АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Тюмень. Неравнодушные жители города придумали, как развивать город с помощью игр и дополненной реальности

31.03.2023

Тюмень. Неравнодушные жители города придумали, как развивать город с помощью игр и дополненной реальности

Не так давно понятие "иммерсивность" (фокусировка на искусственно созданной среде, глубокая эмоциональная вовлеченность) использовали лишь в привязке к искусству, в первую очередь к театру, но сейчас оно охватывает и всевозможные городские системы - инженерные, транспортные, рекреационные. Иммерсивный высокотехнологичный город уже не фантастическое будущее, а реальное настоящее, заявили участники практической сессии, организованной в рамках IV градостроительного форума-выставки Тюменской области, и привели конкретные примеры того, как нынешняя молодежь ненавязчиво, порой играючи, меняет пространство, а вместе с ним и способы коммуникации.
Событием минувшего года в иммерсивном ключе замглавы Тюмени Владимир Третьяков назвал трансформацию улицы Дзержинского из автомобильной в пешеходную. Возможно, кто-то до сих пор воспринимает ее как очередной рекреационный проект мэрии и креативного сообщества, осуществленный ради премий и конкурсов. Но философия переделки в другом: "тюменский Арбат", где сосредоточено множество объектов культурного наследия, претендует на особую роль - градостроительного кластера, и в конечном счете свяжет центр с набережной и далее с Зарекой.
- Протяженность улицы Дзержинского - всего 700 метров. Пройти ее небыстрым шагом можно за 10 минут. Она могла бы остаться обычной "пешеходкой", но тюменцы захотели сделать ее отзывчивой и к ним, и к гостям - с помощью звука, видео, мастеров, событий. Сейчас горадминистрация, Тюменское агентство развития креативных индустрий (ТАРКИ) и частные компании разрабатывают цифровую платформу с элементами дополненной реальности "След": на зданиях здесь появятся особые метки, но это не куар-коды для получения текстовой информации, а своего рода порталы в игру, где живут купцы, на самом деле работавшие в районе. Наводите смартфон, общайтесь с персонажами, участвуйте в викторинах и получайте скидки и подарки от партнерских магазинов и организаций. Истинно социальная история, притом осуществляемая только на грантовые средства. Думаю, узнать Тюмень посредством эмоций, отличных от ощущений после просмотра фильма или прочтения книги, захочется всем, - объяснил гендиректор ТАРКИ Алексей Краев. 
Прототипы виртуальных купеческих семей уже готовы - их рисовали и оживляли тюменские школьники. Если позволит бюджет, организаторы подключат к наполнению платформы и нейросеть. В общем, презентация намечена на ноябрь. Это не идея ради идеи, замечают в агентстве, это проект навсегда - в следующем году "След" появится и на других городских улицах, особенно разработчикам интересны набережная и площадь у железнодорожного вокзала - в идеале эти локации можно связать единым турмаршрутом, да мало ли что тут еще придумается.
Богдан Янсен, который реализует "След", заявляет: иммерсивные решения позволяют прокачивать разные отрасли. Например, нужно повысить трафик в определенном районе города: создаем акценты на конкретных объектах - управляем вниманием человека.
- Да, сначала следует понять, в чем техническая исключительность твоего предложения, а уже потом предлагать заказчикам. Но многие креативщики слишком сконцентрированы на "фантике", а не на решении проблемы. Почему похожие на "След" проекты не "выстрелили"? Авторы предлагали разрозненные решения, просто чтобы покрасоваться, а мы целый ряд таких продуктов - аудиогид, дополненную реальность, метки, элемент геймификации - упаковали в одну коробочку в правильных пропорциях под конкретную задачу. Протестируем на улице Дзержинского - предложим Тобольску, - рассказал разработчик.
Примерно в том же русле движется группа руководителя Тюменского отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Михаила Мельцера - создает пока единственный за Уралом цифровой город "Мета Тюмень". Ребята сосредоточились на виртуальном трехмерном пространстве на базе бесплатной иммерсивной платформы MozillaHubs.
- Значение зума, скайпа, джаза и прочих электронных площадок для общения и работы в пандемию оценили все. Теперь они с нами навечно. А в наш метагород, который повторяет настоящую Тюмень, попадают без ссылок-приглашений - зашел, погулял, встретился с коллегой у фонтана, провел мероприятие. Можно строить его бесконечно, притом параллельно с прототипом, делая акценты на достопримечательностях, - заверил Мельцер.
Дмитрий Захаров, завкафедрой эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского индустриального университета, говорит, что иммерсия довольно активно применяется в транспортной отрасли, но пока не в полном объеме.
- Визуализация настоящего - цифровая тень, визуализация будущего - цифровой двойник. Поскольку Тюмень активно прирастает жителями, требуется и опережающее развитие инфраструктуры, но с цифровой тенью приоритеты малопонятны, ведь она берет данные за минувший период - например, число состоявшихся передвижений индивидуального транспорта в утренний час пик, транзакции в автобусах, паркоматах… За виртуальными прототипами реального физического объекта или процесса - новый день. Например, в Тюмени как-то заговорили про трамвай. Мы сразу сделали модель, прежде рассчитав, сколько будет жителей, личного транспорта, кто куда поедет… И вот уже у машин нужно забрать полосы, необходимы трамвайные остановки, иные траектории. А как оценит ситуацию пассажир этого самого трамвая, велосипедист, самокатчик? Возникает куча вопросов. Хорошо, что в привязке к цифровому городу. Это и есть интеллектуальное управление транспортными системами. Добавлю: иммерсивное, - отметил ученый.
Но, хотя к дальнейшему внедрению иммерсивных технологий готовы и транспортники, и градостроители, проекты требуют не просто больших, а громаднейших объемов данных.
- Big data нужна, чтобы делать город удобнее и комфортнее, но отношение людей к разглашению информации о себе чрезвычайно осторожное. Необходима масштабная дискуссия, общественный договор. В полной мере цифровые двойники заработают только после такого диалога. К тому же их создание грозит колоссальными тратами - их потянут только крупные корпорации, малому бизнесу не справиться, - заключил Захаров.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку