АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

ЦФО. Какие интеллектуальные системы управления внедряются в Черноземье?

27.04.2024

ЦФО. Какие интеллектуальные системы управления внедряются в Черноземье?

В областных центрах и агломерациях Черноземья с 2020 года активно внедряются интеллектуальные системы управления городами. В большинстве городов макрорегиона реализованы либо близки к завершению интеллектуальная транспортная система (ИТС), «Безопасный город» и «Умный город». На их внедрение регионы потратили или планируют потратить от 300 до 900 млн руб. Ежегодно на обслуживание систем из муниципальных и областных бюджетов выделяется от 15 до 50 млн. Местные власти считают, что использование интеллектуальных систем позволит повысить безопасность на дорогах, снизить количество правонарушений и сделать жизнь горожан более комфортной.

Система следит за транспортом
С 2022 года внедряется ИТС Воронежской агломерации. Как сообщили в министерстве дорожной деятельности региона, в этом году завершается третий этап создания и внедрения этой системы. Общая стоимость проекта ИТС составит около 672,5 млн руб. 
Обслуживание части системы, введенной в эксплуатацию, обходится региону в 16,7 млн.
ИТС собирает информацию с подсистем и оборудования на специальной платформе, чтобы управлять транспортными потоками и повышать пропускную способность улиц. В Воронеже и пригородах установлено 971 устройство — 171 камера, 523 тактических детектора и 27 стратегических детекторов с функцией просмотра видео. Кроме того, система располагает тремя автоматическими дорожными метеостанциями, 214 дорожными контроллерами и 33 модулями для них. 
На данный момент система находится на этапе внедрения, пояснили в министерстве дорожной деятельности. Однако на светофорном объекте в Воронеже на перекрестке бульвара Победы и улицы 60-й Армии, где ИТС введена в опытную эксплуатацию, с 8 февраля по 13 марта пропускная способность увеличилась на 8,2%. 
По итогам реализации первой очереди внедрения воронежская ИТС достигает второго уровня зрелости, рассказывал в 2023 году министр дорожной деятельности Максим Оськин. С 2024 по 2026 год (вторая очередь внедрения) запланированы работы по достижению третьего уровня зрелости.
Замминистра Руслан Верзунов на пресс-конференции рассказывал, что пропускная способность улиц в Воронеже «гораздо ниже» числа автомобилей, участвующих в дорожном движении. «ИТС призвана помочь движению, но это не значит, что мы полностью избавимся от пробок. Однако увеличения пропускной способности на 10–15% на начальном этапе мы ожидаем. С внедрением ИТС также ожидается улучшение работы городских светофоров. Планируется, что датчики смогут считывать количество пешеходов и транспорта и по этим данным будут регулировать продолжительность фаз работы на светофорных объектах»,— отметил чиновник. 
В Белгородской области на внедрение ИТС с 2020 по 2023 год потратили 307 млн руб., пояснили в облправительстве. Обслуживание системы обошлось региональному и городскому бюджетам в 2022–2023 годах в 29,5 млн. С 2024 по 2026 год власти планируют потратить на содержание ИТС еще 27,3 млн.
За период внедрения с 2020 года в регионе установили 351 детектор транспорта, 121 обзорную видеокамеру и пять детекторов пешеходных потоков. В 2024 году планируется установить 80 детекторов транспорта. Использование ИТС позволило достичь увеличения интенсивности движения на 11%, скорости прохождения участков на 15%, сокращения времени в пути до 46%. Количество ДТП снизилось на 22%, а число пострадавших в результате аварий — на 28%.
В Курской области также внедряется ИТС с 2020 года. В нее входят автоматизированная информсистема контроля работы транспорта и аналитической цифровой платформы транспорта в Курске, а также веб-версия планировщика маршрутной сети региона, мобильное приложение «Планировщик маршрутов» и база дорожных данных «АБДД». 
На внедрение системы в 2020–2023 годах было потрачено 510 млн руб. В этом году на эти цели выделено 43 млн. В том числе власти планируют установить 23 пункта учета интенсивности дорожного движения. В прошлом году контракт на монтаж оборудования для ИТС в агломерации за 36,2 млн взяла московская компания «Интеллектуальные цифровые дороги».
В 2023 году модернизировали три светофора в Курске, установили 80 пунктов учета интенсивности дорожного движения, одно динамическое информационное табло и восемь комплексов автофиксации нарушений ПДД. Также были внедрены и модернизированы четыре модуля и шесть подсистем Единой платформы управления транспортной системой. По данным облправительства, регион достиг первого уровня зрелости ИТС городской агломерации.
Благодаря системе в регионе по итогам 2023 года общее число ДТП по сравнению с прошлыми годами сократилось на 5%. Удалось увеличить скорость движения на 10–15%, снизить массу выбросов вредных веществ на 12–18% и добиться уменьшения расхода топлива на 11–16%. Кроме того, сократилась протяженность участков дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки транспортных средств. 
В Липецкой области к ИТС относятся модуль мониторинга и анализа транспортных потоков, который позволяет фиксировать нарушения ПДД, рассчитывать загруженность улиц и делать краткосрочный прогноз развития транспортной ситуации, рассказали в местном облправительстве. При этом там не пояснили, сколько было потрачено на внедрение и обслуживание системы, а также какого эффекта за счет ее использования удалось достичь. Контракт для внедрения интеграционной ИТС Липецкой агломерации за 69,8 млн руб. в 2023 году получила московская компания «Прайм групп». 
В Орловской области с 2020 по 2023 год на внедрение ИТС израсходовали 388 млн руб., в том числе 274,6 млн из федерального бюджета. На обслуживание системы в 2024 году выделено 22 млн. Местная «Единая национальная диспетчерская система» получила в прошлом году контракт на развитие элементов ИТС за 62,3 млн. За время реализации проекта было создано восемь подсистем, в том числе управления маршрутами общественного транспорта, мониторинга его перемещений, управления «умными остановками», транспортом служб содержания дорог, состояния дорог и метеомониторинга. Все они на сегодня полностью внедрены и функционируют. 
Правительство Тамбовской области не ответило на запрос.

Слежка за безопасностью
В Воронеже аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город» запущен с 2021 года. Установка камер в городе ведется за счет бюджета по нескольким муниципальным и областным программам. В 2021 тендер на обслуживание городских камер выиграло ООО «Урбан нэт» за 1,1 млн руб. Тогда в городе было установлено 516 видеокамер, находящихся на балансе МКУ «Безопасный город». Также центр мониторинга муниципальной организации имеет доступ к записям с 4 тыс. видеокамер, установленных в торговых и бизнес-центрах, гостиницах, на рынках. Камеры также планировалось установить на остановках.
В Белгороде в рамках данного проекта установлено более 900 камер видеонаблюдения. С начала реализации было задержано девять человек, находящихся в федеральном розыске, раскрыто 116 преступлений, найден 21 без вести пропавший человек. В 2024 году планируется расширение более чем на 1,2 тыс. камер. Комплекс включает в себя программное обеспечение, датчики движения, камеры видеонаблюдения с элементами аналитики, а также мониторинг экологической ситуации в регионе. 
На территории Курской области «Безопасный город» реализуется как на региональном, так и на муниципальном уровне. За время его внедрения и развития из областного бюджета было потрачено более 150 млн руб. Ежегодно на содержание АПК выделяется 15,7 млн. На сегодня к платформе «Безопасный город» подключена 621 камера видеонаблюдения в регионе. По информации курского управления МВД, с использованием правоохранительного сегмента «Безопасного города» в 2023 году раскрыто 115 преступлений, выявлено 938,7 тыс. административных правонарушений, включая выявленные системами фото- и видеофиксации нарушения ПДД. 
В Липецкой области система видеоаналитики начала работать в 2021 году и продолжает расширяться. К ней подключены все камеры региона. Видео поступают из парков, дворов, мест массового пребывания людей и госучреждений. В 2022 году количество видеопотоков увеличили до 5,6 тыс. 
Охват территорий видеонаблюдением за год вырос в 1,5 раза. С 1 января 2023 года подключили еще 1,3 тыс. камер. Сейчас в регионе работает 15 тыс. устройств, большинство из которых функционируют в рамках проекта «Безопасный район» управления цифрового развития Липецкой области. 
В 2023 году с помощью записей с камер было раскрыто 68% правонарушений. 
В правительствах Орловской и Тамбовской областей не дали данных о внедрении системы.

Умнеющие города
По информации правительства Белгородской области, на внедрение системы «Умный город» в 2023 году было потрачено 942,8 млн руб. Более подробные данные по ее использованию чиновники не раскрыли.
Правительство Воронежской области в 2023 году заключило соглашение со структурой «Росатома» «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР), по которому будут внедряться технологии «Умного города», в том числе в Нововоронеже, где работает атомная станция. В рамках проекта могут появиться системы управления объектами ЖКХ, видеонаблюдение, комплексный экологический мониторинг и развитие интеллектуальной транспортной инфраструктуры. Соглашение стало продолжением реализации проекта «Умный город», который был запущен еще в 2018 году — одним из первых в России. 
По словам министра цифрового развития региона Дениса Волкова, за это время изменились, в частности, медицинская и транспортная сферы: «Появилась электронная регистратура, в самих медучреждениях установлены инфоматы, ведутся электронные карты пациентов. В общественном транспорте появились терминалы для безналичной оплаты проезда, в городе есть «умные» остановки и светофоры». 
«Сейчас регион переживает активную фазу цифровизации, нововведения меняют не только среду, но и горожан», — добавил министр.
В Курской области запущен проект «Умный Курчатов». Это единый программно-аппаратный комплекс с различными цифровыми сервисами для жителей, муниципалитета и бизнеса. Набор инфраструктуры и 36 модулей объединен общим веб-ресурсом. «Умный Курчатов» базируется на цифровой платформе, разработанной РИР. На развитие системы и создание новых модулей направлено около 106,4 млн руб. В 2022 году из федерального бюджета администрация Курчатова получила 36 млн дотации за внедрение проекта и второе место во всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Умный город». 
В составе модулей — блоки инноваций для городской среды, «умного» транспорта, цифрового ЖКХ. Также установлено 13 «умных» автобусных остановочных комплексов, четыре «умных» перекрестка, система видеонаблюдения с возможностью удаленной работы с архивными видео и интеграции городских камер в систему «Умного Курчатова». Кроме того, в рамках проекта свыше 400 городских камер с улиц, учебных учреждений и общественных мест сведены в централизованную систему, создана система интеллектуального учета и контроля потребляемых коммунальных ресурсов в муниципальных учреждениях для 17 городских объектов, поставлено оборудование для ситуационного центра города, кинотеатра «Неон».
В 2023 году началось внедрение нейросетевой видеоаналитики. Система классифицирует объекты и при заданных параметрах оповещает диспетчеров. В планах на 2024 год — масштабирование первого этапа. 
В правительстве Липецкой области рассказали, что системы «Умный город» в регионе нет, однако есть «перечень мероприятий» в соответствии с одноименным стандартом. Среди них единая диспетчерская служба, системы контроля вывоза мусора, мониторинга дорожно-коммунальной техники, платформа видеоаналитики и геоинформационные модули. Сколько было затрачено на реализацию проектов, власти не пояснили. 
Орловская область не входит в число пилотных проектов по реализации программы «Умный город». Однако она проявляется и финансируется через выполнение требований по развитию интеллектуальных систем в пределах иных проектов, в том числе по комфортной городской среде и безопасным дорогам.
Правительство Тамбовской области информацию не предоставило.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку