значительной части территории Якутии. Правительством РС(Я) ведется активная работа по организации НПЗ на территории Ленского района.

Предстоящее пятилетие будет отличаться высокой инвестиционной активностью, связанной с началом реализации крупнейших проектов формирования нефтегазового комплекса Республики. Ожидается, что стратегическими инвесторами ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» и ОАО «Газпром» будут направлены значительные средства на проектирование и начало строительства подводящих нефте- и газопроводов от Талаканского, Среднеботуобинского и Чаяндинского месторождений углеводородов до системы магистральных трубопроводов, проложенных в едином коридоре с «ВСТО».

Острую потребность в инвестировании испытывают социальные объекты бюджетной сферы (здравоохранения, образования, культуры, соцобеспечения, жилищное строительство). Общая сумма потребности в финансовых ресурсах на реализацию Программы составляет за период с 2012 по 2016 годы - 3948015 руб.

Финансирование мероприятий комплексного инвестиционного плана осуществляется за счет федерального, республиканского, районного, местного бюджетов, а также за счет внебюджетных источников. Средства Федерального бюджета будут направлены на наиболее социально значимые проекты города (берегоукрепление, строительство защитной дамбы). Средства республиканского, районного, местного бюджетов и внебюджетных источников будут направлены на развитие промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры и спорта, а также капитального и жилищного строительства.

В зависимости от темпов реализации различных проектов градообразующими предприятиями г. Ленск в ближайшие годы могут стать ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». ОАО «Газпром» до настоящего времени не определился с окончательным вариантом «Восточной газовой программы», поэтому масштабные проекты строительства перерабатывающих производств в Ленске пока могут рассматриваться пока как условные.

Якорными инвестиционными проектами на территории муниципального образования «Город Ленск» считаются:

  1. Обустройство и разработка Талаканского НГКМ (ОАО Сургутнефтегаз»)
  2. Обустройство и эксплуатация Чаяндинского НГКМ (ОАО «Газпром») - создание новых рабочих мест - 3500 чел.
  3. Газоперерабатывающий комплекс по выделению гелия и других ценных компонентов Чаяндинского НГКМ в г Ленске (ОАО «Газпром»)
  4. Строительство НПЗ в г. Ленск (ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча»)
  5. Строительство ГПЗ и ГКХ в г. Ленск (ОАО «Газпром»).
  6. Строительство участков автомобильной дороги "Вилюй" в едином коридоре с ВСТО и магистральным газопроводом на участке «Пеледуй-Витим-Ленск»
  7. Строительство ВЛ-220 «Ленск-Олекминск-Алдан»
  8. Строительство ВЛ-220 кВ Чернышевский- Мирный-Ленск-Пеледуй с отпайкой до НПС-14.
  9. Строительство ВЛ-500 Ленск-Усть-Кут с ПС 500 кВ
  10. Строительство магистральных волоконно-оптических линий связи Сковородино-Алдан-Якутск и Иркутск-Ленск

Реконструкция аэропорта г. Ленск.

Предлагаемые меры

На базе Ленского НПЗ, который будет производить также техническую серу, предлагается строительство 2-3 модернизированных асфальтобетонных заводов для производства серосодержащих дорожно-строительных материалов с улучшенными потребительскими свойствами.

Меры федеральной поддержки на период до 2020 г. в объеме 234 млрд. руб. могут быть направлены на мероприятия по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и берегоукрепления р. Лена и реконструкции местного аэропорта.

Результатом выполнения проектов комплексного инвестиционного плана станет появление на территории России нового высокотехнологичного промышленного центра с диверсифицированной структурой экономики и высоким уровнем жизни проживающих в этом муниципальном образовании.

Агломерация «Мирный – Чернышевский - Светлый»

Общая численность населения трех монопрофильных поселений в 2010 году – около 45 тыс. чел. В максимальной степени монопрофильность проявляется в городе Мирном, в котором 45% занятого населения работает в градообразующем предприятии АК «АЛРОСА» (Чернышевский – 21,5% на Вилюйских ГЭС, Светлый – 19,5% на Светлинской ГЭС).

При общей монопрофильности риски каждого населенного пункта специфичны. Риск самого крупного Мирного связан с экономическим ослаблением АК «АЛРОСА» под влиянием глобального финансово-экономического кризиса и необходимостью идти на разработку очень капиталоемких подземных алмазных трубок.

Другой риск Мирного связан с возникновением нового полюса роста в соседнем Ленском районе и появлением там сильного игрока в виде ОАО «Газпром», способного перетянуть квалифицированные кадры из Мирного.

Риск Чернышевского связан со сравнительно худшим состоянием социальной сферы поселка и застарелыми проблемами местного рыбоводного завода. Риски Светлого связаны с запертыми мощностями Светлинской ГЭС, что неизбежно убивает стимулы к энергосбережению и эффективности.

Предлагаемые проекты комплексного инвестиционного плана (общим количеством более 40) четырех категорий:

1. Работающие на укрепление единства агломерации в результате формирования общего регламента деятельности трех местных властей, трех сообществ предпринимателей, трех градообразующих организаций; единого рынка труда и жилья, единого Интернет-портала;

2. Работающие на укрепление сервисных функций центра агломерации города Мирного в результате комфортизации его социальной сферы, формировании новых видов экономической деятельности (новая местная промышленность, туризм и др.);

3. Работающие на диверсификацию экономики поселков Чернышевский и Светлый. Предлагается создать в Светлом местную зону энергоэффективности с подключением ресурсов федерального, регионального и муниципального бюджетов. В Чернышевском целесообразно укрепить инфраструктуру поддержки малого бизнеса, который имеет здесь для развития сравнительно неплохие перспективы;

4. Повышающие конкурентоспособность трех градообразующих предприятий (АЛРОСА, Вилюйский филиал Якутскэнерго и Светлинская ГЭС АЛРОСА).

От федеральной власти требуется решение проблемы запертых мощностей Светлинской ГЭС в виде инвестиций на сетевое строительство, для форсированного включения их в энергосистему Южной Якутии (долгосрочная перспектива), финансовая и политическая поддержка идеи создания локальной зоны энергоэффективности в поселке Светлом (среднесрочная перспектива), новой правовой нормы по льготному тарифоообразованию в периферийных территориях с запертыми энергетическими мощностями (краткосрочная перспектива).

Необходима выработка федерального регламента деятельности градообразующих структур - федеральных корпораций на территории одного (соседних) муниципальных образований для предотвращения разрушительной конкуренции на малых рынках.

Собственные комплексные инвестиционные планы имеются еще у поселка Депутатский Усть–Янского района и поселка Витим Ленского района. Однако их рассмотрение отложено на более поздний срок.

Выступая на совещании, первый вице-премьер Правительства Якутии Геннадий Алексеев неоднократно подчеркивал, что сегодня в стране уже имеются все необходимые современные технологии, институты и инструменты.

Но, кроме региональных властей, в развитии моногородов должны быть заинтересованы местные органы власти. В моногородах должны появиться бизнес-партнеры - люди, у которых не хватает денег, но есть энтузиазм и огромное желание работать.

Поддержать якутские монопрофильные населенные пункты, помочь в создании в них новых производств готовы и Сколково, и Роснано и другие ведущие инновационные компании. «Длинными» кредитами готов обеспечить проекты банк ВТБ. Но для этого должно быть встречное движение со стороны муниципальных властей, лучше всех знающих конкретную ситуацию на местах.

В то же время, по мнению Геннадия Алексеева, сформулированные муниципальными образованиями в комплексных инвестиционных планах развития того или иного моногорода постановочные вопросы должны стать своеобразной поддержкой тем уже много лет поднимаемым проблемам, которые республика ставит перед федеральным центром.

Завершая совещание, Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Галина Данчикова отметила, что самой интересной и перспективной с ее точки зрения является создание комплексных инвестиционных планов монопрофильных городов республики на основе агломераций. И сегодня нужно приложить максимум усилий, чтобы довести эти проекты до логического завершения.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку