АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Интернет-газета «Якутия». Школьная вертикаль: с муниципального на региональный уровень

08.02.2018

Интернет-газета «Якутия». Школьная вертикаль: с муниципального на региональный уровень

На пороге очередной образовательной реформы: через три года школы должны перейти с муниципального на региональный уровень. Кому они будут подчиняться, что делать с их имуществом и кто будет назначать директоров? На эти вопросы пока конкретных ответов нет.
По мнению министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, существующая система неэффективна, и поэтому перемены нужны, хотя бы для того, чтобы укрепить вертикаль управления. Стоит сказать, что в пилотном проекте участвуют 17 регионов, Якутия в том числе. До конца текущего года участники должны разработать модели и внести предложения. У нашей республики (Якутия) на этот счет свой взгляд.
ЧЕТЫРЕ МОДЕЛИ: во время январского совещания педагоги предложили сразу четыре модели перехода. Преподаватели уверены, необходимо внедрение нескольких моделей, поскольку условия в разных улусах и городах совершенно разные. Даже вопросы финансирования не везде одинаковые. Некоторые муниципалитеты более богаты, другие — менее. А региональная власть вряд ли сможет учесть нюансы каждой конкретной школы. Муниципалитетам же сделать это проще.
Итак, первая модель предполагает переход отдельных образовательных организаций вместе с имуществом на государственный уровень. Например, это могут быть опорные школы типа созданного Харбалахского образовательного комплекса, в котором объединились средняя школа и среднее профессиональное учебное заведение. Туда же могут примкнуть и специализированные коррекционные школы.
Вторая модель предлагает перевести на государственный уровень все школы вместе с их имуществом.
Третья — оставить материальное содержание в муниципальном ведении.
При четвертой все остается по-прежнему.
КТО В ШКОЛЕ ХОЗЯИН: многие в своих выступлениях подчеркивали, что новая вертикаль управления позволит улучшить качество образования в улусах. На этот счет у главы Горного улуса Никиты Андреева свое мнение: «У меня сложилось ощущение, что во всех предлагаемых моделях совершенно нет места муниципалитетам. А цель-то у нас общая — обеспечение качественного образования. Судя по некоторым выступлениям, в улусах невозможно получить качественное образование. Я с этим в корне не согласен».
В недавно опубликованном Минобрнауки Якутии рейтинге школ Бердигестяхская улусная гимназия на 15 м месте, что очень даже неплохо. В прошлом году два наших выпускника сдали ЕГЭ на 100 баллов по русскому языку, что также подтверждает качество образования в улусной школе.
По мнению главы улуса, недостаточный уровень знаний демонстрируют ученики небольших учебных заведений, где слабая материально-техническая база, есть проблемы с кадрами. Не секрет, что молодые учителя не желают ехать работать в такие школы. Никита Викторович предложил обратить внимание на систему распределения выпускников педагогических вузов, существовавшую в Советском Союзе.
«По крайней мере, тогда школы были обеспечены лучшими кадрами. Благодаря выпускникам центровузов сложилась та система образования, которая работает и по сей день», — подчеркнул Н. Андреев.
Глава Горного улуса уверен, если передавать школы государству, то уж со всем имуществом: «В доме не должно быть двух хозяев!».
Кроме того, Н. Андреев отметил, что предлагаемые территориальные образовательные комплексы, когда под крышей одного учреждения собираются несколько, неприемлемы для улусов.
«Неправильно, когда директор управляет школой на расстоянии. Такое возможно в столице или в тех населенных пунктах, где поселения расположены недалеко друг от друга. У нас же ближайшее село находится в 30 км, а самое отдаленное в 300. И как можно объединить их в одно целое? И управления образования тоже должны остаться в каждом улусе», — заявил Н. Андреев.
Причем аналогии глава провел с семьей: «Что будет, если муж и жена договорятся жить отдельно? Ничего хорошего! Так и в случае с руководителем и вверенным ему коллективом все должны жить в одном месте».
ДЕТЕЙ — В УЛУСЫ: коллегу поддержал и глава Кобяйского улуса Игнатий Спиридонов, предложив сохранить малокомплектные школы. И. Николаевич тоже не согласился с утверждением, что в сельских школах качество образования хуже. «Успевают ли учителя расспросить учеников в городских школах, где их в классе больше тридцати? В сельской школе с этим проще. Все на виду, и со всех есть спрос. Так что надо агитировать выходцев из улусов отправлять детей учиться в село. В городе в школах и так мест нет, а в селе с этим нет проблем, да и ближе к земле будут, научатся трудиться».
Тем не менее, министр образования и науки республики Владимир Егоров заметил, что результаты ЕГЭ якутских выпускников в среднем ниже, чем по России: «Результаты детей — результат работы муниципалитетов. Так что нам есть куда стремиться».
«НЕ НАШИ?»: впереди еще много нерешенных вопросов. Сможет ли Минобрнауки должным образом контролировать в десятки раз выросшее хозяйство? Возможен и такой вариант, когда муниципалитеты откажутся участвовать в жизни школ, переданных в введение государства, мол вы «не наши». Хотя справедливости ради замечу, что главы улусов изъявляют желание и дальше взаимодействовать со школами, участвовать в воспитании и обучении детей.
Среди несомненных плюсов: передача полномочий позволит более эффективно тратить выделенные на образование средства, усовершенствует систему управления образованием и поможет созданию единого образовательного пространства, к которому мы стремимся.
Вот почему каждая модель имеет право на существование. Во всяком случае, некоторые регионы, например, Тамбовская область, уже могут поделиться положительным опытом управления сетью школ на региональном уровне.
Апробация разработанных моделей стартует только с 1 сентября 2019 года, так что у работников образования есть время для новых идей и предложений.
НЕ ВСЕ ГОСУДАРСТВУ: Наталья Мозгова, начальник Управления образования Ленского района: «Если учесть, что мы выполняем государственный заказ, выдаем документы государственного образца, то и управлять нами должно государство. А сейчас? Каждый глава улуса по-своему распоряжается финансовыми субвенциями, кто-то все отдает школе, а кто-то часть оставляет в муниципалитете и деньги не доходят до образовательного учреждения.
Кроме того, бывают ситуации, когда главы без объяснения причин могут уволить опытных директоров. Мы часто вообще с содроганием ждем окончания выборов. Каждый раз новый руководитель принимает свое решение по кадрам».
С другой стороны, по словам Н. Александровны, не стоит все передавать государству: «Без муниципалитетов нам будет сложно. Ведь есть такие районы, например, как наш Ленский, Мирнинский, город Якутск, где местные администрации здорово помогают в части финансирования тех же капитальных ремонтов. Поэтому считаю, нужны разные подходы, решения и модели».
У некоторых учителей другое видение. Например, педагоги северных улусов предложили создать Арктический сетевой центр образования с единым координационным центром, с полной передачей школ на региональный уровень.


Источник: http://gazetayakutia.ru

Секции АСДГ: 

Возврат к списку