21.05.2025
Челябинск. В городе заблокировали все сервисы проката электросамокатов из-за роста числа дорожных инцидентов
В Челябинске нашли неожиданное решение проблемы безопасности дорожного движения, возникшей из-за массового распространения электрических СИМ: с 15 мая заблокированы все сервисы проката электросамокатов. И, по оценкам горожан, на проезжей части, а главное - на тротуарах стало значительно безопаснее. Городские власти отметили: они пытались урегулировать отношения с операторами кикшеринга, но до соглашения дело не дошло.
В первые часы затишья появилась версия о техническом сбое в оборудовании кикшеринга. В соцсетях появились фото из приложений с объяснениями типа: "Взяли паузу, зайдите позже". Но уже к вечеру стало понятно, что все значительно серьезнее - прокатные самокаты начали опечатывать и вывозить с улиц в грузовых фургонах, руководили этим процессом сотрудники следственных управлений СК региона. А на традиционный для челябинцев вопрос: "А что, так можно было?", следственное ведомство опубликовало официальное разъяснение:
"Третьим отделом по расследованию особо важных дел СУ СК России по Челябинской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, совершенных группой лиц по предварительному сговору)".
Санкцией этой статьи предусмотрено наказание до шести лет лишения свободы с крупным штрафом. А группой лиц следствие объявило операторов кикшеринга, которые, "осуществляя предпринимательскую деятельность по прокату и аренде средств индивидуальной мобильности на территории Челябинской области, не обеспечили надлежащие условия для их эксплуатации". Среди претензий в частности называется небезопасное состояние электросамокатов, отсутствие возможности определить возраст их арендаторов и предупреждений об опасности их использования. По версии следствия, все это и привело к росту дорожных инцидентов, в которых, по данным СК, с начала прошлого года пострадали более 130 человек.
Последним сигналом, по всей видимости, стал наезд 12-летнего школьника на 64-летнего мужчину (!) на тротуаре в Челябинске.
После которого глава СК РФ Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело. А главное, выяснить, как прокат электросамокатов, разрешенный для лиц старше 16 лет, оказался доступен виновнику происшествия.
Последним сигналом стал наезд 12-летнего школьника на 64-летнего мужчину (!) на тротуаре в Челябинске
"В настоящее время из органов местного самоуправления и коммерческих организаций запрошена необходимая документация, в том числе относительно законности размещения средств передвижения на территории региона, - сообщила помощник руководителя челябинского СК Мария Плеханова. - Проводятся допросы, изъято более 1,5 тысячи электросамокатов, после осмотра которых будет решен вопрос о признании их в качестве вещественных доказательств. Назначены судебные экспертизы в целях исследования технического состояния транспортных средств, в том числе наличия необходимого программного обеспечения".
В мэрии Челябинска жесткий подход силовиков поддержали и сообщили, что еще 6 мая направили в адрес владельцев сервисов новые проекты соглашений о регулировании основных правил использования самокатов на улицах города. Однако "обратной связи" не получили.
В частности, документ предусматривал ограничение скорости электросамокатов и полный запрет их использования на некоторых территориях с массовым пребыванием людей. Отдельным пунктом предусматривалось создание специальных стоянок, использование которых после подписания соглашений стало бы обязательным. А электросамокаты перестали бы бросать посреди пешеходных переходов.
Кроме того, от операторов потребовали ввести ограничения на использование СИМ лицами в состоянии алкогольного опьянения, одновременно двумя и более катающимися, а также детьми младше 14 лет. Другими словами, поставили владельцев бизнеса в очень непростое положение, выход из которого они, по всей видимости, ищут до сих пор.
"Мы видим, как игнорируются правила безопасности и не соблюдаются все ранее достигнутые договоренности", - пояснили в мэрии солидарность со следствием.
В СК уже сообщили, что примут все меры для предотвращения эксплуатации СИМ с нарушением требований
Дальнейшая судьба сервисов пока под вопросом. В СК уже сообщили, что примут все меры для предотвращения эксплуатации средств индивидуальной мобильности с нарушением установленных требований. Уже изъятые с улиц электросамокаты в случае подтверждения их "недонастроенности" впоследствии могут быть конфискованы и уничтожены, как это делается с другими вещдоками по уголовным делам.
Сергей Варламов, член Общественного Совета при УМВД России по Астраханской области:
- Полагаю, что в Челябинске самокаты всех достали. У нас в Астраханской области их появлением на улицах города не довольны ни пешеходы, ни водители. Они мешают движению, часто создают аварийные ситуации на дороге. Так что пора принимать действенные меры.
Дмитрий Малютин, председатель Пермской городской Думы:
- В марте прошлого года депутаты Пермской городской Думы приняли решение о внесении изменений в правила благоустройства, которые касаются размещения электросамокатов на улицах города. Согласно правилам теперь размещать средства индивидуальной мобильности можно исключительно на велопарковках, также запрещается парковать в границах городского центра, на улицах особого градостроительного значения, магистралях городского значения. В противном случае электросамокаты попадали в специально отведенные места временного хранения.
Алексей Цивилев, председатель постоянной комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры:
- Когда говорят о штрафах за нарушение правил использования самокатов, кажется, что компании делают все возможное для того, чтобы борьба с нарушителями стала эффективной. Но давайте признаемся - штрафы, даже самые жесткие, не пугают никого, особенно если речь идет о молодых нарушителях или тех, кто не соблюдает правила. Например, повышение штрафа с 10 тысяч до 30 тысяч рублей вряд ли будет работать, если администрирование штрафов не станет более прозрачным и эффективным.
Ответственность, полагаю, должна лежать не только на пользователях, но и на компаниях, предоставляющих услуги аренды самокатов. Важно, чтобы они несли ответственность перед государством за предоставление своих устройств несовершеннолетним, нетрезвым или неадекватным людям, а также за те случаи, когда на одном самокате ездят двое. Если компании будут реально отвечать за свои нарушения, то они, возможно, начнут внедрять более строгие меры контроля за пользователями, что сделает систему более безопасной и эффективной. Думаю, челябинский пример сыграет в этом полезную роль.
Юрий Новиков, Сопредседатель воронежского реготделения общественной организации "Город и транспорт":
- Законодательно деятельность кикшеринговых компаний сейчас никак не урегулирована. Нужны штрафные санкции, чтобы этот бизнес почувствовал ответственность.
Сергей Галев, руководитель Пензенской военно-патриотической организации "Рубеж":
- Я даже своим кадетам-ребятам, а их у меня 300 человек, всегда говорю: зачем рисковать и брать этот электротранспорт? На дороге бывает всякое. Сколько пьяных, неадекватных людей. При использовании всегда есть риск для жизни, для здоровья, особенно подростков. Считаю, что нужно внимательно подходить к вопросу проката этого вида транспорта, история в Челябинске - лишнее тому подтверждение.
Ирина Алешина, многодетная мама, член Общественной палаты Саратовской области:
- Происшествия с электросамокатами случаются регулярно, как с теми, кто на них передвигается, так и с пешеходами. Буквально на днях моя знакомая упала, сломала нос. В то же время тотальный запрет, наверное, был бы неправильным. Собственно, это такая же ситуация, как с велосипедами. Там, где есть велосипедные дорожки, создана другая инфраструктура для велосипедистов, там ситуация более благополучная, участники движения друг другу не мешают. В Саратове не так давно ввели ограничения по передвижению на электросамокатах по пешеходному проспекту Столыпина, по некоторым другим улицам. Главное теперь наладить систему контроля, чтобы те, кто нарушает установленные правила, знал, что за это потом придется отвечать.
Антон Скупченко, руководитель воронежского архитектурного бюро:
- Самокаты - полезный и перспективный транспорт, который снижает нагрузку на общественный транспорт, но смешивать их с пешеходами на тротуарах неправильно. Было бы разумно разделять потоки: слабые электросамокаты могут передвигаться по велодорожкам, а для мощных - предусматривать использование дорог общего пользования, но с предварительным обучением и получением прав.