АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
К 25-летию секции
Муниципальная информатизация в АСДГ. История создания
О работе секции за 20 лет
Об информатизации в муниципальных образованиях АСДГ (2014-2017 гг.)
Разработки партнеров секции в сфере информационно - коммуникационных технологий в муниципальных образованиях (2014-2017 гг.)
Публикации экспертов. 2023 год
Статьи экспертов в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении (2014-2018 гг.)
Видеозаписи выступлений участников круглого стола «Городские ИТ-платформы» в рамках VI Международного ИТ-форума 2021 от 12 марта 2021 г., Омск
Видеозапись конференции АСДГ от 5, 6 апреля 2018 г., Новосибирск
Видеозапись вебинара «Официальный сайт муниципалитета в рамках современного законодательства» от 28.11.2018
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

А.Ю. Губов,
председатель Совета директоров
«Фонда развития информационных технологий муниципалитетов»
Конгресса муниципальных образований Российской Федерации,
почетный член правления секции АСДГ
«Информатизация органов местного самоуправления»


«Вопросы импортозамещения программного обеспечения
в органах власти и местного самоуправления»

Последние десятилетия использования интерфейсно-ориентированного программного обеспечения (ПО) отучили всех, за исключением узких специалистов, задумываться над содержанием сервисов, применяемых в повседневной работе. Однако функциональное назначение и разграничение ПО, даже в его современном скрытом виде, никуда не делось. Категории специального программного обеспечения (СпецПО), предназначенного для решения функциональных задач по направлениям деятельности организаций и общего программного обеспечения (ОПО), решающего все обеспечивающие общесистемные вопросы, сохраняются и сегодня. При этом импортозамещение в органах власти и местного самоуправления затрагивает практически только ОПО, поскольку законодательная и организационная специфика изначально создавала условия для почти полной уникальности отечественного СпецПО.

Сегодня импортное ОПО представлено на нашем рынке очень широко: операционные системы (ОС) и языки, офисные пакеты, СУБД и SQL серверы, хранилища и браузеры, интеграторы (шины) и графические редакторы, почтовые сервисы, а также многое другое - к чему нас приучили за 30 лет. Полнота – линейки продуктов и их совместимость, достаточно высокая надежность и оперативная актуализация стали залогом успеха применения ОПО ведущих мировых производителей в органах власти и местного самоуправления, на предприятиях и в организациях нашей страны. Немалую роль сыграла и усиливающаяся интеграция в процессы мирового информационного и экономического взаимодействия.

Условиями для такого фактически монопольного положения импортного ОПО стали:

  • использование средств вычислительной техники (СВТ) импортного производства;
  • развертывание в стране центров и программ обучения пользователей и специалистов по применению импортного ПО;
  • использование в программах обучения российских школ, средних и высших учебных заведений импортного ПО и другие факторы.

До 2014 года создание и применение отечественного ОПО носило эпизодический характер, было уделом энтузиастов и не имело широкой государственной поддержки. В связи с чем спектр таких программных продуктов до настоящего времени не очень богат и не может реально соперничать по всем направлениям с иностранными конкурентами.

Таковы коротко условия, при которых в течение трех лет идет вялотекущее движение по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). За прошедшее время сделано немало, но вопросы, которые предстоит решать, не только остаются, но и множатся и конкретизируются. Затронем лишь некоторые из них:

1. Необходимость создания максимально полной отечественной линейки продуктов ОПО и их совместимость.

2. Вспомним, что по определению ПО – продукт, который никогда не ломается, но и никогда не бывающий полностью исправным! Поэтому обеспечение надежности и оперативной комплексной верификации и актуализации отечественного ОПО является обязательным условием его жизнеспособности. Таким образом, применение такого ОПО - это участие в опытно-промышленных работах, так как возникают дополнительные расходы на отладку и подгонку ОПО под себя. 30 лет мы вместе со всем миром помогали отлаживаться «буржуям».

3. Решение вопросов, возникающих при переходе на отечественное ОПО, в том числе и для исключения проблем у эксплуатируемого СпецПО. Поскольку высока вероятность того, что такой переход не может обойтись без последствий (форматы и интерфейсы обмена данных, применение при разработке импортного ОПО, да мало ли каких скрытых чудес).

4. Организация подготовки пользователей и специалистов для отечественного ПО. При этом необходимо учитывать то, что придётся переучивать тех, кто уже притерпелся к импортному ПО. Широкая массовая единовременная доступность тут просто обязательна.

5. Прозрачность формирования и гарантия стабильности цен на приобретение отечественного ПО и его последующее сопровождение. Сравнение с импортом ПО практически невозможно, но пока вырисовывается как минимум не дешевле, плюс риски (см. п.6).

6. Последние события показывают - нельзя исключать возможность того, что иностранные разработчики и производители СВТ при очередном улучшении своей продукции захотят закрыть доступ к новым кодам, интерфейсам, возможностям своих улучшенных изделий. Тоже касается и сети Интернет и многого другого.

К сожалению, это далеко не все вопросы, связанные с импортозамещением ОПО.

Позиция государства, запустившего в 2014 году движение по импортозамещению, в отношении импортозамещения ПО на сегодня до конца так и не определилась. Хотя вариантов немного: понуждать к импортозамещению или организовать процесс по-настоящему.

Пока превалирует понуждение органов власти и местного самоуправления к импортозамещению ПО с одновременным привлечением бизнеса. Примером тому может служить распоряжение Правительства России от 26 июля 2016 г. №1588-р «Об утверждении плана перехода органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного программного обеспечения», предусматривающее переход до конца 2018 года на отечественное офисное ПО. Этим же распоряжением рекомендуется сделать то же самое органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным корпорациям и компаниям, акционерным обществам с государственным участием, при этом в тексте утвержденного данным распоряжением плана, между прочим, упоминаются и органы местного самоуправления. Однако такой подход не в состоянии решить все упомянутые выше вопросы.

Полноценная же организация импортозамещения ПО требует полномасштабного возрождения в России данной отрасли, возможно путем создания госкорпорации, которая возьмёт на себя организацию всего комплекса работ по отечественному ОПО и всю связанную с этим ответственность. Безусловно, с обязательным привлечением всех научных и образовательных организаций, а также профильного бизнеса.

Очевидно, что работа по импортозамещению не может и не должна проводиться в отрыве от развития информационных технологий российского общества. Роль и задача ассоциаций и организаций местного самоуправления и органов региональной власти заключается в аккумулировании и пропаганде достижений в импортозамещении ПО.