03.10.2025
Общественная Палата РФ. Итоги конкурса «Город в деталях: живое наследие»
Необычный конкурс под названием «Город в деталях: живое наследие», посвященный локальной идентичности городов, проводился Общественной палатой РФ при поддержке Проектной дирекции Минстроя и Ассоциации развития территорий. Его итоги подвели на Форуме развития малых городов и исторических поселений в Казани, а член жюри Наталья Ивановская посмотрела все 600 видеороликов, которые вышли в финал. И теперь рассказывает о самых интересных из 70 работ-победителей — и буквально показывает нам, как воспринимают материальное и нематериальное наследие российских городов их самые обычные жители.
Задачей конкурса было выявить и представить места, объекты и детали городской архитектуры, которые формируют локальную идентичность и вызывают наибольший эмоциональный отклик у жителей. Неудивительно, что всего на конкурс мы получили более 1000 заявок.
В номинации «Культурный код» рассматривались городские пространства и объекты с уникальной историей, ставшие символами своих мест. Категория «Имена и места» собрала истории и городские легенды, связанные с жителями города или литературными персонажами. В номинации «Парковые истории» участники представляли природные достопримечательности и объекты садово-парковой архитектуры. В номинации «Народная память» — показывали неофициальные мемориалы и знаки, сохраняющие народную память и преемственность поколений.
Что и говорить: локальная идентичность городов раскрывалась их жителями с самых разных сторон. Так, некоторые эссе и ролики были посвящены удивительным городским историям и открытию малоизвестных фактов. В части работ идентичность рассматривалась под академическим углом зрения. Ролики, посвященные природным достопримечательностям, зачастую представляли зрелые экологические программы. Особое место в конкурсе заняли детские проекты и ролики, посвященные животным. Музыкальные и поэтические премьеры, ставшие конкурсными заявками, наполнили проведение конкурса творческой атмосферой.
Шашуры: алюминиевые огурцы на брезентовом поле
«Алюминиевые огурцы» — это не метафора, а реальный эпизод из жизни Виктора Цоя, о котором рассказал Сергей Дровосеков из Санкт-Петербурга. Как оказалось, в начале 1980-х молодой музыкант был учеником ПТУ и вместе с другими студентами ездил «на картошку» — вернее, «на огурцы». Совхозное поле, которому была посвящена песня, находилось в поселке Шушары Ленинградской области. В одном из интервью музыкант вспоминал, что «алюминиевыми» эти огурцы становились во время дождя, когда вместе с брызгами воды они покрывались тонким слоем почвы. Блестящие и серые, они казались сделанными из металла.
Этот малоизвестный факт о знаменитой песне интересен не только жителям поселка Шушары, но и всем поклонникам Виктора Цоя.
Иваново: «точка конфлюэнции»
Что такое «точка конфлюэнции» и почему Лондон особым образом связан с Ивановом — об этом рассказали участники студии «#23TV» ивановской школы № 23. Сюжет этого научно-популярного ролика посвящен небольшой беседке, установленной в уникальном географическом месте «города невест». Долгота и широта этого места — целое число градусов (57 градусов северной широты и 41 градус восточной долготы), без долей или секунд. Такие точки конфлюэнции с пересечением целочисленных меридианов и параллелей в нашей стране зафиксированы только в двух городах — в Иванове и Ханты-Мансийске. Остальные точные пересечения попадают на необжитые природные территории.
Уникальность подобного места в городе вдохновляет жителей не только на творческие проекты, но и на изучение географии, мотивирует к расширению кругозора.
Показ этого ролика в Ханты-Мансийске на экологическом конкурсе вдохновил жителей на создание проекта, посвященного городам с особенными «географическими фишками».
Севастополь: военно-голубиная станция
Алексей Верещага из Севастополя представил историю крепостной военно-голубиной станции. Севастопольская станция с 1893 года была одной из одиннадцати военно-голубиных станций России. Боевые голуби со времен Первой мировой войны и до окончания Великой Отечественной обеспечивали войска и партизан связью, сопровождали авиационные полеты.
Располагалась военно-голубиная станция на 6-й Бастионной улице Севастополя. Это значимое для горожан место с необычной вдохновляющей историей и сильным образом.
Память о боевых голубях до сих пор жива. Сейчас севастопольцы ищут возможность установить мемориал или знак, который запечатлел бы человеческую благодарность птицам — защитникам города.
Ярославль: городская гостиная «Тепло»
Следы от артиллерийских обстрелов остались и в пространстве городской гостиной «Тепло» в Ярославле. А еще память этого места хранит историю русского театра. Некогда здесь собирался театральный кружок великого русского режиссера Федора Волкова. У ученых есть версия, что первый спектакль Волкова, еще в 1750 году, был показан именно в этом подвальном помещении. А сегодня это арт-пространство: в нем Союз архитекторов города, молодые художники и музыканты проводят выставки, концерты и творческие вечера.
Культурное пространство «Тепло» на протяжении долгих лет было важным центром притяжения горожан, вносило яркие нотки в атмосферу Ярославля. Однако год назад работа арт-кластера была прервана из-за технических неполадок. Благодаря конкурсу и вниманию администрации Ярославля эти проблемы могут быть легко преодолены — и город снова наполнится «Теплом».
Ростов-на-Дону: стадион-сад
Работа Даниила Алексеева, наполненная образами и рифмами русского авангарда, погружает зрителей в удивительную атмосферу «идеального города», расположенного недалеко от центра Ростова-на-Дону. «Город-сад» Красный — рабочий поселок в стиле конструктивизма — построен в 1920-е годы по проекту Владимира Семенова — того самого, который позднее стал главным архитектором Москвы.
Проект воплотил в жизнь не только принципы идеального города, но и реализовал футуристические модели советской архитектуры. Стадион-сад, созданный Львом Эбергом, перемежал беговые дорожки с оранжереями — таким образом он соединял спортивные и зеленые зоны.
Объектом конкурсной заявки стала градостроительная концепция Красного как материальное и духовное наследие города. Эта концепция почти на век опередила идеи современного экологического строительства. Однако смогут ли современные урбанисты и строители Ростова-на-Дону восстановить это уникальное для Ростова и всей мировой архитектуры сооружение?
Мариуполь: уникальный кирпичный маскарон
Жюри отметило особой наградой творческие работы, присланные из Мариуполя. В одной из заявок рассказывается о «маскароне» — полу-скульптуре, полу-рельефе, украшающем особняк архитектора Нельсона. Мариупольский маскарон в стиле модерн уникален: он сделан из кирпича!
Вокруг женского лика, возникающего из кирпичной кладки сооружения, сложено немало городских легенд. Они связаны как с самим местом, так и с биографией архитектора, трагически потерявшего дочь. Одно из украшений здания было утеряно, но второе сохранилось и нуждается в защите и восстановлении.
В другом ролике повествуется история мариупольского фонтана необычной конструкции, включающей водонапорную башню и первую электростанцию города.
Третья заявка посвящена ботаническому парку Мариуполя и двух его шелковицах–старожилах, каждую из которых могут обнять только несколько человек, взявшись за руки.
Уникальность этих растений, никогда не дававших плоды, но объединяющих людей, стала источником городской традиции. Чтобы почувствовать или обновить дружеские узы, жители стали приходить в парк, чтобы заключить в свои объятия эти необъятные деревья.
Краснодар: трамваи, связывающие городское пространство и время
В своей работе «Исторические кварталы Краснодара. От Пушкина до Орджоникидзе» Ольга Брантова провела исследование идентичности Краснодара, отраженной в истории городского трамвая. В сопроводительном письме она рассказала, как этот проект связан с ее личной историей: «Занимаясь этой работой, я все больше погружалась в изучение города, в котором живу. Мой отец — архитектор-реставратор, петербуржец в третьем поколении — переехал сюда по необходимости. Но он смог полюбить этот город через его историю. Память об отце навсегда осталась в его работах: в Триумфальной арке, в музее Коваленко и во многих других городских постройках. Готовясь к написанию эссе, я листала папины книги о городе, которые он собирал, читала его заметки — и наконец смогла понять, за что он его любил. Эта работа стала для меня диалогом с отцом и моим первым осознанным чувством любви к городу — такой любви, как когда смотришь на что-то хрупкое, беззащитное и по-своему очаровательное».
Чермоз: «Легенда о золотом болоте»
Ребята из города Чермоз Пермского края сняли небольшой художественный фильм по мотивам старинной легенды об удивительном месте их города — Золотом болоте. «Само болото представляет собой уникальную природную зону, — рассказывают авторы конкурсного проекта. — Торфяные залежи образовались здесь тысячи лет назад благодаря особым климатическим условиям и заболоченной почве».
Но Золотым это болото было названо благодаря старинной легенде о кладе, который был заложен в это болото много веков назад и до сих пор не найден, так как строго охраняется Духом этого места.
Нижний Тагил: демидовские традиции в стиле стимпанк
Перформанс, представленный на конкурс, — часть большого проекта «Старый завод». Он не первый год реализуется учениками и преподавателями художественной школы Нижнего Тагила и раскрывает культурную ценность демидовских традиций Урала.
Проект по-новому осмысляет городскую идентичность старой промышленной архитектуры и показывает важность использования старых металлургических заводов как центров современного искусства.
Город Советский: гипоаллергенные лоси
Установленные в благоустроенном парке красные лоси стали не только символами Советского (Ханты-Мансийский округ — Югра), но и главными героями рофл-трека Саши Методова. С юмором и находчивостью музыкант и его команда создали новую ЗОЖ-идентичность, остроумно связывая современный малый архитектурный объект с традиционными для Югры ценностями: крепким здоровьем, брусничным вареньем и блинами.
Это не первый трек музыканта, посвященный «гипоаллергенному» городскому объекту. Поиск места красных лосей в городской культуре и картине мира самого музыканта занял несколько лет. Однако творческое видение и позитивный настрой позволили ему интегрировать этот арт-объект и в жизненный уклад Советского, и в собственное творчество.
Омск: остановка «Синяя птица»
Настоящим символом конкурса «Город в деталях» стала знаменитая остановка, созданная в Омске в 1980-х годах. Этот уникальный с художественной и инженерной точки зрения объект появился в городе при реконструкции Исилькульского тракта. Автор проекта неизвестен.
Из-за местоположения остановка не имеет собственника, который смог бы поддерживать «Синюю птицу» в первозданном виде. Тем не менее известность и ценность сооружения, преумноженная благодаря конкурсу, должна помочь жителям и администрации Омска сохранить и восстановить этот памятник отечественной культуры.
Источник: https://средадляжизни.рф/