АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Газета «Ведомости». Регионы активизировали ликвидацию двухуровневой системы местного самоуправления

03.05.2024

Газета «Ведомости». Регионы активизировали ликвидацию двухуровневой системы местного самоуправления

Процесс укрупнения муниципалитетов, подразумевающий ликвидацию поселенческого уровня управления, практически одновременно активизировался в ряде регионов России. Соответствующие решения были приняты в марте – апреле во Владимирской, Рязанской, Новосибирской, Омской, Челябинской, Ярославской областях.
Пакет законов, предусматривающих переход от двухуровневой системы местного самоуправления (МСУ) к одноуровневой, был принят 23 апреля заксобранием Владимирской области. Как говорилось в сообщении пресс-службы регионального парламента, в оптимизации процессов управления МСУ участвуют Собинский и Меленковский районы и округ Муром, чьи главы вышли с соответствующей инициативой.
В результате ряд городских и сельских поселений будут объединены в Собинский муниципальный округ, Меленковский муниципальный округ появится на базе городского поселения Меленки и шести сельских поселений, а округ Муром будет образован в результате присоединения к Муромскому району сельских поселений Борисоглебское и Ковардицкое (сам Муромский район будет упразднен).
«Нововведение не причинит неудобств: людям не придется ни менять документы, ни переоформлять льготы. Преобразования призваны, во-первых, существенно сократить расходы на управленческий аппарат, а во-вторых, повысить эффективность управления и качество жизни населения», – говорится в сообщении пресс-службы заксобрания.
В конце марта двухуровневая система МСУ была ликвидирована в Челябинске, причем с инициативой так же, как во Владимирской области, выступили сами местные власти. Председатель гордумы Андрей Шмидт на заседании регионального парламента заявлял, что практика функционирования двухуровневой системы себя не оправдала. Соответствующие изменения в устав Челябинска планируется внести 21 мая.
24 апреля заксобрание Новосибирской области приняло законы о преобразовании Карасукского, Маслянинского и Татарского района в городские округа. И здесь инициаторами изменений выступили руководители указанных районов.
Тренду на укрупнение муниципалитетов около 15 лет, говорит политолог Александр Кынев. По его словам, параллельно с преобразованием муниципальных районов в городские округа шло объединение сельских поселений. Общее количество муниципальных образований в России в последние годы сокращается в основном за счет ликвидации поселенческого уровня.
Регионом – первопроходцем муниципальной реформы принято считать Московскую область: здесь преобразование районов в городские округа началось еще в 2005 г. Масштаб реформы это приобрело в 2014 г. Как заявлял в 2019 г. губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, оптимизация позволяет экономить порядка 3,5 млрд руб. ежегодно.
Зачастую укрупнение муниципалитетов представляет собой попытку «задрапировать статистику»: тогда отсутствие денег в малом городе или селе растворяется в общем бюджете и проблемы становятся менее видны, говорит Кынев. «В основе этого проблема, которая изначально не была решена, – несоответствие полномочий бюджетам. Практически нигде, кроме богатых городов, на выполнение полномочий МСУ просто нет денег. Зачастую средств хватает только на зарплату работникам», – объясняет он.
Решения о ликвидации поселенческого уровня МСУ принимаются там, где это целесообразно, отмечает сенатор, бывший руководитель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко. «Главное не то, в какой формат будет преобразовано управление населенным пунктом. Важно, чтобы в каждом населенном пункте был представитель власти: это может быть и староста, и сходы граждан, если это совсем небольшие населенные пункты. И чтобы этот представитель отвечал за свои полномочия и решал вопросы местного значения на территории этого населенного пункта», – сказал он.
«Многие губернаторы против ликвидации двухуровневого МСУ. Но создается тренд, когда они могут оказаться в меньшинстве. Сам этот процесс связан с финансовой и административной оптимизацией, где поселенческий уровень выглядит самым слабым звеном, что и ведет к его ликвидации», – сказал политолог Ростислав Туровский.
Проект нового закона об общих принципах МСУ, предусматривающий ликвидацию поселенческого уровня, может быть принят в осеннюю сессию, сообщал «Ведомостям» 16 апреля председатель комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников. В первом чтении законопроект был принят 25 января 2022 г. Ко второму чтению поступило свыше 700 поправок.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку