АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Правительство РФ. Разработаны превентивные методы финансового контроля за получателями бюджетных средств

22.01.2024

Правительство РФ. Разработаны превентивные методы финансового контроля за получателями бюджетных средств

Белый дом разработал превентивные методы финансового контроля за получателями бюджетных средств — с их помощью риски нарушений обещано выявлять в режиме реального времени. Речь, в частности, идет о наблюдении («невидимом» для его объекта контроле) и о контроллинге (контрольном мониторинге), который предполагает добровольное раскрытие данных перед казначейством. Вводимый превентивный контроль особо актуален после произведенных послаблений в процессе раздачи бюджетных субсидий и будет обеспечиваться налаженной Белым домом моделью цифрового управления.
Правительство внесло в Госдуму законопроект с изменениями в Бюджетном кодексе (БК), предусматривающий расширение методов государственного финансового контроля. Такой контроль, напомним, проводится в отношении получателей бюджетных средств (включая субсидии и кредиты с госгарантиями). Как пояснил на заседании правительства премьер-министр Михаил Мишустин, «проверок и ревизий движения средств господдержки по уже свершившимся событиям, то есть постфактум, недостаточно». По его словам, многие нарушения и ошибки могут быть предотвращены на предварительном этапе при грамотном управлении рисками.
Отметим, что предусмотренный поправками предварительный контроль внедряется на фоне послаблений в процессе раздачи субсидий, годовой объем которых в среднем составляет около 2 трлн руб. На протяжении двух лет Минфин занимался реформой, меняющей правила их распределения за счет унификации процесса и его перевода в электронный формат (см. “Ъ” от 24 мая 2023 года). Утвержденным в октябре 2023 года постановлением №1780 правительство ввело единые правила отбора получателей субсидий, но содержательные решения о том, кто будет получателем госсредств и на какие цели их можно тратить, были отданы на уровень отраслевых регуляторов.
В БК планируется включить два новых инструмента: наблюдение и контрольный мониторинг (контроллинг; этот метод начнет работать с 2025 года).
Наблюдение предполагает проведение «невидимого» контроля — без уведомления его объектов и без их участия будет проводиться непрерывный сбор и анализ информации с использованием имеющейся у государства цифровой среды, в частности — за счет данных госинформсистем и межведомственного обмена. Делается это для обеспечения своевременного реагирования на риски и признаки нарушений. При их обнаружении органы финконтроля будут выдавать предостережения, в частности, о необходимости устранения.
Контроллинг со стороны казначейства напоминает налоговый мониторинг ФНС (он, напомним, начинался с контроля нескольких компаний, обладающих достаточной «цифровой зрелостью», а к 2024 году охватил 445 компаний из 18 отраслей). Механизм также предполагает добровольное раскрытие получателем госсредств учетных данных, что позволит освободиться от излишней контрольной нагрузки, в частности проведения выездных проверок. В обмен будут обеспечены дистанционный доступ казначейства к данным объекта контроля и возможность в режиме реального времени корректировать его «бюджетное поведение». Обещано, что казначейство будет представлять свое мотивированное мнение — его игнорирование может обернуться проведением проверки или ревизии. Порядок и случаи проведения контроллинга будет устанавливать правительство, что позволит гибко настраивать этот инструмент.
Отметим, что об этом методе глава казначейства Роман Артюхин рассказывал еще в 2021 году — тогда предполагалось, что ведомство «присмотрит» за госсубсидиями экспортерам как за одной из наиболее крупных форм господдержки. Этот механизм предусмотрен ведомственным проектом Минфина «Электронный СМАРТ-контроль» и должен стать альтернативой классическим проверкам. Предполагалось, что по итогам мониторинга участники смогут получить сертификат бюджетного доверия, что освободит их от проверок и избыточного взаимодействия с контролерами, а также повысит вероятность получения господдержки в будущем. Ожидалось, что механизм будет отработан совместно с РЭЦ в 2022 году на экспортерах, после его должны были распространить на других получателей господдержки при достаточном уровне их «цифровой зрелости» — метод требует удаленного доступа к информсистемам объекта контроля и его бухгалтерской и бюджетной отчетности.
Согласно внесенному законопроекту, в дополнение к контрольным полномочиям органы финансового контроля по аналогии со Счетной палатой получат и экспертно-аналитические функции.
Как пояснил в четверг премьер, они смогут анализировать расходы госсредств, «оценивая законность операций на основе доступных источников, например за счет интеграции информсистем». Как пояснили “Ъ” в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко, «сегодня в правительстве действует цифровая модель управления, которая позволяет эффективно работать с большими данными,— с ее помощью в режиме реального времени контролируется подготовка документов, выполнение мероприятий нацпроектов и госпрограмм, отслеживаются сроки исполнения задач, определятся риски неисполнения, что дает возможность принимать необходимые меры заранее». Такая модель, отмечают в аппарате, уже используется для финансового контроля исполнения бюджета — поправки правительства направлены на законодательное закрепление этой практики.
Разворачивание экспертно-аналитической работы связано с «потребностью в предоставлении на постоянной основе объективной и оперативной аналитической информации» о деятельности получателей госсредств, включая экспертную оценку инвестпроектов, мониторинг выполнения госпрограмм,— для «формирования суждения об обоснованности выделенных объемов мер господдержки, выявления причин недостижения результатов или их рисков», сказано в пояснительной записке к законопроекту. По всей видимости, в условиях снижения экономической активности результаты оценки будут востребованы правительством для принятия решений о направлениях госстимулирования — избыточный бюджетный стимул может быть причиной ускоренного роста цен, недостаточный же несет риски затухания деловой активности и замедления экономики.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку