АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Государственная Дума РФ. Виктор Кидяев: проект федерального бюджета требует существенной доработки

01.11.2012

Государственная Дума РФ. Виктор Кидяев: проект федерального бюджета требует существенной доработки

«Проект федерального бюджета 2013 и на плановый период 2014-2015, предложенный Правительством Российской Федерации, требует существенной доработки, – считает Председатель думского Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.
С одной стороны, документ полностью сбалансирован, его основные характеристики, сформированные на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшие три года, имеют положительную динамику для устойчивого социально-экономического развития России. Приоритетом федеральной бюджетной политики в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остаётся необходимость обеспечения финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов, создания условий для внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.
С другой стороны, законопроект содержит ряд спорных моментов, связанных с финансовой обеспеченностью субъектов и муниципалитетов. Эти моменты требуют более пристального внимания и доработки.
Во-первых, в законопроекте сохраняется тенденция централизации в федеральном бюджете доходов бюджетной системы Российской Федерации. Доля доходов федерального центра в общей бюджетной структуре составит 51,3% в 2013 году, 50,7% в 2014 и 50,3% в 2015, а доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) – всего лишь 31,0%, 31,5% и 31,5% соответственно. В этих условиях получается, что в 2013-2015 годах доходная база консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будет формироваться за счёт значительной доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - 1296,9 млрд. рублей, 1184,7 млрд. рублей, 1168,7 млрд. рублей соответственно. Превалирование дотаций над собственными доходами негативно сказывается на финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов, на эффективности использования ими бюджетных средств. У дотационных территорий отсутствуют стимулы к социально-экономическому развитию. Приходится констатировать, что исполнение расходных обязательств большинства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в значительной степени будет зависеть от финансовой помощи из федерального бюджета.
Во-вторых, сохраняются риски в обеспечении финансовой устойчивости региональных и местных бюджетов, связанные с существенным объёмом долговых обязательств, и законопроектом этот момент недостаточно регулируется. В 2013-2015 года увеличится нагрузка на региональные и местные бюджеты из-за необходимости возврата ранее предоставленных бюджетных кредитов. Органам региональной и муниципальной власти потребуется найти дополнительные источники доходов бюджетов или увеличить размеры новых заимствований. При этом без получения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности многие субъекты Российской Федерации не смогут финансировать в полном объёме даже свои первоочередные расходы, такие как оплата труда работников бюджетной сферы и социальное обеспечение. Размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2014 - 2015 года необходимо увеличить, в том числе с учётом ежегодного уровня инфляции. Мы снова возвращаемся к этой проблеме – тотальной зависимости территорий от финансовых потоков извне.
Третье, на чём хотелось бы остановиться. В федеральном бюджете не предусмотрено каких-либо финансовых механизмов стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности использования бюджетных средств и оптимизации бюджетных расходов, развитию налогового потенциала, внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом в муниципалитетах. Предусматривается выделение бюджетных ассигнований только на поддержку региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов в сумме 1,0 млрд. рублей ежегодно. Данные отчисления будут способствовать повышению качества бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации, в том числе повышению эффективности использования их бюджетных средств, а также повышению в целом их финансовой устойчивости. Также предусмотрено выделение в 2013-2015 г.г. дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития их налогового потенциала в сумме 10,0 млрд. рублей. В то же время выделение средств бюджетам муниципальных образований на указанные цели не запланировано. Это серьёзное упущение.
В проекте федерального бюджета следует предусмотреть выделение средств на поддержку муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов и на стимулирование органов местного самоуправления к развитию налогового потенциала муниципальных образований в таких же объёмах, как и субъектам РФ на реализацию данных целей. Важно, чтобы муниципалы за счёт средств местных бюджетов могли финансировать не только текущие расходы для решения первоочередных задач, но и формировать бюджеты развития, в том числе муниципальные инвестиционные фонды. Наш Комитет разработал ряд предложений, позволяющих стимулировать за счёт средств федерального бюджета деятельность органов местного самоуправления в сфере совершенствования управления бюджетным процессом и сокращения расходов местных бюджетов. Субсидии, выделяемые из федерального бюджета на реформирование региональных и муниципальных финансов, должны способствовать реформированию бюджетного процесса.
Следующий момент – финансирование государственной и муниципальной службы. В проекте федерального бюджета в 2013 году предусмотрено выделение средств на реформирование государственной и муниципальной службы в размере 120 175,0 млн.руб. ежегодно. Этих средств явно недостаточно на весь комплекс необходимых мероприятий, включая подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучение кадров: лиц, замещающих муниципальные должности, депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих. Необходимо увеличить финансирования данного направления и отразить это в новой редакции законопроекта.
Ещё один важный блок работы по совершенствованию проекта федерального бюджета – обеспечение фактической сбалансированности местных бюджетов. У большинства регионов недостаточно собственных доходов для обеспечения фактической сбалансированности местных бюджетов, в том числе для оказания дополнительной финансовой помощи муниципальным образованиям, имеющим низкий уровень налогового потенциала, депрессивным муниципальным образованиям, а также моногородам. При этом нормами законопроекта не предусмотрено выделение средств субъектам РФ для оказания ими целенаправленной финансовой помощи бюджетам таких муниципальных образований. Соответственно эти муниципалитеты не смогут обеспечивать сбалансированность местных бюджетов и формировать в их структуре бюджеты развития.
Не всё гладко и в вопросах обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ. В законопроекте закреплены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год в сумме 170717,0 млн. руб., на 2014 год - 161063,2 млн. руб. и на 2015 год - 150971,1 млн.рублей. В составе данных средств предусмотрены дотации на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в размере 100581,9 млн.руб. в 2013 году, 133219,5 млн.руб. в 2014 и 134971,1 млн.рублей в 2015, в том числе 100000 млн. руб. ежегодно на реализацию соответствующих Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012. По экспертным оценкам, данных сумм будет недостаточно. Поэтому в законопроекте необходимо увеличить размер финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на данные цели, в том числе с учётом дальнейшей индексации заработной платы работникам бюджетной сферы в 2014-2015 годах.
Есть ещё ряд моментов, касающихся финансового обеспечения «специфических» территорий: регионов с узкоспециализированной экономикой (моноотраслевой), наукоградов, закрытых административно-территориальных образований.
Мировой экономический кризис продемонстрировал зависимость доходной части бюджетов субъектов РФ, экономика которых ориентирована на отдельные отрасли (металлургия, машиностроение и т.п.), от динамики общеэкономической конъюнктуры. Необходимо предусмотреть в Бюджетном кодексе РФ норму об обязательном формировании стабилизационных фондов в субъектах Российской Федерации, имеющих моноотраслевую структуру экономики, и с учётом новой нормы скорректировать проект федерального бюджета. 
В проекте федерального бюджета не содержится достаточно мер поддержки наукоградов. Межбюджетные трансферты наукоградам на развитие социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры предусмотрены в 2013-2015 г.г. в сумме 576,7 млн. рублей ежегодно (на уровне 2012 года). В то же время, например, на реализацию мероприятий, связанных с созданием и обеспечением функционирования Инновационного центра «Сколково», предусмотрены гораздо большие объёмы бюджетных ассигнований: в 2013 году – 24320,0 млн. рублей, в 2014 году – 22950,9 млн. рублей, в 2015 году – 9891,5 млн. рублей. Полагаю, что размер средств, выделяемых из федерального бюджета в 2013-2015 годах на развитие и поддержку инфраструктуры наукоградов, необходимо увеличить до уровня 2009 года (то есть, до 1 441 756,8 тыс. рублей).
В законопроекте суммарный размер межбюджетных трансфертов бюджетам закрытым административно-территориальным образованиям определён на уровне 2012 года. При определении данного трансфертного объёма не учитывается уровень ежегодной инфляции, ежегодный рост тарифов естественных монополий, необходимость индексации органами местного самоуправления ЗАТО заработной платы работникам бюджетной сферы и ряд других экономических факторов. Необходимо также учитывать, что в ЗАТО существенно ограничены возможности расширения налогового потенциала и использования рыночных механизмов для роста неналоговых доходов собственных бюджетов. При этом законопроектом не предусмотрено выделение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов ЗАТО. На мой взгляд, размеры межбюджетных трансфертов бюджетам ЗАТО из федерального бюджета в 2013 - 2015 г.г. следует увеличить, в том числе с учётом указанных обстоятельств».

Источник: Официальный сайт фракции "Единая Россия" в Государственной Думе РФ

Секции АСДГ: 

Возврат к списку