И.Н. Катунин, директор Казенного учреждения
города Омска «Управление информационно
- коммуникационных технологий»
А.В. Шовкун, директор компании
«Информационные системы и сервисы»
К вопросу публикации открытых данных в сети «Интернет»
В настоящее время одним из обязательных элементов взаимодействия органов власти и жителей является публикация информации в форме открытых данных в сети «Интернет».
Основные требования к обеспечению открытости органов власти перед жителями изложены и к размещению открытых данных в сети «Интернет» изложены в документах:
1. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления",
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных»,
3. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 149 «Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования».
К открытым данным могут быть отнесены справочники адресов, телефонов и должностей, структурных подразделений и подведомственных учреждений, текущие нормативно-правовые акты, реестры государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, перечни вакансий, сведения о доходах и многие другие. Для жителей более востребована информация по отраслям городского хозяйства и социальной сферы, поступающая из муниципального образования, в котором они живут. Наиболее востребованные примеры:
- информация о текущих отключениях систем жизнеобеспечения,
- реестр организаций, управляющих многоквартирными домами,
- справочник построенных, реконструированных или отремонтированных дорог и дорожных объектов,
- сведения об исполнении бюджета,
- реестр инвестиционных площадок,
- список обществ по защите прав потребителей,
- ежемесячная афиша предстоящих культурных событий,
- места дислокации зимних катков и лыжных трасс, и многое другое.
Важно, что открытые данные размещаются в машиночитаемом виде, в определенном формате, позволяющем осуществлять автоматизированную обработку информации. Одним из «узких мест» публикации «открытых данных» является поддержание опубликованных данных в актуальном состоянии и обеспечение удобного поиска необходимых данных.
На сегодняшний день, во многих органах государственной власти и местного самоуправления работа по размещению открытых данных проведена, но эти данные в большинстве своём не востребованы. В основном это связано с тем, что пользователям, зашедшим на соответствующую страницу веб-сайта, сложно получить необходимую информацию из этих структурированных, но не обладающих какой-либо визуализацией, данных. У пользователя в первую очередь возникает необходимость посмотреть на карте места размещения объектов, планируемых событий и т.д.
Наш опыт реализации таких проектов подтверждает, что визуализацию открытых данных можно достичь относительно легко, затратив совсем немного времени и средств. Естественно, любая программная разработка может быть дешёвой, когда используются тиражные продукты. Наиболее распространённым решением в нашей стране являются продукты 1С-Битрикс. В число решений, предлагаемых этой компанией, включены также модули «Портал открытых данных» и мобильное приложение «Мой город», позволяющие разработчику сайта быстро получить готовое, законченное решение, обладающее возможностями:
- просмотра открытых данных в виде таблицы, на интерактивной карте или в виде машиночитаемых файлов формата CSV,
- поиска и фильтрации данных, просмотра данных по категориям и организациям, публикующим эти данные,
- обратной связи и отправки сообщения о публикации.
Сотрудники, ведущие раздел открытых данных на сайте, могут создавать и редактировать данные в административной части интерфейса, загружать и выгружать данные из внешних файлов, вести различные версии наборов данных. Сразу же ведётся электронный журнал контроля изменений, проводится контроль ошибок, и все данные размещаются в едином хранилище, что облегчает резервное копирование и восстановление данных в случае сбоев оборудования.
Мобильное приложение «Мой город» позволяет получить информацию о государственных и муниципальных услугах, оставить сообщение (в том числе, прикрепив фото), а также находить любые объекты города (ведомства, школы, театры, спортивные площадки и др.) и прокладывать к ним маршрут, узнавать интересные туристические маршруты и получать информацию о важных событиях.
При реализации проектов по публикации открытых данных выполняется интеграция портала «Открытые данные» с внутренними учетными системами. В результате, вместо ручного ввода информации и дублирования её в нескольких системах, получается полноценная информационная система с однократным вводом данных, обеспечивающая соблюдение всей нормативно-правовой базы, основанная на типовых, тиражируемых решениях. Использование типовых компонент позволяет снизить затраты как на создание системы, так и на её сопровождение. По нашему мнению, данный подход является одним из рациональных способов развития программных продуктов в органах местного самоуправления.
|