АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

РАНХиГС. Эксперт Президентской академии поделился мнением об инициативном проектировании как новом институте местного самоуправления

07.11.2023

РАНХиГС. Эксперт Президентской академии поделился мнением об инициативном проектировании как новом институте местного самоуправления

«Введение в 2020 году новой формы участия населения в осуществлении местного самоуправления – инициативного проектирования – продиктовано требованием сложившейся современной ситуации. Муниципальные образования принимают участие в реализации национальных проектов, и условием такого участия является широкое привлечение жителей. Особое значение уделяется современным механизмам работы с жителями населенных пунктов в период специальной военной операции», – отмечает эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доцент Анна Гребенникова.
«Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 26.1 установил требования к содержанию инициативного проекта, процедурам его предварительного обсуждения, внесения в местную администрацию, рассмотрения местной администрацией, а также перечень оснований отказа в поддержке инициативного проекта. Федеральный закон также определил особенности финансового и иного обеспечения реализации инициативных проектов. В частности источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов являются предусмотренные решением о местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые в том числе с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования. Федеральным законом предусмотрено, что реализация инициативных проектов может обеспечиваться также в форме добровольного имущественного и (или) трудового участия заинтересованных лиц.
Под инициативным проектированием понимается форма соучастия граждан в развитии территории посредством внесения в установленном порядке в местную администрацию проекта или проектной инициативы (предложения) в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования в целом или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления.
Достаточно длительное время в муниципальном управлении применяется термин "инициативное бюджетирование" как совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования части бюджетных средств, а также последующий контроль за реализацией отобранных проектов. В этой связи инициативное проектирование можно рассматривать как одну из форм инициативного бюджетирования.
Термин "инициативное проектирование" также тесно связан с ранее используемым термином "соучаствующее проектирование". Соучаствующее проектирование – это вовлечение населения в разработку и реализацию инициативных проектов (от лат. participatio – участие, англ. participation – причастность). Это процесс проектирования и планирования с привлечением населения, представителей административных структур, бизнес-сообществ, инвесторов и заинтересованных в проекте лиц, для выявления реально существующих проблем и потребностей. Благодаря соучаствующему проектированию осуществляется вовлечение населения в обсуждение и принятие решений о будущем общественных пространств. Соучаствующее проектирование является одним из механизмов вовлечения населения в решение вопросов местного значения в инициативных проектах.
Современные инициативные проекты направлены на создание и модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения; автомобильных дорог и сопутствующих сооружений; объектов уличного освещения; объектов для обеспечения первичных мер пожарной безопасности; объектов для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания; объектов культурного наследия (памятники, музеи); игровых площадок; мест массового отдыха населения и объектов благоустройства; мест захоронения; объектов сбора твердых бытовых отходов, ЖКХ (ремонт фасадов и кровли); реализацию крупных инфраструктурных проектов: мосты, плотины, благоустройство водоемов; приобретение оборудования, техники и транспорта;
Большую роль играют инициативные проекты в социальной сфере: в сфере образования, культуры, библиотечного обслуживания, физической культуры и массового спорта. Особое значение здесь имеют инициативные проекты, направленные на поддержку уязвимых социальных групп граждан, инклюзивные проекты (например, доступность и безбарьерность среды: от обустройства пандусов до инклюзивных площадок отдыха, общения, творчества и т.п.).
Все большую популярность приобретают событийные инициативные проекты, направленные на организацию и проведение праздников и фестивалей. Не теряют своей актуальности и экологические проекты, направленные на раздельный сбор мусора, очистку и озеленение территории.
В настоящее время необходимы инициативные проекты, направленные на развитие информационных ресурсов: социальных сетей, сайтов, приложений, интерактивных платформ для коммуникации и взаимодействия.
Внесенные законодательные изменения позволили обеспечить непосредственное участие граждан в определении приоритетных направлений расходования местных бюджетов путем разработки проектов, имеющих наибольшую значимость для жителей муниципальных образований – от благоустройства парков, строительства детских площадок до ремонта сельских домов культуры и фельдшерско-акушерских пунктов. Современный институт инициативного проектирования становится одной из перспективных форм вовлечения населения в осуществление местного самоуправления и эффективной формой взаимодействия местной власти с местным сообществом», – отмечает эксперт.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку