АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Запись вебинара 24.08.2017
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Государственная Дума РФ. Выявлена критическая нехватка педагогов для введения курса семьеведения «Моя семья»

19.05.2025

Государственная Дума РФ. Выявлена критическая нехватка педагогов для введения курса семьеведения «Моя семья»

Отсутствие учебных материалов и единой программы, нехватка кадров, слабая экспертная проработка материалов — такие проблемы во внедрении курса «Моя семья» в школах выявила рабочая группа при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации, сообщила «Парламентской газете» ее руководитель, вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова. О том, что еще мешает сделать семьеведение массовым, и о том, как с этими сложностями планируют бороться, — рассказываем в нашем материале.

Учителей — в 46 раз меньше нормы
Напомним: еще в 2018 году за эту тему взялась Российская академия образования при поддержке тогдашнего детского омбудсмена, ныне вице-спикера Госдумы Анны Кузнецовой, а также Фонда Андрея Первозванного. В 2023 году во время Рождественских образовательных чтений вместе с патриаршей комиссией прошел круглый стол по народосбережению. Тогда депутаты вновь подняли тему уроков семьеведения. В 2023 году интегрировать в школьные программы курс семьеведения (он же «Моя семья») предложила глава Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина. После ряда совещаний депутаты, представители Министерства просвещения и Минобрнауки пришли к мнению, что это все же должен быть элемент внеурочной деятельности. Вскоре были разработаны пособия и методические материалы.
Как сообщила «Парламентской газете» в пятницу, 16 мая, заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова, накануне состоялось первое заседание рабочей группы при координационном совете при Правительстве России по проведению десятилетия детства, объединившей представителей Министерства просвещения, Минтруда, Минздрава, ученых, экспертов и членов родительского сообщества. Основной темой обсуждения стало введение и реализация курса «Моя семья». Предварительно эксперты провели мониторинг в нескольких десятках регионов страны по 30 различным параметрам и выявили серьезные проблемы.
«Так, в их число вошли отсутствие учебных материалов и методической поддержки, нехватка учебных пособий, раскоординированность при внедрении курса, отсутствие единой программы, — уточнила Анна Кузнецова. — Недостаток часов в учебном плане, перегруженность педагогов, слабая экспертная проработка ряда предлагаемых материалов и так далее».
Отдельно Анна Кузнецова подчеркнула проблему нехватки кадров. По ее словам, в планах Министерства просвещения на сегодняшний день заложена подготовка чуть более 500 педагогов. В то время как реальный запрос, только по предварительной оценке, составляет более 23 тысяч — то есть в 46 (!) раз больше.

«Эксперименты на детях недопустимы»
Также, по словам вице-спикера, возникло много вопросов к содержанию учебных пособий — а вернее, к отсутствию в них единообразия. Этот вопрос, констатировала Анна Кузнецова, возьмут под контроль уже в ближайшее время.
«У наших детей должно быть все лучшее, — подчеркнула собеседница издания. — Эксперименты с содержанием курса на детях недопустимы. Учебные пособия и программы будут строго отслеживаться и выверяться, будет отлажена система координации, внедрения курса, отредактирована содержательная часть и поставлена на системную основу подготовка специалистов».
Впрочем, есть и позитивные новости. Несмотря на все проблемы, в ряде регионов курс «Моя семья» успешно реализуется. И даже более того — как отметила Анна Кузнецова, в некоторых образовательных учреждениях можно говорить о формировании полноценной семейно ориентированной образовательной среды.
«Эта работа заслужила высочайшее доверие и поддержку родителей и педагогического сообщества. Все это, а также экспертиза многолетней работы по преподаванию основ семейных ценностей в школах 60 регионов страны дает основания для уверенности, что при правильном и мудром подходе поставленная задача будет успешно реализована, — заключила вице-спикер. — Таким образом, объединив усилия ведомств, должна быть выстроена системная работа по реализации и внедрению курса «Моя семья», а также выстраиванию семейно ориентированной среды в целом».
Первый заместитель министра просвещения Александр Бугаев, также присутствовавший на заседании рабочей группы, в свою очередь, отметил, что на сегодняшний день в апробации курса участвуют свыше 1,5 тысячи специалистов из 865 образовательных организаций.
«На занятиях ребята беседуют с педагогами, смотрят и обсуждают кинофильмы, разбирают конкретные ситуации и выполняют практические задания. Отмечу, что при проектировании вариативного компонента курса специалисты учитывали интересы молодых людей, социокультурные духовно-нравственные ценности традиционных религий, этнокультурные и этноконфессиональные особенности народов России, — подчеркнул Бугаев. — Они также уделяли внимание опыту и практике реализации в образовательной организации учебных курсов и проектов семьеведческой воспитательной направленности. Подчеркну, что у 77% педагогов не возникло затруднений при реализации тем курса».

Секции АСДГ: 

Возврат к списку