АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
К 25-летию секции
Муниципальная информатизация в АСДГ. История создания
О работе секции за 20 лет
Об информатизации в муниципальных образованиях АСДГ (2014-2017 гг.)
Разработки партнеров секции в сфере информационно - коммуникационных технологий в муниципальных образованиях (2014-2017 гг.)
Публикации экспертов
Видеозаписи выступлений участников круглого стола «Городские ИТ-платформы» в рамках VI Международного ИТ-форума 2021 от 12 марта 2021 г., Омск
Видеозапись конференции АСДГ от 5, 6 апреля 2018 г., Новосибирск
Видеозапись вебинара «Официальный сайт муниципалитета в рамках современного законодательства» от 28.11.2018
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

А.В. Горобцов,
заместитель руководителя
департамента информатизации
и развития телекоммуникационных
технологий Новосибирской области –
начальник отдела развития технологий
электронного государства


Муниципальная информатизация
Новосибирской области в рамках исполнения 210 ФЗ

О муниципальной информатизации в рамках исполнения 210-ФЗ впервые заговорили в 2011 году. На тот момент положения 210-ФЗ, говорили о том, что с 1 июля 2011 года исполнительные органы власти и органы местного самоуправления в рамках оказания своих услуг не имеют права запрашивать с заявителей документы, которые находятся в собственности других органов власти. Также остро стоял вопрос о переводе услуг в электронный вид.
Понятно, что органы местного самоуправления, еще не отошедшие от «Административной реформы» с ее регламентацией услуг и оптимизацией в рамках ее процессов, не были готовы заняться еще и автоматизацией услуг, в том числе и в электронном виде. Процесс автоматизации взял на себя департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области.

Анализ технической, IT составляющей и сферы оказания муниципальных услуг середины 2011 приводил к неутешительным результатам:

  • каналы связи до большинства муниципальных образований отсутствовали,
  • программное обеспечение, которое существовало на рынке, не могло в полной мере обеспечить оказание услуг в электронном виде и применения межведомственного взаимодействия,
  • услуги органов местного самоуправления были «не слишком типовыми», чтобы можно было переводить их в электронный вид и вводить межведомственное взаимодействие.

Видимо к тем же выводам пришли и на Федеральном уровне, были внесены изменения в 210-ФЗ, и срок запуска межведомственного взаимодействия был перенесен на год, до июля 2012 года. Эта отсрочка позволила решить основные проблемы, которые не позволили перейти на межведомственное взаимодействие и оказание услуг в электронном виде в 2011 году:

  • типизация муниципальных услуг и проектирование межведомственного взаимодействия;
  • обеспечение органов местного самоуправления защищенными каналами доступа к сети «Интернет»;
  • создание собственной информационной системы, обеспечивающей сопровождение оказания услуг с применением межведомственного взаимодействия, в том числе и в электронном виде;
  • обучение органов местного самоуправления работе с информационной системой, обеспечивающей сопровождение оказания услуг с применением межведомственного взаимодействия, в том числе и в электронном виде.

В рамках типизации муниципальных услуг и проектирования межведомственного взаимодействия была проведена огромная работа по регламентированию услуг. В общей сложности, из более 10000 нетиповых муниципальных регламентов и ТКМВ, в которых одни и те же документы имели разные названия, не было прописано межведомственного взаимодействия, различались сроки и порядки предоставления услуг и множество других недочетов и ошибок, был сформирован перечень из 94 типовых муниципальных регламентов. Данный типовой перечень лег в основу информационной системы, обеспечивающей сопровождение оказания услуги с применением межведомственного взаимодействия, в том числе и в электронном виде.

Оказание услуг в электронном виде, в том числе с применением межведомственного взаимодействия требовало наличия каналов доступа к сети в «Интернет». На уровне Администраций муниципальных районов этот вопрос был решен силами самих муниципалитетов, дополнительно мы строили свою оптоволоконную линию связи, которая должна была включить в собственную защищенную сеть Правительства Новосибирской области все Администрации муниципальных районов. А на уровне 460 муниципальных образований муниципальных районов (сельсоветов) каналы доступа к сети интернет в большей части отсутствовали. В течение 2012 года совместно с ОАО «Ростелеком» проводилась работа по обеспечению сельсоветов каналами связи к сети интернет. На конец 2012 года, каждый из 460 сельсоветов имел свой собственный канал, который позволял им получить доступ к ресурсам сети Правительства Новосибирской области и в частности к межведомственной автоматизированной информационной системе (ИС МАИС), обеспечивающей сопровождение оказания услуг с применением межведомственного взаимодействия, в том числе и в электронном виде.

Решение о создании ИС МАИС было принято в 2011 году, когда стало ясно, что ни одно существующее решение на рынке не является законченным и не удовлетворяет всех потребности Новосибирской области в рамках сопровождения процесса оказания услуг с применением межведомственного взаимодействия, в том числе и в электронном виде. ИС МАИС создавалась резидентами Технопарка новосибирского Академгородка, на основе свободного программного обеспечения. Решение о применении СПО было обосновано масштабом внедрения программного решения и пониманием факта того, что это проект на много лет вперед, его придется не единожды дорабатывать и внедрять повторно под растущие потребности органов местного самоуправления и новые директивы федерального центра. Также применение СПО не «привязывало» нас к одному единственному разработчику, что уменьшало риски того, что если компания разработчик, начавшая проект, вдруг не справится или вообще прекратит свое существование, мы сможем продолжить работы с иными разработчиками.

В мае 2012 года ИС МАИС была создана, на тот момент это была система, которая только позволяла обрабатывать заявки с единого портала государственных услуг, вести учет поступивших заявлений на оказание услуг и осуществлять в их рамках межведомственные запросы. Этого функционала нам вполне хватило, чтобы «спокойно» войти в 1 июля 2012 года, когда официально начала действовать норма закона 210-ФЗ о запрете требования с заявителя документов, находящихся в ведение других органов власти. Внедрению системы предшествовало полномасштабное очное обучение каждого муниципального образования Новосибирской области. За полтора месяца были обучены представители всех районных администраций и специалисты всех сельсоветов. Самое главное в этом обучение даже не то, что люди научились работать с системой (иногда это было совсем даже не так). Главное в том, что мы смогли наладить контакт и донести до специалистов муниципалитетов, то, что появились новые стандарты взаимодействия общества и власти, их нельзя игнорировать, и все они напрямую связаны с информатизацией.

Сейчас можно констатировать, что удачное завершение Проекта по реализации основных положений 210-ФЗ можно рассматривать, как старт общей муниципальной информатизации. Проект позволил глубже вникнуть в бизнес процессы, которые происходят на муниципальном уровне, он позволил нам выработать те IT решения, которые необходимы для функционирования современного муниципалитета.

На сегодняшний день на муниципальном уровне реализованы, либо находятся в стадии внедрения, следующие IT проекты:

  • муниципальные, электронные услуги (в том числе через МФЦ) и межведомственное взаимодействие;
  • автоматизировано дошкольное и общее образование;
  • автоматизирована архивная деятельность;
  • реализовано взаимодействие с ГИС ГМП;
  • созданы реестры сведений для каждого сведения из распоряжения Правительства 1123-р, что в свою очередь позволит нам уйти от межведомственного взаимодействия «из шкафа», то есть от варианта, когда необходимо найти в архивах требуемую информацию, находящуюся в бумажном виде, и её электронную копию направить через систему межведомственного взаимодействия;
  • в трех пилотных районах внедряется «облачная бухгалтерия»;
  • создана единая платформа сайтов для муниципальных образований, которая содержит в себе инструменты «электронной демократии», таких как, обращения граждан, обсуждение НПА, народный контроль, гражданские инициативы;
  • внедрен единый документооборот, который также используется и в Правительстве Новосибирской области;
  • внедрена информационно-аналитическая система по сбору основных социально-экономических показателей деятельности муниципальных образований;
  • создана Геоинформационная система Новосибирской области, в которую муниципальные образования будут заносить имеющиеся данные на предоставленную карт основу. Уже есть один пилотный район, который вносит свои данные.

Все эти системы, так или иначе, связаны друг с другом, внося информацию в одну, мы что-то получаем в другой. Правильное использование вышеуказанных систем и оптимизация своих рабочих процессов, позволит повысить качество принимаемых решений и эффективность деятельности муниципальных образований. Помимо этого мы снимаем с муниципальных образований финансовую нагрузку по содержанию и созданию IT решений. Все решения предоставляются и обслуживаются для муниципальных образований абсолютно бесплатно.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что технически муниципалитеты готовы к электронному взаимодействию с населением и организациями. Однако, все это бесполезно без грамотных людских ресурсов. Специалисты на местах должны окончательно принять все нововведения, применять их в своей повседневной деятельности, не бояться их и совершенствовать свои знания и навыки в использовании информационно коммуникационных технологий.