АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Положение
Правление
Новости
Материалы
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Министерство транспорта РФ. Регионы обяжут проектировать инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности

19.02.2024

Министерство транспорта РФ. Регионы обяжут проектировать инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности

Минтранс обяжет власти субъектов проектировать дорожки и парковки для электросамокатов и иных средств индивидуальной мобильности (СИМ), а также создавать в целом «благоприятные условия» для их движения. В частности, на городских улицах может появиться новая разметка, предписывающая определенные способы парковки мобильных устройств — параллельно, перпендикулярно или под углом к проезжей части. Такие требования содержатся в проекте ведомственного приказа, который описывает порядок установки дорожных знаков, светофоров, разметки, устройство парковок для транспорта. Теперь в рамки действия общих дорожных норм предложено включить и СИМ.
Минтранс разместил на regulation.gov.ru проект новых правил подготовки проектов и комплексных схем по организации дорожного движения (поправки вносятся в ведомственный приказ №274). Эти правила регламентируют места установки дорожных знаков, светофоров, нанесение разметки, устройство парковок, одностороннего, реверсивного движения и т. д. с учетом потоков автомобилей, пешеходов и велосипедов. Минтранс предлагает добавить туда и средства индивидуальной мобильности. Разработка подобной документации обязательна для регионов.
Субъекты федерации обяжут «обосновывать решения» по развитию инфраструктуры для СИМ, а также создавать в целом «благоприятные условия» для их движения.
Согласно новым требованиям, проекты организации дорожного движения (ПОДД) должны будут включать предложения по организации велодорожек и мест для стоянки СИМ. В ПОДД, применяемых во время ремонтных работ или в ходе дорожного строительства, непременно должны присутствовать мероприятия по движению велосипедистов и СИМ на территории, прилегающей к местам ограничений. Также Минтранс предлагает формировать адресные перечни стоянок для электросамокатов, станций проката с указанием размеров площадки, количества мест для стоянки велосипедов и СИМ и способа парковки (параллельно, перпендикулярно или под углом к проезжей части).
Проект приказа предусмотрен «дорожной картой» по нормативному регулированию СИМ, которую правительство РФ утвердило в 2023 году. В ней среди прочего заложены поправки к Правилам дорожного движения и КоАП. Эти документы тоже разрабатываются, точная степень готовности пока неизвестна.
В пояснительной записке к проекту приказа Минтранс ссылается на статистику начала 2023 года, согласно которой в прокате находилось почти 192 тыс. СИМ, а в розницу в 2020–2022 годах было продано 540 тыс. мобильных устройств. Общий парк эксплуатируемых на начало прошлого года в стране СИМ Минтранс оценил в 750 тыс. штук, но сейчас их, очевидно, больше. Так, Ассоциация операторов микромобильности оценивала парк кикшеринга на конец 2023 года в 300 тыс. штук. Аварийность с электросамокатами растет: за девять месяцев 2023 года прирост ДТП превысил 215% к аналогичному периоду прошлого года, погибших — плюс 63%. Больше всего аварий зафиксировано в Москве, Тюменской области, Санкт-Петербурге. 
Новые требования к документации обеспечат развитие инфраструктуры, улучшат качество условий для движения СИМ и повысят безопасность дорожного движения, уверены в Минтрансе.
Опрошенные “Ъ” эксперты документ поддержали. «Для того чтобы появилась инфраструктура, нужны точные расчеты количества пользователей СИМ и правильно составленная проектная документация,— говорит сопредседатель рабочей группы "Безопасность дорожного движения" в рамках "регуляторной гильотины" Евгений Литвин.— Сейчас же транспортное планирование происходит так, как будто электросамокатов не существует». Руководитель направления по взаимодействию с органами влаcти Whoosh Сергей Карлов называет проект приказа «очередным шагом по созданию условия для интеграции СИМ в транспортные системы городов».
Суммарная протяженность велодорожек, которыми могут пользоваться СИМ, составляет около 5 тыс. км, из них около 500 км в Москве и 150 км в Санкт-Петербурге, говорит директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. «Этого очень мало, и здорово, что Минтранс возлагает на города обязанность создавать новую инфраструктуру,— говорит она.— Вопрос в том, кто это будет финансировать. Каждый раз, когда я встречаюсь с представителями администраций городов и муниципалитетов, они говорят, что денег на это нет. 
Во многих регионах ситуация с автодорогами и тротуарами плачевна, велоинфраструктуру они будут строить по остаточному принципу».
Однако существуют и альтернативные варианты финансирования, отмечает госпожа Эрдман, приведя в пример Альметьевск (Татарстан), где сеть велодорожек построил инвестор за свой счет. Существенные вложения и не требуются, считает Евгений Литвин: разметить велополосу можно в рамках ежегодного обновления разметки, установить дополнительные знаки и парковки для СИМ тоже не очень накладно. Если совмещать эту деятельность с работами по благоустройству и реконструкции улиц, например в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» (так уже делается в Пскове, Иваново, Уфе, Пензе, Южно-Сахалинске), то затраты будут минимальными, считает господин Литвин. В пояснительной записке к приказу сказано, что его реализация не потребует выделения средств из бюджета.
В столичном ЦОДД напомнили, что уже несколько лет занимаются организацией по всему городу сети велодорожек, а также работают над проектом кольцевого веломаршрута «Зеленое кольцо», который соединит зеленые зоны, метро, МЦД и МЦК. Общие расходы на велоинфраструктуру в 2024–2026 годах, предусмотренные городским бюджетом, составят 1,3 млрд руб. В ЦОДД заявили “Ъ”, что считают «правильными и позитивными» предложения Минтранса по корректировке правил.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку