АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Основные направления социальной политики муниципалитета», 15 - 16 марта 2012 г., Новосибирск

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

Обсудив основные направления социальной политики в городах Сибири и Дальнего Востока, конференция АСДГ отмечает, что социальная политика в целом направлена на достижение устойчивого развития городов. Выявлен ряд проблем, препятствующих построению более эффективной работы отраслей на территориях городов и регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Изучив опыт разработки комплекса мероприятий по социальной поддержке отдельных категорий граждан, можно констатировать, что в Новосибирске сформирована инфраструктура из числа учреждений, различных ведомств и общественных организаций, которые обслуживают категорию лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Основополагающим принципом при этом стало объединение усилий всех структур в преодолении разобщенности и дублирования вопросов по оказанию помощи и поддержке данной категории граждан.
Обсудив вопросы развития здравоохранения в городах Сибири и Дальнего Востока в современных экономических условиях, конференция АСДГ отмечает, что в целом в городах проводится планомерная работа по повышению эффективности функционирования системы здравоохранения, снижению рисков для здоровья населения и формированию здорового образа жизни у жителей. Отмечен положительный опыт города Новосибирска по внедрению новых технологий и крупномасштабных, в том числе международных проектов, в которых город сам обеспечивает дополнительное финансирование приоритетов развития отрасли.
Рассмотрев опыт городов Сибири и Дальнего Востока по формированию городских программ, конференция АСДГ отмечает, что реализация программных мероприятий позволяет сконцентрировать необходимые усилия и средства для решения конкретных задач в муниципальном здравоохранении.
Рассмотрев опыт создания и работы центров здоровья на территории городов Сибири и Дальнего Востока, участники конференции отмечают, что развитие данного направления отрасли позволило создать условия для скрининг-обследования жителей городов, проведения консультаций по здоровому образу жизни, мероприятий по профилактике заболеваний и повышению санитарной культуры населения.
В то же время, участниками конференции выявлен ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы здравоохранения. Основной причиной является недостаточная укомплектованность медицинскими кадрами и уровень заработной платы.
Изучив практику муниципальной молодежной политики городов Сибири и Дальнего Востока, конференция АСДГ отмечает позитивный опыт города Новосибирска в реализации молодежной политики по направлению «Работающая молодежь» на предприятиях и организациях, реализации программ по повышению лидерских компетенций, проведению культурно-массовых мероприятий, развитию новых форм взаимодействия с работающей молодежью.
Вместе с тем, участники конференции АСДГ отмечают необходимость создания условий для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, совершенствования работы с молодежью на предприятиях и организациях, поддержке предпринимательских инициатив молодежи. Изучив региональный и муниципальный опыт реализации молодежной политики по направлению «Работающая молодежь», участниками конференции выявлена одна из основных проблем, сдерживающая эффективное развитие данного направления - отсутствие комплексного межведомственного подхода к работе с работающей молодежью, позволяющего объединить все имеющиеся ресурсы для достижения общей цели.
Участники отмечают, что в ходе реализации на муниципальном уровне национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», «Концепции модернизации Российского образования» накоплен положительный опыт, складываются позитивные тенденции, формируются условия успешного развития муниципальной системы образования: совершенствуются организационно-правовые и экономические механизмы в образовании; возрастает внимание общественности к проблемам муниципального образования; ведется работа по изменению школьной инфраструктуры, укреплению и совершенствованию материально-технической базы образовательных учреждений; внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт в образовательных учреждениях, обновляется содержание образования; складывается действенная система общественно-государственного управления муниципальной системой образования; педагогическая наука и практика, методические, консультационные и информационные службы интегрируют свои усилия по научно-методическому обеспечению процесса развития образования в условиях крупных мегаполисов и городов областного подчинения; формируется система межведомственного сотрудничества, взаимодействия по решению необходимых задач в социальной сфере сибирских и дальневосточных городов.
Отмечается, что в основу формирования современной модели муниципального образования должны быть положены следующие принципы:
- открытость образования к внешним запросам;
- конкурсное выявление и поддержка лидеров;
- комплексный характер принимаемых решений в рамках программно-целевого подхода и ориентации на получение конкретного результата;
- обновление кадрового потенциала;
- обновление организационно-экономических и правовых механизмов.
Обсудив вопросы организации предоставления услуг дошкольного образования в городах Сибири и Дальнего Востока, участники конференции АСДГ отметили, что в городах сохраняется проблема доступности дошкольного образования.
Изучив практику организации и управления физической культурой и спортом в городах Сибири и Дальнего Востока в современных условиях, участники конференции АСДГ отмечают положительный опыт городов в развитии спортивной инфраструктуры, вовлечения подрастающего поколения к более активным занятиям.
По результатам обсуждения вопросов по совершенствованию социальной политики муниципалитета и на основании изученного опыта работы в городах Сибири и Дальнего Востока участники конференции приняли следующие РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Федеральным органам государственной власти:
В области здравоохранения:
1.1. Срочно рассмотреть целесообразность внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части передачи полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья на уровень органов местного самоуправления.
1.2. Разработать и внедрить в практику «Паспорт здоровья» не только для спортсменов, но и для всех школьников и учащейся молодежи.
1.3. Внедрить унифицированные методики оценки состояния здоровья и физического развития различных категорий населения (комплекс тестов) и на их основе вести мониторинг динамики установленных показателей, используя их, как контрольные показатели хода реализации ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
В области дошкольного образования:
1.4. Рассмотреть возможность прямого субсидирования из средств федерального бюджета на условиях софинансирования на создание дополнительных мест для дошкольников с целью решения проблемы доступности услуг дошкольного образования.
1.5. Рассмотреть механизм возврата зданий бывших детских садов из федеральной собственности в муниципальную.
В области физической культуры и спорта:
1.6. Оказывать научно-методическую поддержку органам исполнительной власти местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта, в том числе подготовку к изданию и распространение научных и методических рекомендаций, организовывать и проводить региональные и всероссийские конференции и семинары, способствующие распространению передового опыта организации работы на местах.
1.7. Совместно с Дирекцией целевых программ развития спорта в России организовать информационное взаимодействие с исполнительной дирекцией АСДГ в части вовлечения муниципальных образований в реализацию федеральных целевых программ.
1.8. Совместно с высшими учебными заведениями рассмотреть возможность подготовки специалистов физической культуры и спорта для работы с населением по месту жительства.
1.9. Совместно с органами местного самоуправления решать вопросы социальной адаптации спортсменов после завершения спортивной карьеры.
1.10. Пересмотреть региональную политику развития спорта в Российской Федерации с учетом географической отдаленности и экономических затрат для Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
1.11. Разработать прогноз потребности в специалистах по физической культуре и спорту на период 2013-2020 г. На основании разработанного прогноза обосновать и законодательно обеспечить изменения в правила приема в вузы физической культуры, которые позволили бы набирать студентов на условиях государственного заказа с заключением с ними трехстороннего договора (вуз-студент-работодатель), предусматривающего трудоустройство выпускников в соответствии с прогнозируемой потребностью.
1.12. На уровне федерального законодательства разработать и внедрить в практику единые нормативы к аттестации, оплате труда, назначению пенсии, установлению дополнительных выплат и льгот для тренеров-преподавателей спортивных школ, независимо от их ведомственной принадлежности.
В области молодежной политики:
1.13. Рассмотреть возможность разработки и принятия Федерального закона «О государственной молодежной политике Российской Федерации».
1.14. Организовать работу по подготовке единой системы нормативно-правового регулирования отрасли молодежной политики, регламентирующую деятельность по всем направлениям отрасли на государственном, региональном, муниципальном уровнях.
1.15. Совместно с высшими учебными заведениями рассмотреть возможность подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров отрасли молодежной политики для организации работы с молодежью на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
В области здравоохранения:
2.1. Совершенствовать систему социальной поддержки работников бюджетной сферы.
2.2. Оптимизировать работу по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
2.3. Оказывать научно-методическую поддержку органам исполнительной власти местного самоуправления по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у населения.
В области дошкольного образования:
2.4. Оказывать государственную поддержку муниципальным бюджетам для создания новых мест и открытия дополнительных групп дошкольного образования.
2.5. Рассмотреть возможность возврата зданий бывших детских садов, находящихся в государственной собственности регионов, с целью их возврата в систему дошкольного образования.
В области молодежной политики:
2.6. Рассмотреть возможность внедрения системы грантовой поддержки учреждений отрасли молодежной политики, молодежных общественных объединений по вопросам реализации молодежной политики.
2.7. Оказывать государственную поддержку муниципальным бюджетам для развития и материально-технического оснащения инфраструктуры молодежной политики.
В области физической культуры и спорта:
2.8. Продолжить разработку и реализацию долгосрочных целевых программ, направленных на сохранение здоровья, привлечение к занятиям физической культурой и спортом различных категорий населения регионов.
2.9. Продолжить строительство открытых и закрытых спортивных сооружений в регионах с учетом климатических условий и возможности максимальной наполняемости этих сооружений. Считать экономическую целесообразность одним из решающих факторов развития видов спорта в субъектах Российской Федерации.
2.10. В целях обеспечения максимального количества занимающихся физической культурой, в рамках региональных и муниципальных программ развернуть строительство простейших открытых спортивных площадок в жилых массивах, а спортивные залы и другие объекты спортивной инфраструктуры (лыжные базы, стадионы, бассейны и пр.) сосредоточить в спортивных учреждениях дополнительного образования. Такой подход позволит обеспечить материальной базой систему дополнительного образования, где сосредоточена основная масса детей, подростков и молодежи, равномерно распределит спортивные объекты на территории муниципальных образований, а сохранность и ремонт сооружений будет обеспечиваться балансодержателем.
2.11. Организовать взаимодействие с органами исполнительной власти местного самоуправления по их участию в реализации федеральных и региональных целевых программ развития спорта, в том числе и разработке.
2.12. Проводить крупные спортивно-массовые мероприятия многоступенчатого характера совместно с органами исполнительной власти местного самоуправления.
2.13. Осуществлять планирование средств бюджетов субъектов Российской Федерации с вовлечением средств в «Фонд муниципального развития» для поддержки строительства спортивных объектов на территориях муниципальных образований.
2.14. Соблюдать требования статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части финансового обеспечения муниципальных образований для осуществления переданных отдельных государственных полномочий.
3. Органам местного самоуправления:
В области здравоохранения:
3.1. Использовать опыт информатизации системы муниципального здравоохранения.
3.2. Внедрять международные проекты в отрасли «Здравоохранение».
3.3. Разрабатывать муниципальные целевые программы социальной направленности
3.4. Развивать взаимодействие с организациями различных форм собственности в части решения социальных проблем на основе муниципального заказа.
3.5. Подготовить предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части передачи полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья на уровень органов местного самоуправления в крупном мегаполисе.
В области молодежной политики:

3.6. Принять меры по развитию инфраструктуры молодежной политики через создание различных видов учреждений молодежной политики, укреплению материально-технического оснащения учреждений молодежной политики.
3.7. Создать условия для вовлечения молодежи в трудовую деятельность, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда и карьерного продвижения путем совершенствования профориентационной и психологической работы с молодежью, внедряя более эффективные формы работы в этом направлении.
3.8. Инициировать на уровне руководителей предприятий, учреждений, организаций обсуждение возможностей принятия коллективных договоров, включающих раздел о работе с молодежью; выделения в штате предприятия отдельной ставки специалиста по работе с молодежью; финансирования проектов молодежных советов, направленных на решение проблем работающей молодежи конкретного предприятия.
3.9. Предусмотреть выделение средств на создание учебных фильмов об успешных в своей профессии специалистах для трансляции молодежи опыта построения карьеры, достижения успехов в профессиональной деятельности.
3.10. Ввести систему обучения профконсультантов, психологов, специалистов по работе с молодежью передовой психолого-управленческой практике с использованием новых технологий, направленных на формирование умения молодых людей объективно оценивать личные запросы и потребности рынка труда. Для этой цели использовать возможности учебной сети повышения квалификации институтов молодежной политики, центров профессиональной карьеры крупных городов Российской Федерации, в том числе муниципальных образований, входящих в АСДГ.
3.11. Поддерживать предпринимательские инициативы молодежи, проводить мероприятия (консультации, тренинги), направленные на развитие личных и деловых компетенций молодежи, необходимых в предпринимательской деятельности.
3.12. Разрабатывать современные программы вовлечения молодежи в социально-экономические процессы развития муниципалитетов с учетом реальных интересов и потребностей молодых горожан.
В области дошкольного образования:

3.13. Обобщить практику и процедурно-организационные вопросы межведомственного взаимодействия на уровне муниципалитета по решению текущих и стратегических задач дошкольного, общего и дополнительного образования.
В области физической культуры и спорта:

3.14. Активизировать работу по принятию и реализации целевых комплексных программ, направленных на:
- организацию и развитие физкультурно-спортивной работы по месту жительства;
- модернизацию физического воспитания в образовательных учреждениях;
- комплексное развитие видов спорта, направленное на решение социальных задач;
- формирование здорового образа жизни.
3.15. Совместно с Олимпийским Комитетом России через Олимпийские советы обеспечить информационно-пропагандистское сопровождение развития массовых форм занятий спортом в Сибирском и Дальневосточном регионе.
3.16. Принять меры по определению необходимого объема рекреационных территорий, в том числе парковых зон для организации массовой спортивно-оздоровительной работы с населением со всеми группами.
3.17. Разработать и реализовать долгосрочные целевые программы, направленные на решение задач социального развития муниципальных образований, в том числе за счет формирования здорового образа жизни населения.
3.18. Обеспечить пропаганду здорового образа жизни, «моды на спорт и здоровье» на массовых физкультурно-спортивных мероприятиях, собирающих большое количество участников и болельщиков.
3.19. Обеспечить создание и трансляцию серий телевизионных программ, публикацию в печатных СМИ материалов, обучающих простейшей технике движений в наиболее доступных и массовых видах спорта, популяризирующих виды спорта, в том числе и известными спортсменами высокого класса.
4. Исполнительной дирекции АСДГ:
4.1. Довести настоящие рекомендации до сведения профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации.
4.2. Инициировать обращение в Государственную Думу Федерального Собрания о необходимости разработки и принятия Федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации», который позволит как на уровне государства, так и на муниципальном уровне четко и эффективно регламентировать деятельность по всем направлениям молодежной политики.
4.3. Обобщить и распространить деятельность мэрии города Новосибирска по созданию нормативно-правовых, научно-методических и информационно-аналитических условий, ресурсов и инфраструктурных преобразований по развитию муниципальной системы образования.
4.4. Учитывая специфику, огромный спектр проблем и активную модернизацию сферы молодежной политики, физической культуры и спорта, обратиться к председателям секции АСДГ «Муниципальная молодежная политика» и секции АСДГ «Физическая культура и спорт» с просьбой рассмотреть вопрос объединения этих секций в одну самостоятельную секцию АСДГ «Молодежная политика, физическая культура и спорт», на следующей конференции АСДГ. В целях обмена опытом проводить мероприятия данной секции в различных городах АСДГ.

Возврат к списку мероприятий