АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
К 25-летию секции
Муниципальная информатизация в АСДГ. История создания
О работе секции за 20 лет
Об информатизации в муниципальных образованиях АСДГ (2014-2017 гг.)
Разработки партнеров секции в сфере информационно - коммуникационных технологий в муниципальных образованиях (2014-2017 гг.)
Публикации экспертов. 2023 год
Статьи экспертов в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении (2014-2018 гг.)
Видеозаписи выступлений участников круглого стола «Городские ИТ-платформы» в рамках VI Международного ИТ-форума 2021 от 12 марта 2021 г., Омск
Видеозапись конференции АСДГ от 5, 6 апреля 2018 г., Новосибирск
Видеозапись вебинара «Официальный сайт муниципалитета в рамках современного законодательства» от 28.11.2018
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Минстрой РФ. Замминистра строительства и ЖКХ Константин Михайлик о проекте «Умный город»

11.04.2023

Минстрой РФ. Замминистра строительства и ЖКХ Константин Михайлик о проекте «Умный город»

В этом году исполняется пять лет ведомственному проекту Минстроя России «Умный город». За это время сотни населенных пунктов из самых разных регионов страны уже внедрили тысячи больших и маленьких цифровых решений, главная цель которых — создание комфортных условий и удобных сервисов для жизни россиян. На следующей неделе в Красноярске этих технологических новаторов впервые отметят в рамках новой национальной премии за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства. Накануне важного события «Стройгазета» поговорила с главным по отраслевой «цифре» — заместителем министра строительства и ЖКХ РФ Константином Михайликом.

Константин Александрович, каковы итоги «умной» пятилетки?
Первый и, наверное, один из самых главных результатов — нам удалось сформировать вокруг проекта «Умный город» квалифицированное сообщество, в котором представлены коллеги из органов власти от федерального до муниципального уровня, бизнеса, некоммерческого сектора, научных и образовательных организаций. Самые разные «умные» решения уже внедрены и приносят конкретную пользу людям более чем в 200 городах 47 регионов нашей страны.
В рамках Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» мы проводим ежегодный отбор и экспертную оценку проектов, реализуемых в субъектах РФ. Победители получают финансовую помощь. Конкурс особенно важен тем, что является инструментом поддержки внедрения цифровых решений не только в больших городах, но и в малых. Подобные шаги дают возможность формировать базовые сервисы и механизмы для повышения эффективности работы всего стройкомплекса.
В прошлом году нами был обновлен и расширен с точки зрения тематик «Стандарт «умного» города». Мы синхронизировались с ключевыми показателями других национальных проектов. Передовые технологии и цифровая трансформация носят сквозной характер, и при формировании современного облика «умного» города нельзя мыслить рамками исключительно городского хозяйства, энергоэффективности стройки или ЖКХ. Концепция проекта «Умный город» затрагивает и сферы здравоохранения, образования, туризма, культуры, спорта и многие другие, которые мы «взяли на вооружение» при актуализации профильного стандарта.

Можно ли сегодня говорить о том, что в стране уже сформировалась полноценная система интеллектуального развития городов?
Нашей целью не является создание единой системы или платформы для «умных» городов. Внутри каждого блока — будь то транспорт или обратная связь — есть комплексные решения. В отдельных блоках стандарта речь идет о единых федеральных платформах, которые стабильно показывают свою эффективность и активно развиваются.
Как пример — Всероссийское голосование по выбору объектов благоустройства, которое мы проводим в плотном взаимодействии с Минцифрой РФ. Количество граждан, участвующих в этом голосовании, растет от года к году и уже составило почти 11 млн человек.

Как вы считаете, а нужен ли для проекта «Умный город» такой же результирующий рейтинг, как индекс качества горсреды?
А он уже фактически есть! Это наш индекс IQ городов, его результаты ежегодно, с 2019-го, официально публикуются Минстроем России. С прошлого года мы стали подводить эти итоги на нашем главном событии года — Всероссийском форуме по развитию и цифровой трансформации городского хозяйства «Умный город». Принять форум, который пройдет в июле, доверено одному их самых активных регионов в нашем проекте — Республике Башкортостан.
Индекс IQ городов рассчитывается для муниципальных образований по нескольким группам в зависимости от общей численности населения (свыше 1 млн человек, от 250 тыс. до млн, от 100 тыс. до 250 тыс. и до 100 тыс. человек). По результатам последнего подсчета, среднее значение индекса достигло 52,6 балла из 120 возможных, продемонстрировав рост в 16% за год.

Ответственные девелоперы в своих проектах сейчас активно используют сервисы, которые, на наш взгляд, как раз соответствуют проекту «Умный город». Что это дает бизнесу?
В вопросе цифровой эксплуатации и дополнительных сервисов следует четко разделить жилой фонд, который только строится или планируется, и тот, который уже эксплуатируется.
Задействование интеллектуальных решений для нового жилья — требование рынка. Люди привыкают к жизни с максимальным использованием цифровых сервисов, поэтому их внедрение девелоперами — в первую очередь вопрос соответствия запросам потенциальных покупателей таких объектов недвижимости. Наличие «умных» элементов становится для людей таким же определяющим при покупке жилья фактором, как месторасположение дома, архитектурное решение, планировка, прилегающая территория и прочее.

Как бы вы оценили уровень вовлеченности отрасли в технологии информационного моделирования (ТИМ)?
Строительство — консервативная отрасль, и путь других государств по внедрению ТИМ занял десятки лет. Мы сейчас находимся на крайне важном этапе, когда создается база для дальнейшего масштабного применения ТИМ в стройке.
Важный элемент нашей работы — развитие нормативной базы. Обязательность внедрения ТИМ урегулирована действующими нормами постановлений правительства РФ №331 от 5 марта 2021 года и №2357 от 20 декабря 2022 года. Помимо этого, уже утверждены 12 ГОСТов в сфере ТИМ и шесть сводов правил (СП), в том числе СП 333, касающийся формирования инфомоделей на различных стадиях, и СП 328 (правила описания их компонентов).
На заключительном этапе утверждения находится базовый стандарт Единой системы информационного моделирования, действует ТК 505. Кроме того, мы формируем новое постановление правительства, которое даст возможность зафиксировать набор требований к инфомодели и ответственность за ее ведение на протяжении всего жизненного цикла зданий. Это сейчас мы обсуждаем с участниками отрасли.
Также ведется подготовка к переходу участников долевого строительства на ТИМ, которые станут обязательны с середины 2024 года. Параллельно координируем с точки зрения запроса крупных заказчиков доработку отечественного программного обеспечения и ведем обучение кадров, в которых нуждается стройотрасль с учетом расширения ТИМ.

Проводилось ли исследование на реальной стройплощадке: какова разница в итогах при работе с «цифрой» и без?
У нас есть опыт столичного стройкомплекса, где обеспечен наиболее масштабный переход на технологии информационного моделирования и «безбумажное» сопровождение проектов.
Принципы бесшовного взаимодействия в рамках единой информационной среды обеспечивают обмен данными между всеми участниками проекта в онлайн-режиме. Дальнейшая эксплуатация, построенная на принципах наблюдаемости и автоматизации процессов, дает существенный экономический эффект.

Константин Александрович, скоро вы будете вручать I Национальную премию за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства «Умный город». Уже известно, какие проекты преимущественно были представлены на конкурс, какие из них самые жизнеспособные, тиражируемые?
Главная цель мероприятия — показать опыт наших регионов и создать площадку для диалога и его масштабирования. Всего на рассмотрение Экспертного совета было представлено почти 200 решений. Больше всего решений (20) поступило в номинации «Безопасность», немногим менее претендентов оказалось по направлениям «Геоинформационные технологии» и «Туризм».
Хотелось бы отметить и высокую активность наших регионов: 52 субъекта РФ решили заявить свои наработки. Особо стоит подчеркнуть при этом, что на конкурс представлялись только уже реализованные решения, доказавшие свою социально-экономическую эффективность. У нас действительно много достойных решений — и огромная благодарность коллегам в регионах за то, что они не останавливаются. Отдельное спасибо в год 99-летия хочется сказать «Строительной газете», которая стала генеральным информационным партнером премии.
Первые итоги — информация о финалистах премии, вышедших в топ по итогам экспертной оценки, уже нами опубликована. А имена победителей и регион, завоевавший гран-при, будут названы 13 апреля на торжественной церемонии, которая пройдет в Красноярске. «Цель проекта «Умный город» — в первую очередь комфорт и безопасность россиян».


Секции АСДГ: 

Возврат к списку