АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Счетная палата РФ. Благоустройство парков увеличивает расходы на их содержание

21.06.2024

Счетная палата РФ. Благоустройство парков увеличивает расходы на их содержание

Результаты реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" оценила Счетная палата (СП). Эффективность использования бюджетных средств оценивалась на примере двух регионов - Башкортостана и Тверской области.
Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" стартовал в 2019 году в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда". Его цель - к 2030 году улучшить качество городской среды в полтора раза. В 2018-2022 годах на реализацию проекта было направлено 345,4 млрд руб., из них более половины - средства федерального бюджета.
"В 2019-2022 годах в реализации мероприятий федерального проекта приняли участие более 5,6 тыс. муниципальных образований. За счет выделенных средств за указанный период благоустроено 22 609 общественных территорий и 32 774 дворовые территории, а также реализовано 473 проекта по благоустройству общественных пространств в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды", - рассказала на коллегии по итогам проверки аудитор Наталья Трунова.
Проверка показала, что Минстроем, региональными властями и муниципалитетами в основном соблюдались требования нормативных документов, касающиеся проекта "Городская среда". Нецелевого использования средств Счетной палатой не выявлено.
Вместе с тем СП отметила ряд системных недостатков в реализации проекта. Так, одним из важнейших критериев оценки результатов проектов Всероссийского конкурса является их влияние на социально-экономическое развитие городов, регионов и страны в целом. Однако документами не установлено требование оценки фактического достижения экономических и социальных эффектов. И такая оценка не проводилась.
Отдельные муниципалитеты проверенных регионов не соблюдали обязательства по привлечению заявленного объема софинансирования проектов (за счет средств региона и внебюджетных источников). "Правила конкурса и соглашения о предоставлении бюджетных средств предусматривают обязательства по привлечению софинансирования, однако требование о включении в соглашение информации о конкретном размере привлекаемых средств не установлено", - отметила аудитор.
Также есть недостатки и в самом федеральном проекте. Так, его целевой показатель "Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях" характеризуется только количеством выполненных мероприятий. Это не позволяет в полной мере оценить своевременность, полноту и качество их реализации, а также дает возможность учитывать проекты, выполненные с нарушением требований.
На отдельных объектах благоустройства отмечались видимые дефекты конструкций, отсутствовали либо были разрушены отдельные элементы (лавочки, урны, фонари, озеленение, видеонаблюдение). Были случаи монтажа систем видеонаблюдения с нереализованной функцией передачи видеоизображения на централизованные пульты мониторинга.
На ряде территорий оказалось невозможно оценить объемы выполненных работ по озеленению - значительная часть кустарников и саженцев деревьев не прижились, в том числе из-за некачественной их посадки и недостаточного учета особенностей их дальнейшего содержания.
В основном благоустроенные общественные пространства используются гражданами, отмечает СП. При этом выявлены случаи неиспользования отдельных элементов благоустройства, среди них - амфитеатр с горкой в парке города Удомля, зона общественного питания и павильон на набережной под общим навесом для кофейни-коворкинга, элементы детской площадки в Ржеве, зона "Автогородок" в Уфе.
При реновации общественных пространств необходимо учитывать наличие на них или поблизости объектов культурного наследия (ОКН) и необходимость соблюдения требований по сохранению исторического облика территории, отмечает СП. Это снижает уровень привлекательности ОКН для инвестирования.
Так, в границах объекта "Тюремный замок" в городе Белебей в Башкортостане расположено 16 объектов культурного наследия. 94 % объекта вовлечены в туристский оборот (здесь расположены магазины, предприятия питания), в них предварительно проведены работы по реставрации с приспособлением, в том числе за счет внебюджетных источников. Вместе с тем собственно "Тюремный замок" сейчас не эксплуатируется. В связи с высокой инвестиционной емкостью работы по реставрации с приспособлением не проводятся.
Еще один пример благоустройство парка "Городской сад" в городе Вышний Волочек", рядом с которым расположен ОКН "Дом Перепечина". Он также не эксплуатируется и требует реставрации. Это значительно снижает привлекательность территории в целом.
СП также отметила, что значительно возрастают затраты городов на содержание благоустроенных территорий после проведения работ. В Башкортостане в среднем в 3,4 раза, в Тверской области - в 6,4 раза. Например, в городе Конаково расходы на содержание общественного пространства после благоустройства выросли в 7,9 раза, до 2,6 млн руб. в год, что создает существенную нагрузку на городской бюджет.
В ряде регионов, отмечает СП, были установлены несоответствия отдельных показателей региональных проектов и программ значениям показателей федерального проекта.
Помимо системных недостатков, в ходе проверок в Тверской области и Башкортостане были установлены отдельные нарушения, допущенные объектами аудита при использовании бюджетных средств. Среди них: предоставление субсидий муниципалитетам при отсутствии утвержденной муниципальной программы, оплата фактически не выполненных работ, несоблюдение графиков мероприятий и некачественное проведение работ на объектах, неисполнение условий соглашений по размещению информации в государственных информационных системах. Кроме того, не все проекты, реализованные в муниципалитетах Тверской области и Башкортостана, были выполнены в полном объеме.
"С учетом установленных критериев аудита эффективности использование финансовых ресурсов, направленных на реализацию мероприятий федерального проекта "Городская среда" в Тверской области и Республике Башкортостан, оценивается Счетной палатой как недостаточно результативное", - констатировала Наталья Трунова.
По итогам проверки СП направила в правительство рекомендации по повышению результативности реализации федерального проекта. В частности, предложено дополнить правила конкурса требованием об оценке фактического достижения заявленных эффектов от реализации проектов и включить в соглашения о реализации проектов информацию о конкретных размерах привлекаемых средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников.
В целом, по мнению СП, федеральный проект реализуется успешно и способствует созданию качественной городской среды.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку