АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Положение
Правление
Новости
Материалы
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Правительство РФ. Штрафы за неоплату проезда по платным дорогам предлагается устанавливать региональные власти

13.03.2023

Правительство РФ. Штрафы за неоплату проезда по платным дорогам предлагается устанавливать региональные власти

Субъекты федерации смогут вводить собственные штрафы за неоплату проезда по региональным дорогам. Соответствующий законопроект внесло в Госдуму правительство РФ. Речь идет, в частности, о таких трассах, как Московский скоростной диаметр, северный дублер Кутузовского проспекта, Мытищинская хорда, Новолыткаринское шоссе, обход Хабаровска и т. д. Размер региональных санкций пока неизвестен. Штраф в 1,5–5 тыс. руб. останется на федеральных магистралях, находящихся в введении госкомпании «Автодор»,— М-1, М-4, ЦКАД, М-12 и прочих.
Внесенный в Госдуму правительственный законопроект (разрабатывался Минтрансом) содержит поправки к КоАП. Суть их сводится к тому, что действующий штраф за проезд по платным дорогам — 1,5 тыс. руб. для легковых авто и 5 тыс. руб. для грузовиков и автобусов — будет взиматься только за проезд по федеральным платным дорогам (М-1, М-4, М-3, ЦКАД, М-12 и т. д.).
За неоплату проезда по дорогам регионального, межмуниципального и местного значения на нарушителей наложат санкции, которые обозначат в региональном законодательстве.
Размер новых штрафов на данный момент неизвестен. Однако их можно будет оплатить с 50-процентной скидкой в течение 20 дней. Региональные власти смогут использовать «средства фотовидеофиксации» при администрировании правонарушений на своих дорогах, сказано в пояснительной записке.
Напомним, статья 12.21.4, в которую вносятся изменения, введена в КоАП в 2020 году. Норма понадобилась для борьбы с нарушителями проезда по ЦКАД, где впервые в России была применена безбарьерная система оплаты free-flow (на трассе нет шлагбаумов). Нарушения, связанные с неоплаченным проездом, на ЦКАД администрирует Ространснадзор. Аналогичная система действует на трассе М-12 «Восток», участки которой в Московской и Владимирской областях уже открыты для движения. В сентябре власти обещают запустить ее от Москвы до Арзамаса, в конце года — до Казани.
Между тем за прошедшие три года в России начали появляться новые региональные платные дороги. К существовавшим ранее «платникам» в Псковской области и Санкт-Петербурге добавился Московский скоростной диаметр (МСД), работающий в платном режиме с января 2023 года для транзитных авто, и платный обход Хабаровска, открытый для движения в июле 2022 года. Сейчас на всех этих трассах применяется штраф, предусмотренный КоАП РФ. К концу года мэрия Москвы обещает закончить строительство и открыть для движения северный дублер Кутузовского проспекта и южный участок МСД — там тоже будет платный проезд. Московская область, в свою очередь, строит платные Мытищинскую хорду (старое название трассы — Виноградово—Болтино—Тарасовка, ее откроют в 2024 году) и Новолыткаринское шоссе (2024 год). В 2024 году власти обещают начать строительство платного дублера Егорьевского шоссе. Если Госдума примет правительственные поправки, Мосгордума и Мособлдума смогут принять законы о штрафах за неоплату проезда по этим дорогам. Глава комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников ранее называл «логичным» установление штрафов за неоплаченный проезд по МСД именно в столичном законодательстве.

«Анализ правоприменительной практики отражает необходимость создания условий, позволяющих субъектам РФ устанавливать ответственность за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автодорогам регионального, межмуниципального и местного значения, участкам таких дорог»,— говорится в пояснительной записке к поправкам. Закон нужен также для «урегулирования вопроса» распределения собранных сумм от штрафов: сейчас деньги поступают в федеральный бюджет, с принятием местных законов средства будут наполнять региональные бюджеты.
Интересно, что в законопроекте правительства не упоминаются частные платные дороги: такой статус имеет Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге.
По данным “Ъ”, если поправки примут в таком виде, заксобрание Санкт-Петербурга не сможет принять норму о штрафах для неплательщиков по ЗСД. На этой дороге, напомним, стоят шлагбаумы, однако фиксировались случаи, когда машины пристраивались вплотную к движущимся впереди авто при проезде через пункт взимания платы и проезжали бесплатно.
Правительственный законопроект направлен в думский комитет по госстроительству и законодательству. Когда он будет рассмотрен, неизвестно, предполагаемая дата вступления в силу поправок запланирована на 1 марта 2024 года.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку