И.В.Рыкунов,
заместитель руководителя
ГБУ «Центр информационных
технологий Республики Бурятия»
Учет земельных ресурсов
как инструмент повышения налоговых поступлений
в местный бюджет
С 2011 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (РБ) в муниципальных образованиях республики внедряется единая автоматизированная информационная система «Имущественно - земельный комплекс Республики Бурятии» (далее Система), объединяющая все муниципальные образования Республики Бурятия.
Главная цель внедрения Системы - предоставить специалистам городских, районных и сельских администраций единый информационный банк данных о земельных участках (ЗУ) с привязкой к картографическим материалам.
Разработчиком и организатором внедрения Системы является ГБУ «Центр информационных технологий Республики Бурятии». Система разработана на базе WEB-технологий. Необходимым условием работы с Системой является наличие Интернет-канала.
В качестве исходных данных в Системе используются кадастровые сведения о земельных участках, получаемые от Росреестра по РБ.
На сегодняшний день Система внедрена во всех муниципальных образованиях Республики Бурятия, в том числе, в г. Улан-Удэ, г. Северобайкальске, 21 районной администрации, и 267 сельских поселениях. За счет информационного электронного взаимодействия с органами Росреестра, производится регулярное обновление базы данных по всем земельным участкам, расположенных на территории Республики Бурятия. По состоянию на 12.08.2014г. в Системе имеется информация о 398 758 земельных участках, состоящих на кадастровом учете, из которых 273359 земельных участков зарегистрированы (68,55% ).
Рис. 1. Информация о земельных участках в разрезе муниципальных образований
Функциональные возможности Системы направлены в первую очередь на решение основной задачи – повышение собираемости земельного налога в муниципальных образованиях за счет увеличения количества регистрируемых участков. Система позволяет специалистам муниципальных образований проводить целенаправленную работу по выявлению незарегистрированных и не состоящих на кадастровом учете земельных участков в разрезе каждого сельского поселения и населенного пункта с дальнейшим проведением работ по их регистрации.
Одним из основных модулей Системы является картографический модуль, в состав которого входят 18 тематических информационных слоев и 6 информационных слоев, используемых в качестве картографической подложки. Картографический модуль Системы предоставляет возможность специалисту муниципального образования видеть всю информацию о зарегистрированных и незарегистрированных ЗУ, просматривать эти ЗУ на карте по каждому населенному пункту, по каждой улице, по каждому двору и, таким образом, работать целенаправленно с теми, кто не зарегистрировал ЗУ.
Рис.2. Фрагмент тематического слоя (зарегистрированные участки выделены зеленым цветом)
Использование тематических информационных слоев позволяет разграничить и выделить земельные участки по определенным параметрам:
- статусу (зарегистрированные и незарегистрированные),
- категориям (земли населенных пунктов, земли с\х назначения, земли лесного фонда, земли запаса, земли промышленности, энергетики, земли водного фонда, земли особо охраняемых территорий),
- госсобственности (федеральная, республиканская, муниципальная).
Отдельным слоем выведены границы всех муниципальных образований Республики Бурятия, границы кадастровых кварталов, а также земельные участки, находящиеся в аренде и предоставленные в собственность бесплатно.
Рис.3. Тематические и информационные слои картографического модуля
Согласно ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и ОМСУ в установленном порядке обязаны направлять в органы Росреестра документы при изменении кадастровых сведений о земельных участках. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014г.№ 71 утверждены правила направления документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости. Во исполнение указанных требований в Системе реализован модуль по уточнению кадастровых сведений земельных участков в электронном виде. Технология работ по уточнению кадастровых сведений включает в себя подготовку XML-файла, содержащего уточненные сведения, и отправку такого файла в органы Росреестра с применением ЭЦП. При этом в Системе специалистам муниципальных образований представлены реестры всех ЗУ, по которым необходимо производить уточнение кадастровых сведений. Данные реестры автоматически корректируются и уточняются в базе данных по мере получения обновленных сведений от Росреестра.
Другой отличительной особенностью Системы является информационное взаимодействие с Управлением федеральной налоговой службы по Республике Бурятия об обмене сведениями по задолженности земельного налога. В результате такого взаимодействия в Системе имеется возможность просматривать недоимку как в целом по муниципальному образованию, так и по каждому земельному участку. В тематическом слое «ЗУ с задолженностью земельного налога» имеется возможность просматривать все земельные участки, имеющие задолженность. При этом участки, по которым имеется задолженность, разделены цветом в зависимости от суммы задолженности. Красным цветом выделены участки, имеющие задолженность свыше 1000 руб.
Рис. 4. Фрагмент тематического слоя с участками, имеющими задолженность по земельному налогу
Реализация данной функции позволяет специалистам муниципальных образований проводить точечную работу с должниками по взысканию задолженности земельного налога.
Имеющиеся в базе данных сведения о кадастровой стоимости земельных участков позволили рассчитать налоговый потенциал поступлений земельного налога по каждому муниципальному образованию, что приводит к эффективному планированию и оценке поступлений от земельного налога, являющегося одним из основных источником наполнения бюджета муниципального образования. При этом рассчитанный налоговый потенциал автоматически корректируется при изменении кадастровых сведений (кадастровой стоимости, категории и т.д.) земельных участков.
Аналитический модуль Системы содержит различные виды отчетов, позволяющих получить обработанную и систематизированную по различным критериям и параметрам информацию, дать количественную и качественную оценку деятельности городского округа, района или сельского поселения.
Работа Системы с использованием WEB-технологий требует определенных ограничений на доступ к данной Системе. Для этого были проведены работы по созданию закрытой VPN сети, насчитывающей порядка 450 компьютеров. Создание такой сети позволило не только ограничить несанкционированный допуск к Системе сторонних компьютеров, но и осуществлять ежедневный мониторинг работы каждого специалиста, работающего с Системой.
Таким образом, внедрение данной Системы предоставило специалистам муниципальных образований дополнительный многофункциональный инструментарий для учета земельного комплекса, позволило автоматизировать процессы подготовки и поиска необходимой информации, повысить оперативность и качество принимаемых решений, направленных на повышение доходов местного бюджета.
.
|