АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Строительная газета. При грамотном подходе модернизация ливневых канализаций может стать выгодной инвестицией

17.08.2021

Строительная газета. При грамотном подходе модернизация ливневых канализаций может стать выгодной инвестицией

Сильные дожди, которые обрушились этим летом на ряд субъектов, подтопив многие города на юге страны и в Сибири, в очередной раз привлекли внимание к узким местам городской инфраструктуры, и в частности, к состоянию ливневых системам водоотведения, или, другими словами, дождевой канализации. Слишком уж часто они в последние годы не справляются с увеличивающимися в сезон дождей объемами стоков, что приводит к подтоплению городских территорий, а иногда и разрушению дорог, общественных и промышленных объектов. Причиной этого является ненадлежащая эксплуатация и банальный износ таких сетей, доходящий в ряде российских регионов до 60-90%. К тому же, нужно учитывать, что 99% поверхностных сточных вод сбрасывается через прямые выпуски в водные объекты без всякой очистки, что губительно для экологии.
Любые инфраструктурные бедствия дешевле предотвратить, чем потом ликвидировать их последствия. Но, как всегда, вопрос упирается в нехватку средств. По экспертным оценкам, чтобы минимально довести состояние ливневых сетей до приемлемого состояния в 100 крупнейших городах России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), необходимо порядка 500 млрд рублей. Плюс к этому еще 1 трлн рублей необходим для приведения к нормативным значениям уровня очистки сточных вод. Но механизмы изыскания такого финансирования на сегодня однозначно не определены, так как в настоящее время население не оплачивает услуги по отведению и очистке поверхностных сточных вод, они не включены в имеющуюся тарифную сетку. А в региональных и местных бюджетах денег на такие работы, можно прямо сказать, нет.
Ранее вице-премьер РФ Марат Хуснуллин анонсировал выделение из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 150 млрд рублей на софинансирование создания объектов коммунальной инфраструктуры и доведение их до регионов через Фонд содействия реформированию ЖКХ (Фонд ЖКХ). А в Минстрое России прорабатывают вопрос направления этих средств в том числе на строительство ливневых канализаций. Таким образом, теоретически может появиться эффективный механизм федерального софинансирования, что в свою очередь повысит инвестиционную привлекательность проектов по строительству ливневых систем. Но заранее можно сказать, что выделяемых через ФНБ средств окажется недостаточно, так как, во-первых, в масштабе страны эта сумма не столь уж и велика, а во-вторых, региональные власти полученные средства потратят на инфраструктурные объекты, которые считают более критически важными, чем ливневые стоки, — до последних деньги если и дойдут, то в последнюю очередь.
Таким образом, ситуация с финансированием находится в подвешенном состоянии. Но выход искать надо, и, как считает исполнительный директор Национального центра государственно-частного партнерства (ГЧП) Максим Ткаченко, решение проблем, связанных с созданием и эксплуатацией ливневых систем, заключается в том, чтобы, во-первых, посчитать экономику этого процесса и ввести полноценную тарифную модель в этой отрасли, а затем постараться привлечь внебюджетные средства в такие проекты. Иными словами, требуется задействовать существующие и перспективные механизмы финансовой и нефинансовой поддержки инвестпроектов по созданию дождевой канализации, отобрать наиболее эффективные подходы по управлению этой сферой как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Нужно также постараться привлечь «зеленые» инвестиции в такие проекты, так как потенциал по передаче ливневых систем в концессию определенно имеется.
По словам генерального директора юридической фирмы «Кондратьев и партнеры» Владимира Кондратьева (компания много лет занимается юридическим сопровождением инфраструктурных проектов), сегодня ливневые системы не включены в тарифную модель, население за такую коммунальную услугу не платит. Нет и отдельного института или органа, который был бы заинтересован в развитии данных систем. Вместе с тем, по его оценке, в обществе сформировался запрос на приведение их в порядок таким образом, чтобы были учтены интересы и населения, и бизнеса, и государства. За последние четыре года специалистами компании была проанализирована практика 40 регионов и городов, где были применены тарифные и нетарифные методы решения этих проблем. В частности, тарифы на услугу по водоотведению поверхностных сточных вод ввели города Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Самара, Великий Новгород, Набережные Челны, Череповец, Вологда и др. В столице такой тариф составляет 15,46 рублей за кубический метр, что дает для города величину плановой выручки на 2021 год в размере свыше 8,8 млрд рублей. В Санкт-Петербурге применили тариф в размере 26,67 руб./куб. м, что подразумевает плановую выручку на этот год в объеме почти 4,7 млрд рублей. А, к примеру, в Вологде даже с ее 300-тысячным населением при величине тарифа в 12,64 руб./куб. м величина плановой выручки — 23,7 млн рублей. Пример таких населенных пунктов показывает, что успешный переход отрасли по управлению ливневыми стоками на тарифную модель с передачей ее в управление муниципальным унитарным предприятиям (МУП) и концессиям вполне возможен. «Наличие платежного механизма в виде тарифа позволит получить внебюджетные источники содержания ливневых систем и поможет привлечь в отрасль банковское финансирование. Такая модель полностью укладывается в действующий закон о водоснабжении и водоотведении, и в законодательство о тарифном регулировании», — заявил юрист.
Анализ существующего опыта позволил четко определить параметры реализации проекта по развитию ливневых систем на основе тарифной модели управления. Например, для полумиллионного города он может быть осуществлен путем передачи их в управление МУП или концессионерам на срок в 15 лет, если величина тарифа на отведение ливневых стоков будет не менее 30 рублей за кубометр. В этом случае объем валовой выручки составит 4,9 млрд рублей, и если в проект будет дополнительно привлечено финансирование со стороны бюджетов всех уровней в размере не менее 2,5 млрд рублей, то управляющая организация, выделив 1,7 млрд на капитальные вложения, за этот срок сможет успешно модернизировать 60,4 км сетей ливневой канализации (в том числе 18,7 км уже в первые пять лет). Как видим, в этой модели значительную долю составят бюджетные вливания, но нужно учитывать, что, запустив этот механизм, государство половину вложенных средств затем вернет в виде налогов (на прибыль и т. д.).
Как признают эксперты, для успешного внедрения таких схем нужно преодолеть еще немало препятствий. В частности, потенциальные концессионеры должны получить дополнительные гарантии, что смогут вернуть свои затраты в виде предпринимательской прибыли из последующей тарифной выручки, следует продумать, как минимизировать для бизнеса экологические риски и т. п. Как всегда, многое зависит от законодателей и от правоприменительной практики. «Эта сфера не отрегулирована, и, работая в ней, потенциальный инвестор попадает не вполне в правовое поле. Поэтому чтобы успешные истории в ливневке заработали, надо внести изменения в 416-ФЗ, основы ценообразования и ряд других нормативных актов», — признает заместитель начальника регулирования ЖКХ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Александр Федяков.
Но если привести в порядок «нормативку», и федеральный бюджет возьмет на себя часть расходов на подготовку таких проектов, по крайней мере, на первоначальной стадии, а также удастся активировать внебюджетные источники, то отрасль по управлению ливневыми стоками может быстро превратиться в прибыльную сферу городской экономики.

Источник: сайт https://www.stroygaz.ru/

Секции АСДГ: 

Возврат к списку