АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Основные направления социальной политики муниципалитета», 15 - 16 марта 2012 г., Новосибирск

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е   С О О Б Щ Е Н И Е

В конференции, прошедшей 15-16 марта 2012 года в Новосибирске, приняли участие 140 специалистов сфер здравоохранения, образования, молодежной и социальной политики администраций и представительных органов 30 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. Организаторами мероприятия выступила Ассоциация сибирских и дальневосточных городов и мэрия города Новосибирска. С приветственным словом к собравшимся выступил президент АСДГ, мэр города Новосибирска Владимир Городецкий: «Социальная сфера является важнейшим критерием эффективности работы муниципальной власти», – убежден В.Городецкий. «За последние пять лет на федеральном уровне сделана очень мощная «инъекция» целевых программ для развития социальной сферы, - сказал президент Ассоциации. – Нам важно обсудить в рамках конференции, как сегодня регионы справляются с этим, какой опыт накоплен, вычленить все лучшее, чтобы взять это на вооружение для дальнейшей работы». С докладом «Разграничение полномочий и система финансирования в социальной сфере муниципальных образований» выступил, открывая пленарную часть конференции, вице-президент АСДГ Роальд Бабун. Он акцентировал внимание собравшихся на вопросах разграничения полномочий регионов и органов местного самоуправления в сфере социальной политики. Отдельно Р.Бабун остановился на системе финансирования муниципалитетов, касающейся социальных обязательств органов местного самоуправления. Р.Бабун особо подчеркнул, что «ключевые отрасли социальной сферы: образование, здравоохранение, социальная поддержка и социальное обслуживание – прерогатива, расходные полномочия и ответственность государства. Это вопросы не местного, а государственного значения». Р.Бабун предложил критерии разграничения местных и государственных полномочий. По его словам «Государственные вопросы – это госстандарты, а вопросы местного значения – муниципальные социальные стандарты и нормативы». Также вице президент АСДГ выделил такой аспект как целесообразность делегирования государственных полномочий в социальной сфере на муниципальный уровень: «Органы МСУ выступают перед населением в качестве агентов государства на местах. Экономия затрат на создание территориальных органов госвласти. Лучший учет местных условий для улучшения обслуживания населения. Привлечение общественности к участию в решении отдельных вопросов, контроль населения за их исполнением». Докладчик рассказал собравшимся о законодательных новшествах, которые были внесены в уже существующие законы: Федеральные законы №154-ФЗ и №131-ФЗ. Резюмируя, Р.Бабун подчеркнул: «Содержание и развитие социальной сферы города в основной части следует считать вопросами не местного, а государственного значения, включая установление стандартов предоставления услуг и их финансирование. В реальной жизни объем собственных полномочий органов МСУ в социальной сфере неуклонно сокращается. •Передача исполнения отдельных гос полномочий в социальной сфере на муниципальный уровень и сохранение сети муниципальных учреждений социальной сферы является целесообразной. При этом объемы субвенций, выделяемых на исполнение переданных госполномочий, должны быть достаточными для качественного предоставления услуг. Наилучшей моделью делегирования госполномочий органам МСУ является модель, принятая в сфере образования. Менее эффективна модель, принятая в здравоохранении и социальной политике, когда субъекты РФ могут передавать или не передавать соответствующие полномочия органам МСУ. Отстранение органов МСУ от решения ключевых вопросов социальной сферы городов нецелесообразно». Об опыте города Новосибирска в реализации социальной политики на местном уровне рассказал заместитель мэра города Александр Титков. Докладчик поделился опытом Новосибирска в развитии социальной сферы в рамках реализации «Стратегического плана развития города Новосибирска». По словам А.Титкова, стратегическое планирование городского развития напрямую зависит от развития социальной инфраструктуры и повышения качества оказания муниципальных услуг населению. По мнению новосибирских специалистов, модернизация системы здравоохранения города дополняется программами повышения доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи, совершенствования работы службы скорой помощи. Кроме того, внедрена автоматизированная система «Городская электронная регистратура», действуют программы, направленные на улучшение демографической ситуации. И как результат, впервые за последние 19 лет (начиная с 1992 года) в Новосибирске рождаемость превысила смертность, а по предварительным результатам последней Всероссийской переписи населения численность жителей города вплотную приблизилась к полутора миллионам. Об этом рассказал собравшимся начальник департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска Александр Львов. По его словам, без решения вопроса обеспечения кадрами развитие социальной сферы невозможно. Поэтому в целях оказания социальной поддержки работникам муниципальных учреждений Новосибирска с 1 марта 2012 года введен «соцпакет», который, помимо индексации заработной платы, включает такие меры, как возмещение расходов на оплату стоимости найма жилых помещений работникам муниципальных учреждений и специалистам, в которых остро нуждаются сферы здравоохранения и образования. Также предоставляются социальные выплаты в размере 35% расчетной стоимости жилья, которые можно использовать как первоначальный взнос при его покупке в кредит или на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам. Еще одна мера поддержки – компенсация за проезд в городском транспорте врачам, характер работы которых связан с участковым принципом обслуживания населения, а также медработникам, чье место работы удалено от места проживания. Кроме того, в Новосибирске принято решение о возобновлении целевой контрактной подготовки специалистов социальной сферы за счет средств муниципального бюджета. Как отметила в своем докладе начальник Главного управления образования мэрии города Новосибирска Наталья Копаева, хорошими темпами идет модернизация системы образования. Успешно реализуется образовательная инициатива «Наша новая школа». В прошлом году в Новосибирске началась реализация нового проекта модернизации региональных систем общего образования. Проект направлен на обновление школьной инфраструктуры, повышение статуса учителя, совершенствование технологий обучения. В последние годы во многих городах обострилась проблема обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях. В Новосибирске активно ведется строительство новых детских садов и сейчас эта работа подкреплена финансированием за счет областного бюджета. Только в прошлом году было введено 3220 новых мест для дошкольников. Новосибирские специалисты делились наработанным опытом не только в ходе пленарного заседания, но и организовали для участников конференции посещение таких социальных объектов, как городской геронтологический центр, детско-юношеский астрофизический центр «Планетарий», региональный футбольный манеж с/к «Заря». «В Новосибирске очень хорошо поставлены вопросы, связанные с массовыми физкультурой и спортом, – поделился впечатлением председатель комитета по социальной политике Барнаульской городской Думы Александр Миронов. – Сегодня, когда молодежь подвержена многим вредным привычкам, вовлечение в массовый спорт может помочь решить эту проблему». Также в рамках конференции состоялись заседания тематических секций, где участники смогли обсудить проблемы, обменяться опытом в различных аспектах социальной работы муниципальной власти. По итогам работы конференции участники сформировали пакет рекомендаций для органов государственной власти, органов местного самоуправления в области социальной политики.

Пресс-служба АСДГ


Возврат к списку мероприятий