АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

«Российская газета». Большие перемены: десять новшеств, произошедших в столичных школах за семь лет

«Российская газета».  Большие перемены:  десять новшеств, произошедших в столичных школах за семь лет 17.05.2018

«Российская газета». Большие перемены: десять новшеств, произошедших в столичных школах за семь лет

У московских школьников впереди множество важных событий. Выпускники живут в преддверии ЕГЭ и выпускного, ребята помладше - в ожидании лета и каникул. Какие перемены произошли в их школьной жизни за последние годы? Об этом рассказал на «Деловом завтраке» в «РГ» министр правительства Москвы, руководитель департамента образования Исаак Калина.
1. Дефицита учителей в столице, какой был в начале 2000-х годов, больше нет. Более того, рассказал глава департамента образования, учителю из Ивановской или Белгородской областей, как, впрочем, и любых других, который хочет работать в столичной школе, придется сдать экзамен. «К счастью для Москвы и несчастью соседних областей, - объяснил Исаак Калина, - разница у нас в зарплатах такая, что мы вынуждены даже ввести входную диагностику для учителей, которые хотят переехать в столицу. Учителю-предметнику, например, прежде чем предложат место в московской школе, нужно сдать ЕГЭ, а учителю начальной школы - межпредметную диагностику».
2. Зарплата московских учителей к концу этого года должна вплотную приблизиться к 110 тысячам рублей. Такую цель поставил на днях мэр Сергей Собянин в ходе обсуждения развития московского образования до 2025 года. Глава департамента образования считает эту цель достижимой, так как лишь за последние семь лет средняя зарплата педагогов в столице выросла более чем вдвое: с 39 тысяч рублей в 2010 году до 89 тысяч в первом квартале этого года. Минимальная же зарплата московского учителя сейчас 64 тысячи рублей, а к концу года она должна подняться до 68 тысяч.
3. Причем, подчеркнул Калина, ни зарплата директоров, ни чиновников департамента образования к подсчету средней учительской не имеют никакого отношения. Средняя зарплата директора школы в Москве больше средней зарплаты учителя примерно в три раза. При этом формулу, по которой оплачивается труд директора школы, может посмотреть любой интересующийся - она размещена на сайте «Школа большого города» (school.moscow).
4. Очевиден стал уже и результат укрупнения школ, произошедшего в городе три года тому назад. По мнению Исаака Калины, главный выигрыш каждой московской семьи, в которой растет школьник, состоит в том, что у нее появилась уникальная возможность выбора направления образования, интересующего ребенка. Причем это можно сделать в стенах одной школы. Дело в том, что в комплексах резко увеличилось количество направлений, по которым ученик может учиться. Если речь идет о профильном образовании, он может выбирать между углубленным изучением математики, литературы, экономики, иностранного языка... Предпрофессиональное образование - это кадетские, медицинские, инженерные и академические классы. Дополнительное образование позволяет развивать творческие наклонности ребенка - учиться петь, танцевать, рисовать и т.д. И такой широкий выбор есть по всей Москве. Если в 2010 году в городе был всего 1% школ, имеющих более трех разных профилей, то теперь школ, у которых их меньше, просто нет. Многие имеют и четыре, и пять профилей. Почему это важно? К примеру, ребенок пошел в кадетский класс, проучился года два. Потом понял, что хочет быть инженером, но не военным. Перейти в другой - инженерный класс - для него в своей же школе ничего не стоит, а если бы это было узкоспециализированное учреждение, то стало бы проблемой.
5. Как и положено по указу президента, 75% детей в городе охвачены дополнительным образованием. Но если в соответствии с этим документом лишь не менее половины из этого количества должны заниматься в кружках и секциях за счет бюджета, то за счет денег города оплачивается примерно 76% дополнительных занятий, и только за оставшиеся 24% платят сами родители. Но как отметил глава департамента, московские папы и мамы денег на своих детей не жалеют и платят гораздо большие суммы не государственным учреждениям, а частным - за разные кружки, мастер-классы и т.д. То есть спрос московских родителей на развивающие услуги сегодня намного выше предложения государственной школы. Он честно признался: несмотря на имеющийся в городских школах огромный имущественный комплекс и великолепную материальную базу, они пока проигрывают частным организациям, на базе которых работают разные кружки и секции.
6. Благодаря произошедшим изменениям в качестве образования в городе выросло число ребят, которые набирают на ЕГЭ 250 баллов - конкурентную цифру для поступления в ведущие вузы на хорошие специальности, с 1,6 тыс. в 2010-м году до 7,5 тыс. в 2017-м. Увеличилось и количество победителей олимпиад, имеющих право поступать на бюджетные места без экзаменов, с 278 до 817. В этом году, надеется Калина, их будет еще больше. В итоге увеличивается и доля столичных выпускников, поступающих в вузы на бюджетные места. В МФТИ, например, в прошлом году она выросла с 7 до 25%, Первом меде - с 10 до 30%.
7. Скоро в школах начнется сдача ЕГЭ. В порядке их проведения, по словам И. Калины, ничего нового не предвидится. А к нововведениям последних лет столица оказалась готова. В частности, в последние годы добавилось сочинение как допуск к сдаче единых государственных экзаменов в 11-м классе. Но Москва выступила с инициативой писать такое сочинение в десятом классе еще в 2014-м. А математика разделилась на базовую и профильную. Мэр Москвы С. Собянин выступил с ходатайством разрешить в московских школах сдавать базовую математику в 10-м классе - это очень разгружает им 11-й класс, когда приходится сдавать много предметов.
8. Все больше учащихся в столичных школах выбирают для учебы предпрофессиональные классы: инженерные, медицинские, кадетские. Качеству обучения в них город уделяет большое внимание.
«Мы понимаем, что каждый предпрофессиональный класс способен дать нужный результат только при тройственном союзе: школа - вуз - предприятие, - говорит И. Калина. - Школа должна иметь подготовленных педагогов и необходимое оборудование - на его приобретение правительством Москвы выделены необходимые средства. Вузы тоже заинтересованы в таких классах. Например, мединститутам интересно иметь дело не просто с выпускниками, у которых пятерка по химии и биологии, а с абитуриентами, которые много раз уже бывали в клинике. То есть уже окунулись в профессию. У таких ребят меньше вероятность, что курсу ко второму они сообразят: медицина - не для них. В результате и сами не потеряют два года, и здравоохранение не получит врача, которому не нужны пациенты. У клиник своя выгода - к ним придет выпускник уже с практическими навыками - департамент здравоохранения подбирает нам лечебные учреждения, которые охотно принимают учащихся медклассов. Нет проблем и с научными организациями для академических классов.
Трудности есть пока лишь с высокотехнологичными предприятиями. Среди них не так много готовых допустить на свою территорию учащихся инженерных классов. Но департамент науки, промышленной политики и предпринимательства тоже старается нам помочь, и, надеюсь, постепенно база для сотрудничества со школами расширится».
9. Порядка 70% школьников, окончивших предпрофессиональный класс, поступают учиться по специальности. Но и те 30%, которые передумали, по мнению И. Калины, не потеряли от того, что учились в таком классе, а выиграли. «Согласитесь, 30% передумавших - тоже важный результат. Я всегда говорю, что предпрофессиональные классы нужны и для того, чтобы ученик как можно раньше ошибся и понял свою ошибку. Ошибки в школе жизнь прощает, а во взрослой жизни - уже нет».
10. В Москве запущен проект «Московская электронная школа». К созданию контента для него подключается все больше педагогов. Около 200 учителей уже получили гранты за разработку электронных сценариев урока, каждый из которых - 100 тысяч рублей. Посмотреть все наработки можно на mos.ru в разделе МЭШ и на сайте «Школа большого города». До конца года все школы Москвы будут оснащены и самым современным цифровым оборудованием.


Источник: https://rg.ru

Секции АСДГ: 

Возврат к списку