АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Парламентская газета. Доставщикам могут запретить двигаться там, где нет велодорожек или выделенных полос

29.04.2025

Парламентская газета. Доставщикам могут запретить двигаться там, где нет велодорожек или выделенных полос

Велокурьеров, рассекающих на бешеных скоростях по городу, могут убрать с тротуаров. По крайней мере частично: им запретят ездить там, где нет для этого специализированных выделенных полос или велодорожек. Такая инициатива сегодня обсуждается в рамках специальной рабочей группы в Госдуме, рассказал «Парламентской газете» член думского Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Сергей Еремин.
Ранее, напомним, с такой же идеей выступили депутаты петербургского Заксобрания, только их мысль была радикальнее: убрать курьеров с тротуаров вообще. О том, на какой стадии находится предложение, и какие еще изменения ждут водителей — в интервью “Парламентской газете”.

Больше штрафов, меньше скидка
- Сергей Васильевич, для начала о том, что уже случилось. С 1 января вступил в силу целый ряд поправок в Административный кодекс. Что конкретно изменилось?
- Меняется на самом деле очень многое. Прежде всего — серьезно выросли некоторые штрафные санкции. Изменилась вся штрафная «линейка» скоростных режимов. Так, если раньше для самого маленького превышения — от 20 до 40 километров в час — был предусмотрен штраф 500 рублей, то теперь он стал 750. Для 40-60 штраф вырос до 2250 рублей. Верхняя грань — превышение в 80 километров и выше — теперь оценивается до 7500 рублей. И это, я считаю, совершенно оправданно.
Потому что сами посудите: если у нас максимальная скорость на трассе установлена в 90 километров в час, а водитель превышает ее на 80 — это, получается, он со скоростью в 170 километров в час летит. Это практически скорость гоночного болида. И последствия столкновений с кем-либо или чем-либо на такой скорости могут быть попросту ужасающими.
Выросли штрафы за проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу и так далее. То есть за все то, что можно квалифицировать как опасное, угрожающее, потенциально аварийное вождение. И еще один важный момент — ушла скидка на оплату штрафа в 50%. Она снизилась ровно наполовину, до 25%. По этому поводу было много обсуждений, много сожалений на тему «эх, а вот раньше-то было хорошо». Но если вы хотите мое мнение, мнение специалиста по транспорту, то это совершенно правильно.
Во-первых, ни в одной другой стране мира не практикуется такой гуманный, я бы даже сказал, комплиментарный подход к нарушителям, что им предоставляется скидка в размере 50% на оплату штрафа. Знаете, не в каждом магазине такие скидки дают. Изначально ее вводили для того, чтобы сократить цепочку взыскания, чтобы, условно, 500 рублей с каждого нарушителя не взыскивать по два года. Сейчас уже прошло достаточно времени, появились новые средства контроля, чтобы штрафы можно выписывать и взыскивать оперативно. И скидка при этом все равно сохраняется! Хоть и уменьшается в два раза.
- Вы упомянули опасное вождение. Давно ведутся разговоры, чтобы признать опасным вождением различные элементы провоцирующего поведения на дороге, например игру в «шашечки». На каком этапе этот процесс находится сейчас?
- У нас уже есть определение опасного вождения. Но сложность заключается в фиксировании. «А ты докажи». Конечно, сейчас государственные технологии, в том числе технологии контроля за в целом организацией движения, за осуществлением дорожного движения достаточно серьезно продвинулись. У нас сегодня дороги по многим городам уже переходят на интеллектуальную систему управления. А это значит цифровая модель города, по крайней мере уличной дорожной сети. Это совокупность камер, это совокупность датчиков, которые позволяют сегодня все происходящее фиксировать. Поэтому я думаю, что с развитием технологии мы и с этой проблемой точно должны справиться. Но это вопрос никак не месяцев. Это все равно периоды, которые исчисляются годами.

«Серьезные изменения в такси мы вряд ли увидим»
- Изменились и правила признания иностранных водительских удостоверений.
- Да, тоже система немножечко закручивает гаечки в этом плане. Вы помните, что в последнее время одно из приоритетных направлений работы Госдумы — совершенствование миграционного законодательства. В связи с этим государство предоставило тем, кто до 1 апреля 2024 года приехал в Российскую Федерацию и решил связать свою жизнь по-настоящему как гражданин или обладатель вида на жительство с нашей страной, очень хороший льготный свободный период.
То есть в течение года можно было спокойно прийти и обменять свое национальное удостоверение. Никто бы никаких вопросов просто не задал. Ну и, собственно, все, этот период кончился. Теперь формат устанавливается более строгий: нужно будет проходить медкомиссию, обучение по некоторым категориям, сдавать вождение и так далее.
- Когда это новшество только анонсировали, его активно критиковали агрегаторы такси, мотивируя тем, что водителей на линиях резко станет меньше, потому что основная их часть — как раз иностранные граждане. Оправдался ли этот прогноз?
- Знаете, я не думаю, что что-то существенно поменяется. Во-первых, чисто по ощущениям ни машин с 1 апреля не стало меньше, ни цены как-то драматично не взлетели. А когда нам заранее начинают говорить, что все будет плохо, все обязательно рухнет — ну это признак манипуляций определенных. Поэтому я думаю, что применительно к такси мы объективную картину не увидим. Будет, конечно, чуть тяжелее, кто-то не успел права обменять, кто-то не захотел и так далее. Но такого, чтобы был прямо заметный спад числа водителей, не будет.
- Как будут решать проблему курьеров, которые передвигаются на электровелосипедах по тротуарам?
- Появление новых средств мобильности — это вызов, к которому государство не готовилось, не формировало нормативную базу, не формировало основу. Даже Москва оказалась не готова, хотя мы уже на тротуарах средствам микромобильности выделили две трети, а пешеходам оставили треть. Что сейчас делать — вопрос пока открытый. Идти по пути карательных мер, запрещать, штрафовать и так далее, я думаю, путь в никуда. Нужно продолжать развивать и формировать инфраструктуру, одновременно регулируя и упорядочивая движение. Вместе с тем и ограничения, конечно, будут.
Что касается курьеров, я думаю, одним из первоочередных решений станет просто убрать их с тротуаров, которые не приспособлены для средств микромобильности. То есть если на тротуаре нет выделенной специальной полосы, нет велодорожки — будь добр свернуть на проезжую часть. Другое дело, что нельзя сказать, что это произойдет вот прямо завтра. Нужно все внимательно проанализировать, рассмотреть, выслушать мнение бизнеса, продумать вопросы контроля: мы же не поставим на каждый метр тротуара сотрудника ГИБДД, верно?
Значит, нужны средства идентификации — те же индивидуальные номера, нужны средства фиксации и так далее. То есть рано или поздно мы к этому придем, вопрос этот находится на контроле. Но перед этим нужно проделать очень большую работу.
- Мы знаем, что вы также предложили изменить порядок получения прав категории А1 — на легкие мотоциклы и более мощные мопеды. Что именно и почему будет меняться?
- Ну, смотрите, сейчас такие права могут получать 16-летние ребята. Для них предусмотрен экзамен, да, но теоретический. То есть ребенок может все выучить, подготовиться, он лучше меня будет все эти вопросы знать, просто назубок. Но опыта-то реального у него нет. Дай бог, если он где-то там сам с собой или с папой поездил-потренировался. И мы этого ребенка выпускаем на дорогу. Хотя до этого он на ней на своем мопеде, возможно, не пробыл ни единого часа.
Вы знаете, я изучил статистику, и она по-настоящему тревожит. Мы уже фиксируем рост аварийности с участием таких вот ребят на 30-35 %. А если посмотреть еще глубже, выяснится, что в трех четвертях от этих ДТП виноваты они сами. Поэтому, конечно, должна быть практическая часть, должен быть полноценный экзамен по вождению. Сейчас этот вопрос пока только в стадии инициативы, он прорабатывается с ведомствами, с министерствами. Сроков точных назвать нельзя, но, уверен, мы его решим.

Возврат к списку