АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы

Правительство РФ. Опубликовано постановление, описывающее правила выделения субсидий регионам на модернизацию очистных сооружений

20.06.2025

Правительство РФ. Опубликовано постановление, описывающее правила выделения субсидий регионам на модернизацию очистных сооружений

В рамках федпроекта «Вода России» на строительство и реконструкцию сооружений для очистки коммунальных сточных вод будут направлены 70 млрд руб.— опубликовано постановление правительства, описывающее правила выделения субсидий регионам на эти цели. «Точечные» инвестиции правительства в строительство очистных сооружений в условиях жесткого бюджета призваны снять самые острые проблемы водоканалов, накопленные за 15 лет недофинансирования отрасли,— те, которые рост тарифов ЖКХ в ближайшие три года решить не позволит.
Правительство опубликовало постановление, которое вносит изменения в госпрограмму «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Ее дополнили правилами субсидирования мероприятий по строительству и реконструкции водоочистных сооружений в рамках федпроекта «Вода России» (действует с 1 января 2025 года, входит в нацпроект «Экологическое благополучие»). Господдержка будет предоставляться на строительство и реконструкцию очистных сооружений, расположенных в опорных населенных пунктах. На эти цели в ближайшие пять лет планируется направить 70 млрд руб.
На субсидии смогут рассчитывать объекты, прошедшие отбор заявок в Минприроды по ряду критериев.
В частности, проект должен относиться к объектам первой категории воздействия на окружающую среду и быть введен в эксплуатацию до 31 декабря 2014 года.
Кроме того, он должен иметь комплексное экологическое разрешение, а работы по проекту должны завершиться до 1 декабря 2030 года.
В числе критериев — эффективность проекта и динамика изменений в субъектах РФ — участниках «Инцидента» (так в Белом доме называют модельные совещания по решению конкретных проблем) №55 «Очистные сооружения».
Еще одно важное условие — в регионе параллельно должны вестись мероприятия по строительству и реконструкции очистных сооружений за счет региональных и внебюджетных средств.
Как подчеркнул профильный вице-премьер Дмитрий Патрушев на заседании правительства, где обсуждалось постановление, контроль расходов будет строгим, а «завершенным объект будет признаваться только после получения от Росприроднадзора подтверждения нормативной очистки сточных вод».
Отметим, ФП «Вода России», как и «Оздоровление Волги» до него — проекты, призванные решить силами федерального центра хотя бы самые острые проблемы, накопленные в предыдущие периоды. Если волжский проект должен был замедлить приближение реки, протекающей через половину промышленных регионов России, к стадии экологической катастрофы, копившейся еще с советских времен, то ФП «Вода России» призван снять проблемы, накопленные уже в новейшей истории. Дело в том, что с 2010-х годов из социальных соображений Кремль настаивал на ограничении роста тарифов ЖКХ уровнем инфляции. При этом в общем пуле «тарифов ЖКХ» поставщики тепла и энергии как монополисты, зависимые при этом от цен на топливо, пользовались большей свободой в «расторговке» тарифных решений, а общий индекс их роста ниже инфляции достигался ограничением увеличения тарифов водоканалов (как правило, муниципальных — у самих же муниципалитетов бюджеты не позволяли инвестировать в очистные сооружения). Накопленное недоинвестирование и вынудило правительство согласиться на опережающий инфляцию рост цен на услуги ЖКХ в ближайшие три года (см. “Ъ” от 30 сентября 2024 года), а решение самых острых проблем в этой сфере, которое рост тарифной выручки не покрывает,— включить в федеральный проект, выделив на эти цели 70 млрд руб.
При этом закрыть все проблемные места отрасли эти меры не позволят.
В число проектов, которые смогут претендовать на финансирование государства, войдут в общей сложности 220 объектов, сообщили “Ъ” в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.
Поэтому охват нового федпроекта будет узким: «Это менее 20% городов страны, а в среднем одно очистное сооружение первой категории в зависимости от мощности может стоить 5–7 млрд руб. Экономика у водоканалов при этом отрицательная, они не рентабельны (особенно в малых городах)».
Профинансировать за счет тарифных источников строительство очистных сооружений также проблематично, указывает директор Института проблем естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов: «Для модернизации коммунальной инфраструктуры в России требуется 4,5 трлн руб., а для этого пока источников не прослеживается». Впрочем, контроль за использованием прибыли от роста тарифов будет ужесточен.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку