АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Положение
Правление
Новости
Материалы
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Министерство транспорта РФ. На модернизацию парка городского электротранспорта министерство просит более триллиона рублей

07.10.2022

Министерство транспорта РФ. На модернизацию парка городского электротранспорта министерство просит более триллиона рублей

За последние тридцать лет в России стало почти вполовину меньше троллейбусов и трамваев, а длина трамвайных путей сократилась на 20 процентов. В Минтрансе считают, что обновить общественный транспорт, сделав его комфортным для пассажиров, можно за восемь лет. В новых вагонах появятся кондиционеры, обогреватели, видеокамеры, а плата за проезд будет безналичной. Но на модернизацию требуется около 1,1 триллиона рублей, и без господдержки инвесторам не справиться. На парламентских слушаниях в Госдуме 6 октября предложили повысить ответственность регионов за замену городского электротранспорта.

Старую технику предложили списать
Трамваи и троллейбусы — экологичный и менее аварийный транспорт, чем автобусы и автомобили. В начале 90-х годов Россия была мировым лидером по количеству городов, в которых есть электротранспорт. В 1995 году на нем передвигались жители 126 населенных пунктов.
Но за последние 30 лет в 20 городах исчезли трамваи и троллейбусы, а длина трамвайных путей сократилась с 7 до 5 тысяч километров. По данным Росстата, 56 процентов трамваев в России старше 25 лет, а 40 процентов троллейбусов — старше 15 лет.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил списать устаревшую технику, потому что она не только некомфортна, но и опасна для пассажиров. «Понятно, что можно продлевать до бесконечности возможности использования транспорта. И сегодня на линии ходят 20-летние трамваи не от хорошей жизни. Но их, по-хорошему, надо списывать, так же как и троллейбусы», — сказал Володин.
Но сразу списать их не получится. Транспортная стратегия РФ до 2030 года предполагает постепенную замену общественного транспорта и увеличение его доли в пассажирских перевозках с нынешних 54 процентов до 69 процентов. 
На общественный наземный транспорт — автобус, трамвай, троллейбус — сейчас приходится 72 процента перевозок в стране, отметил глава Минтранса Виталий Савельев. В городах им ежегодно пользуются 12 миллиардов пассажиров. На троллейбусах и трамваях ездят более 14 процентов из них, это примерно 1 миллиард 800 миллионов человек. И если в крупных городах технику обновляют, то в небольших населенных пунктах гражданам зачастую приходится перемещаться на устаревших ПАЗиках и ГАЗелях, а трамваи часто сходят с рельсов.

Где взять деньги
На обновление парка трамваев и троллейбусов требуется 1,1 триллиона рублей, посчитали в Минтрансе. Но в муниципальных бюджетах не хватает денег, и из-за этого закрываются троллейбусные маршруты и трамвайные депо. В Правительстве нашли выход и предложили ремонтировать городской транспорт с помощью концессионных соглашений — на средства инвесторов и государства. В результате в некоторых городах запустили новые трамвайные маршруты и закупили технику.
В августе открыли первую в истории постсоветской России междугороднюю трамвайную линию Екатеринбург — Верхняя Пышма. В сутки этим маршрутом пользуются более 10 тысяч человек. В Таганроге реконструировали трамвайные пути, запустили два новых маршрута и купили 50 новых трамваев. Модернизацию общественного электротранспорта начали в Курске.
По новым маршрутам ездит самая современная техника. Образцы нового электротранспорта производители представили на выставке в Госдуме. Современные трамваи бесшумные, а троллейбусы могут около 20 километров ездить автономно, без подключения к контактной сети. Вся техника оснащена кондиционерами, обогревателями, видеокамерами и пандусами для инвалидов.
Российские производители могут обновить парк городского электротранспорта за восемь лет. По словам Виталия Савельева, заводы способны выпускать в год более 700 трамваев и тысячи троллейбусов. Но стоят они недешево — до 60 миллионов за единицу транспорта.
Очевидно, чтобы заменить старую технику и реставрировать пути, нужно выделять больше государственных средств и привлекать инвесторов. Увеличить субсидии из федерального бюджета на эти цели попросил губернатор Курской области Роман Старовойт, а лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает, что развивать общественный транспорт нужно полностью за счет бюджета. «Вопрос должен решаться в области бюджетного финансирования и выделения этой строчки в специальный нацпроект и программу», - уверен он.
Вопросы развития сети городского транспорта отразят в федеральном бюджете, проект которого 28 сентября внесли в Госдуму. Вячеслав Володин считает, что в бюджете на ближайшие три года нужно ввести такую модель финансирования, при которой закупкой электротранспорта будут заниматься не только муниципалитеты, но и регионы.
«Правильно было бы регионам не отмалчиваться и не отсиживаться, что это, мол, не наша, а городская проблема, и взять на себя решение этого вопроса», — сказал политик. Он подчеркнул, что многие трамвайные и троллейбусные маршруты были закрыты из-за того, что городской бюджет не справился, а область стояла в стороне. При этом бюджет большинства регионов позволяет решить транспортные проблемы.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку