АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Газета «Коммерсант». Число кофеен в крупных городах России выросло

05.02.2024

Газета «Коммерсант». Число кофеен в крупных городах России выросло

Рост потребления горячего кофе россиянами вернул интерес предпринимателей к открытию новых кофеен. В 2023 году число таких точек в городах-миллионниках РФ выросло на 10% год к году после провала в 2022 году, когда количество подобных заведений, напротив, сократилось на 27%. Но теперь из-за возросших затрат на запуск заведений и роста популярности кофе навынос бизнес стал фокусироваться на точках малого формата, что, по мнению игроков рынка, позволит в дальнейшем сохранить динамику открытий новых кофеен.
В 2023 году число кофеен (классические заведения и точки с кофе навынос) в городах-миллионниках выросло на 10% год к году, до 15,4 тыс. точек, подсчитали для “Ъ” в сервисе 2ГИС. В прошлом году сегмент кофейных заведений начал восстанавливаться после падения во время кризиса 2022 года. Тогда, по подсчетам аналитиков сервиса, количество таких точек, напротив, сократилось по сравнению с 2021 годом на 27%.
Так, по подсчетам 2ГИС, в Москве число таких точек выросло на 11,38% год к году, до 5,96 тыс., в Петербурге — на 10,51%, до 2,96 тыс. Наибольшие темпы прироста зафиксированы в Краснодаре — на 15,93%, до 1,15 тыс. заведений, в Екатеринбурге — на 14,59%, до 699, и в Волгограде — на 12,56%, до 251. В Казани число кофеен за год не изменилось. Наименьшая динамика наблюдалась в Челябинске (прирост всего на 1,01%, до 400 точек) и Воронеже (рост на 3,15%, до 327). Нижний Новгород стал единственным крупным городом страны, где число кофеен сократилось за год на 5,43%, до 348 точек.
Интерес предпринимателей к открытию новых заведений подтверждают аналитики и игроки рынка.
По данным портала Franshiza.ru, спрос инвесторов на франшизы кофеен в 2023 году вырос на 6% год к году. В 2023 году сеть Coffee Like открыла 206 новых точек, в то время как в 2022 году — только 35. У «Даблби» число кофеен в прошлом году не изменилось, хотя в 2022 году сократилось на девять заведений. У «Правда кофе» количество точек прибавилось на 13%, а в 2022 году — выросло на 42%, сообщили в компании. В One Price Coffee число новых открытий в 2023 году составило 64, в 2022 году — 86 точек. В ГК «Шоколадница» сообщили, что увеличение числа заведений запланировано на 2024 год.
Эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская считает, что этот рост обусловлен отложенным накопительным эффектом. «Те, кто принял решение открываться в 2022 году, выжидали сложное время, на которое пришлась в том числе частичная мобилизация, повлиявшая на многие бизнес-процессы»,— добавляет она.
Рост интереса к этому бизнесу активизировался на фоне увеличения потребления кофе. По подсчетам «Чек Индекса» (входит в систему оператора фискальных данных «Платформа ОФД»), в 2023 году число покупок в кофейнях выросло на 14% год к году, а за счет роста среднего чека на 11%, до 634 руб., обороты предприятий выросли на 25%. В компании отмечают, что лидерами продаж кофеен в прошлом году стали торговые точки под кофе с собой. 
По оценке Smart Ranking, в 2023 году российский рынок кофе навынос увеличился на 21% год к году, до 102,7 млрд руб.
Рост потребления кофе произошел в том числе за счет развития внутреннего туризма и возврата после пандемии массовых мероприятий в городские пространства, считает руководитель «Чек Индекса» Леонид Симаков. Хотя не все форматы кофеен оказались востребованными у посетителей. Исполнительный директор Coffee Like Дмитрий Плетнев говорит, что торгцентры перестают давать трафик кофе-барам, из-за этого рентабельность таких точек значительно снизилась. Самый успешный формат сейчас — это coffee-to-go, ведь ритм жизни продолжает расти, отмечает CEO «Даблби» Марина Вейкснэ. Она уверена, что динамика роста трафика и числа кофеен в 2024 году сохранится. Однако предприниматели будут стремиться сократить затраты на новые открытия.
Сейчас наблюдается ситуация, когда кофе вошел в топ-10 категорий, от которых потребитель не планирует отказываться ни при каких условиях, считает основатель сети One Price Coffee Сергей Румянцев. Он также надеется, что в ближайшие годы ожидается трансформация формата, когда число заведений с кофе навынос станет уменьшаться в пользу полноценных кофеен c более расширенным ассортиментом.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку